Библиографическое описание:

Шамшиева А. М. Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности учащихся [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 169-173.



…Без стремления к новому нетжизни, нет развития, нет прогресса

В. Г. Белинский

Система образования Республики Казахстан призвана обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана, и роль информационно-коммуникационных техно-логий (ИКТ) в этом отношении невозможно переоценить.Государственная политика информатизации образования, закрепленная в Законе РК «Об образовании», стала определяющей в реформировании отечественного образования. Повышение эффектив-ности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, электролекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним — сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешногообучения. [1]

ИКТ способны решать многие педагогические задачи, представляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения, в частности подготовка и проведение уроков с использованием мультимедиа. Мультимедийные уроки поднимают процесс на новый качественный уровень, благодаря чему у учащихся развивается исследовательский интерес. Они чувствуют себя свободно и готовы к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших средств.

Мы с огромной скоростью движемся к миру, в котором умение учиться, обобщать, анализировать и переносить знания из одной предметной области в другую станут залогом того, что человек обретет профессиональный успех.Роль преподавателя в информационном обществе меняется: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания, и становится руководителем и помощником обучающихся в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно искать нужные им знания в быстро меняющемся мире, и поэтому им требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса и критически подходить к предоставляемым им знаниям. В начале XXI-го века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку. Одной из самых существенных черт любой технологии обучения является воспроизводимость ее обучающего цикла, т. е. возможность его повторения любым учителем. Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств. В настоящее время программы, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие. Презентация хороша для анонсирования новой темы. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету или на электронные библиотеки. [2] Тестирующие программыкак способ контроля очень широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ.Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по предмету, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель как при подготовке к уроку, так и на самом уроке.Есть в Сети методические и искусствоведческие материалы. Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования технологий на уроках в современной школе. Применение ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ. Более значимой становится роль в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся.

Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке, учителю необходимо иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. [3]

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но и вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым направляя учащихся к активизации познавательной деятельности, критического мышления. Учит высказывать предположения, анализировать полученную информацию, сравнивать, обобщать, аргументировать. Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда слово учителя является недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. Учащиеся, определяя свой уровень образованности и способности и стремясь его достигнуть, ставят перед собой цели своей деятельности, выбирают средство достижения. Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Одной из главных задач на уроке остается формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Ее решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку. Доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты — это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Наши дети, выросшие в компьютеризированном мире, ждут от современного учителя другого подхода. Современная школьная доска должна быть интерактивной — к этому выводу приходит каждый, кто сталкивается со все возрастающими требованиями к организации и информационному наполнению процесса школьного обучения. Интерактивные доски на практике оказываются значительно эффективнее традиционных школьных досок или проекторов. За счет того, что материал подается в интерактивном режиме, существенно улучшается коммуникативное взаимодействие с учениками, что позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию. Соответственно, улучшается и качество образования. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии увеличивается. Работа с интерактивными досками существенно помогает в образовательном процессе. Урок с использованием интерактивной доски–это информативно, интерактивно. Использование интерактивной доски на уроке не только помогает увлечь школьников интересным материалом, но и позволяет самому учителю по-новому взглянуть на преподаваемый предмет.Эффективно применение интерактивной доски на этапе объяснения нового материала. Это дает возможность учитывать возрастные и психологические особенности ребенка, позволяя каждому ученику в соответствии с его ведущим каналом восприятия (аудиал, кинестетик, визуал) выбрать ту форму задания, с помощью которой он быстрее и легче овладеет учебным материалом. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребёнку. Уверенные в своих знаниях ученики быстро справляются с основным заданием.

В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека — определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. В заключении хочу отметить, что использование ИКТ служат большим подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более результативной. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. [4] Систематическое проведение уроков русского языка и литературы с использованием интерактивных методов и ИКТ даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей учащихся успешно решается. Одним из главных достижений педагогической деятельности- создание на уроке ситуации успеха- позволит в полном объеме активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся.

Литература:

  1. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы 2003. № 1.
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие, — М., Народное образование.2001
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров — М.: Издательский центр «Академия», 2004
  4. Васильева Ф.И, Лихошерст Н. В. Почему мы говорим «Да!» интерактивнымметодам? Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2006.
  5. Решеткина И. В. Интерактивное обучение в контексте современных тенденций развития школьного и вузовского образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle