Библиографическое описание:

Банкина Е. А., Гордиенко Н. В. Эмпирическое исследование индивидуального стиля деятельности воспитателя [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 179-180.



Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности обусловливается спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.

Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда [1]. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Стиль педагогической деятельности — устойчивая индивидуально специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов и способов осуществления педагогической деятельности. Помощь педагогам в том, чтобы перестать воспроизводить возникшие в раннем детстве бессознательно повторяющиеся паттерны взаимодействий, рассматривается как крайне актуальная задача современной аналитической педагогики [3].

В качестве респодентов выступали педагоги МБДОУ № 13 «Янтарь» в г. Железноводске в количестве 6 человек и МБДОУ № 24 «Звёздочка» в г. Пятигорске Ставропольского края в количестве 4 человек.

Результаты тестирования группы респондентов педагогов по методике «Личностный опросник Г. Айзенка», направленного на диагностику особенностей личности педагога, отображены в графике 1.

Рис. 1. Результаты тестирования особенностей личности педагога

Таким образом, по шкале экстраверсия — интроверсия 5 респондентов педагогов показали высокий уровень, 2 респондента — средний уровень и 3 — низкий уровень. По шкале нейротизм 3 респондента показали высокий уровень, 3 респондента — средний уровень, 4 — низкий. У 2 респондентов есть склонность к эмоциональной неадекватности

Интерпретация данных показала следующее: 2 респондента принадлежат к типу личности сангвиник — говорливый, живой, непринужденный, быстро реагирующий; 2 респондента — холерически-сангвинический тип — общительный, доступный, экстравертированный, оптимистический, активный; 1 респондент — холерик — меняющий свои взгляды/импульсивный, агрессивный, вспыльчивый; 1 респондент — сангвинически-флегматический тип — «лидирующий», спокойный, стабильный, беззаботный, уравновешенный; 1 респондент — флегматик — миролюбивый, рассудительный, надежный, владеющий собой; 1 респондент — флегматико-меланхолический тип — пассивный, интроверт, тихий, старательный, необщительный; 1 респондент — меланхолик — трезвый, пессимистический, сдержанный, ригидный; 1 респондент — меланхолически-холерический тип — добросовестный, нейротичный, капризный, обидчивый, неспокойный.

Результаты тестирования группы респондентов педагогов по методике «Индивидуального стиля педагогической деятельности» А. М. Марковой, А. Я. Никоновой [2], направленного на анализ особенностей стиля деятельности педагога, отображены в графике 2.

Рис. 2. Результаты тестирования особенностей стиля деятельности педагога

Таким образом,преобладающий стиль деятельности педагогов (более 70 %): ЭИС преобладает у 4 респондентов, ЭМС — у 2 респондентов, РИС — у 2 респондентов, РМС — у 2 респондентов.

Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что педагоги с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала логично и интересно. Отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения, часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания воспитанников. В процессе объяснения часто отсутствует обратная связь с воспитанниками. Характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на НОД.

Педагог с ЭМС, используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и педагог с ЭИС, в отличие от последнего стремится прочно заинтересовать особенностями самого предмета, а не активизировать детей внешней развлекательностью.

По сравнению с педагогами эмоциональных стилей педагог с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, меньше говорит сам, давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Педагог с РМС проявляет консервативность в использовании способов и средств педагогической деятельности. Малый, стандартный набор используемых методов обучения сочетается с высокой методичностью.

Результаты качественного анализа свидетельствуют, что предпочитаемый стиль зачастую определялся перевесом в 1–2 балла, что говорит о диффузном состоянии и периоде активного поиска собственного профессионального стиля.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что важным фактором развития профессиональной индивидуальности педагога является индивидуальный стиль педагогической деятельности. Способность педагога проявить свои сильные положительные качества в профессиональной деятельности выражается в умении выработать индивидуальный стиль.

Литература:

  1. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 2011.
  2. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2011.
  3. Гордиенко Н. В. Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в теории и практике // Молодой ученый. — 2016. — № 5.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle