Библиографическое описание:

Матафонова Т. Н., Комарова Е. В., Доронина А. Н., Кочетова О. П., Моисеева Л. А. Определение уровня воспитанности подростков [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 8-11.



Уровень воспитанности — главный показатель эффективности процесса воспитания. В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Под ростом уровня воспитанности будем понимать те позитивные изменения, которые происходят в личности. Они выражаются в развитии гуманистических ценностных отношений человека к миру, к людям и к самому себе. Становление и развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно четко этот процесс прослеживается в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте закладываются многие факторы, которые будут служить ориентиром дальнейшего развития личности человека. На становление и развитие особое влияние оказывают факторы внешнего воздействия окружающей среды и общества. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечения роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачатом состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. Необходимо решить, как узнать достижение поставленной цели в воспитательном процессе в целом или на отдельных его этапах. Для этого нужно сопоставить предполагаемые и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Достигнутые результаты могут, как соответствовать, так и отличаться от предполагаемых. Выяснить степень соответствия помогает диагностика — оценочная процедура, направленная на выявление истинного уровня воспитанности. Полученные данные сопоставляются с начальным уровнем воспитанности, и по разнице между начальным и конечным результатами можно определить эффективность процесса воспитания. Приступая к процессу воспитания, мы должны помнить, что главная цель работы направлена не на выявление интеллектуальных способностей ребенка, а на его личностное развитие.

Успех воспитательной работы с подростками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей. Подростковый возраст — это своеобразный переход от детства к взрослому состоянию. И поэтому он считается более трудным для воспитания и обучения.

Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. Еще вчера послушный, вежливый ребенок вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство, недисциплинированность. Беспрекословно принимавший ранее требования взрослых, он теперь относится к ним избирательно, критически, считает, что эти требования должны быть достаточно аргументированы и логически убедительны (с его точки зрения). У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость.

Итак, чтобы найти правильные приемы и средства воспитания подростков нужно хорошо знать своеобразие подросткового возраста, особенности физического и психологического развития.

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Подросток в отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности, подросток гораздо чаще сам ставит перед собой такие цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. [1]

Под уровнем воспитанности понимается совокупность умений и навыков, сформированность личностных качеств, необходимых обучаемому для достижения заданного уровня обученности и воспитанности в учебно-воспитательном процессе. [3]

Воспитанность включает в себя манеру общения, культуру поведения, этикет. Для воспитанного человека самосознание, ответственность за свои дела и поступки являются определяющим мотивом поведения. Требование, принятое в обществе носит обобщающий характер, оно дает лишь общее представление о поведении, побуждая человека к самостоятельному нравственному выбору применительно к многообразным ситуациям, предполагают личную моральную и гражданскую ответственность человека.

Изучение педагогом воспитанников и побуждение их к самоанализу, самоопределению и самовоспитанию воли и характера позволяют «дойти» до личности каждого учащегося и обеспечить ему реальную педагогическую поддержку, что на практике редко реализуются. [2]

Следовательно, педагог должен быть готов к аналитико-диагностической деятельности, так как постоянно находится в ситуации, которая вынуждает искать, определять причины, мотивы поведения того или иного воспитанника, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективные направления педагогической деятельности, направленное на воспитание личности. Объективные закономерности возрастного развития подростка, в частности волевой сферы, делают необходимым учитывать его характер в постановке целей и задач воспитания.

Понятие характер (в переводе с греческого — черта, примета, признак, особенность) в психологических словарях определяются как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Это «целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения, и характеризующимися устойчивым отношением к различным сторонам деятельности». [3]

В структуре характера выделяются, как правило, две группы черт (свойств, качеств). Первая отражает систему отношений к деятельности и индивидуально-своеобразные способы их осуществления. В многообразии отношений проявляются качества, по которым судят о воспитанности, трудолюбии, чувство собственного достоинства и другие. Ко второй группе относят волевые черты: готовность и умение сознательно регулировать свою деятельность, поведение в соответствии с определенными принципами, преодолевать трудности. Юношеский возраст понимается как возраст самоопределения, которому присущи потребность к выработке собственных оценочных суждений, стремление к самостоятельности и самосовершенствованию.

При изучении педагогического взаимодействия было выявлено, что подростки не хотят, чтобы их «воспитывали», и стремятся к самовоспитанию воли и характера.

Л. Фридман, доктор педагогических наук, профессор выделил следующие показатели воспитанности. [5]:

  1. Поведение в семье.

Активное участие в делах и проблемах семьи, старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому, самообслуживание, забота о младших и старших членах семьи, проявление инициативы в подготовке проведения семейных праздников.

  1. Поведение в школе.

Дисциплинированность и активность на уроках, повседневное выполнение правил для учащихся, аккуратность и старательность в выполнении заданий, бережное отношение к школьному и классному имуществу, активное участие в общественных делах класса и школы.

  1. Отношение к старшим.

Вежливость, соблюдение этикета в общении со старшими, оказание им помощи, разумное выполнение их поручений.

  1. Отношения со сверстниками.

Отношение к друзьям, инициатива в оказании помощи товарищам, искреннее переживание их радостей и горестей, умение держать слово и выполнять обещанное, отсутствие стремления непременно чем-то выделяться, сдержанность в спорах.

  1. Поведение на улицах и общественных местах.

Соблюдение правил уличного движения, бережное отношение к природе, к животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, привычка уступать старшим место в транспорте.

  1. Отношение к себе.

Постоянная занятость полезным делом, умение заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, привычка доводить начатое дело до конца, стремление быть честным и искренним, привычка не брать чужих вещей без разрешения, доброта, способность не завидовать чужим успехам, честность в признании чужих поступков, стремление их исправлять, умение воспринимать критику, нетерпимость к обману, воровству, отсутствие вредных привычек (курение, сквернословие), готовность прийти на помощь с риском для себя, умение отстаивать свое мнение с помощью логической аргументации, а не силой, настойчивость в преодолении трудностей, систематическое и упорное самовоспитание, физическое самосовершенствование и упорное самовоспитание, опрятный внешний вид.

При изучении уровня воспитанности подростков выделим следующие критерии:

  1. Свобода личности: уровень самосознания, самостоятельность в принятии решения, самодисциплина, честность, чувство собственного достоинства, самоуважение, гражданский выбор содержания жизнедеятельности;
  2. Гуманизм личности: милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказать помощь близким, стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни.
  3. Духовность личности: потребность в самопознании, в красоте, в общении поиск смысла жизни, способность к рефлексии.
  4. Творчество личности: развитые способности, развитый интеллект, потребность в преобразующей деятельности.
  5. Практичность личности: трудолюбие, хозяйственность, здоровый образ жизни, хорошие манеры, эстетические манеры.

Общий уровень воспитанности оценивается по 5-ти бальной системе:

Высокий уровень — 5 баллов (проявляется ярко и есть стремление к этому).

Выше среднего — 4 балла (в целом проявляется).

Средний уровень — 3 балла (проявляется ограниченно, недостаточно).

Низкий уровень — 2 балла (не проявляется).

Приведем характеристику каждого уровня воспитанности, составленную Ю. В. Васильевым, кандидатом педагогических наук, главным редактором издательства «Педагогика».

Высокий уровень. Учащиеся осознают свои учебные, общественные, трудовые и другие обязанности как долг перед обществом, коллективом, переживает свою сопричастность к делам коллектива, общества. Есть интерес, волевое стремление к учению, общественной и к другим деятельностям, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Учащиеся самостоятельны, активно участвуют в трудовых делах, умело ведут патриотическую, экологическую, культурно — образовательную и другую работу.

Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Учащиеся положительно относятся к учению, к труду и к другим видам деятельности, но самостоятельность, творчество проявляют в отдельных ситуациях, когда работа им по «душе». В ситуациях, требующих напряжения воли, часто не доводят до конца. Некоторые из них больше любят труд, чем учение. Глубина знаний в значительной мере зависит от интереса к предмету. Поэтому степень системности знаний не высокая, за исключением предметом, которые нравятся. Умения сформированы главным образом в тех видах деятельности, в которых школьники более заинтересованы. Самовоспитанием занимаются не систематически, хотя считают его необходимым.

Средний уровень. Нравственные позиции характеризуются сочетанием убеждений, соответствующих требованием общества, с эгоистическими, индивидуалистическими устремлениями, накопительством, вещизмом. Учащиеся не понимают ценности образования для собственного развития. Если они не намерены учиться в вузе, то среднее образование теряет для них смысл. Нередко — отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Многие личные интересы ставят выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных, с их точки зрения качеств. Знания учащихся часто поверхностны.

Низкий уровень. Учащиеся равнодушны к жизни страны, не испытывают сопричастности к делам коллектива, общества, не видят социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Необходимость в среднем образовании не осознают, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление лишь к развлечениям удовольствиям, праздному образу жизни. Знания по большинству предметов отрывочные, не связанные с жизненным опытом. Умения учебной, трудовой и других видов деятельности не сформированы, нося локальный характер.

Следует помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности, не отдельные ее качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, их вызвавшим, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности. Известно, что иногда даже гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены далеко не лучшими побуждениями. В других условиях, при иных обстоятельствах поведение могло бы измениться. [4]

Формирование воспитанности подростков происходит непрерывно. Для осмысления понятий воспитанности и разумного нравственного поведения следует проводить следующие мероприятия: часы общения, беседы, дискуссии, диспуты, лекции, конкурсы, викторины, занятия по общественно-полезному труду, чтение и обсуждения рассказов о Родине, изучение государственных символов и гимна РФ, шефская помощь, обсуждение кинофильмов, театральных постановок, экскурсии в музеи, заповедные места и так далее. Полезно проводить встречи воспитанников с писателями, художниками, вообще с интересными людьми.

Таким образом, изучение и диагностика уровней воспитанности необходимы для анализа воспитательной деятельности педагога, для ее корректировки и дальнейшего развития личности воспитуемого. Как сейчас мы воспитаем порастающее поколение, таким будет наш мир завтра.

Литература:

  1. Долгунов, В. С. Диагностика интеллектуального развития и воспитанности учащихся. // Директор школы. — 2006. -№ 7. — С. 84–87.
  2. Зайцев, В. Н. Практическая дидактика. / В. Н. Зайцев. — М.: Народное образование, 2000. — 215с. — ISBN 5–87953=135-Х
  3. Мажцева, Г. Н. Определение уровня воспитанности школьника.// Классный руководитель. — 2005.- № 5.- С.32–35.
  4. Михайлычев, Е. А. Диагностика и педагогическая коррекция в школе 20-х годов.// Педагогическая диагностика. — 2005. — № 5. С.3–7.
  5. Фридман, Л.М. программа формирования воспитанности учащихся. // Народное образование. — 2002.- № 6. — С.136–143.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle