Библиографическое описание:

Матафонова Т. Н., Комарова Е. В., Доронина А. Н., Кочетова О. П., Моисеева Л. А. Определение уровня воспитанности подростков [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 8-11.



Уровень воспитанности — главный показатель эффективности процесса воспитания. В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Под ростом уровня воспитанности будем понимать те позитивные изменения, которые происходят в личности. Они выражаются в развитии гуманистических ценностных отношений человека к миру, к людям и к самому себе. Становление и развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно четко этот процесс прослеживается в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте закладываются многие факторы, которые будут служить ориентиром дальнейшего развития личности человека. На становление и развитие особое влияние оказывают факторы внешнего воздействия окружающей среды и общества. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечения роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачатом состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. Необходимо решить, как узнать достижение поставленной цели в воспитательном процессе в целом или на отдельных его этапах. Для этого нужно сопоставить предполагаемые и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Достигнутые результаты могут, как соответствовать, так и отличаться от предполагаемых. Выяснить степень соответствия помогает диагностика — оценочная процедура, направленная на выявление истинного уровня воспитанности. Полученные данные сопоставляются с начальным уровнем воспитанности, и по разнице между начальным и конечным результатами можно определить эффективность процесса воспитания. Приступая к процессу воспитания, мы должны помнить, что главная цель работы направлена не на выявление интеллектуальных способностей ребенка, а на его личностное развитие.

Успех воспитательной работы с подростками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей. Подростковый возраст — это своеобразный переход от детства к взрослому состоянию. И поэтому он считается более трудным для воспитания и обучения.

Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. Еще вчера послушный, вежливый ребенок вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство, недисциплинированность. Беспрекословно принимавший ранее требования взрослых, он теперь относится к ним избирательно, критически, считает, что эти требования должны быть достаточно аргументированы и логически убедительны (с его точки зрения). У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость.

Итак, чтобы найти правильные приемы и средства воспитания подростков нужно хорошо знать своеобразие подросткового возраста, особенности физического и психологического развития.

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Подросток в отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности, подросток гораздо чаще сам ставит перед собой такие цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. [1]

Под уровнем воспитанности понимается совокупность умений и навыков, сформированность личностных качеств, необходимых обучаемому для достижения заданного уровня обученности и воспитанности в учебно-воспитательном процессе. [3]

Воспитанность включает в себя манеру общения, культуру поведения, этикет. Для воспитанного человека самосознание, ответственность за свои дела и поступки являются определяющим мотивом поведения. Требование, принятое в обществе носит обобщающий характер, оно дает лишь общее представление о поведении, побуждая человека к самостоятельному нравственному выбору применительно к многообразным ситуациям, предполагают личную моральную и гражданскую ответственность человека.

Изучение педагогом воспитанников и побуждение их к самоанализу, самоопределению и самовоспитанию воли и характера позволяют «дойти» до личности каждого учащегося и обеспечить ему реальную педагогическую поддержку, что на практике редко реализуются. [2]

Следовательно, педагог должен быть готов к аналитико-диагностической деятельности, так как постоянно находится в ситуации, которая вынуждает искать, определять причины, мотивы поведения того или иного воспитанника, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективные направления педагогической деятельности, направленное на воспитание личности. Объективные закономерности возрастного развития подростка, в частности волевой сферы, делают необходимым учитывать его характер в постановке целей и задач воспитания.

Понятие характер (в переводе с греческого — черта, примета, признак, особенность) в психологических словарях определяются как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Это «целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения, и характеризующимися устойчивым отношением к различным сторонам деятельности». [3]

В структуре характера выделяются, как правило, две группы черт (свойств, качеств). Первая отражает систему отношений к деятельности и индивидуально-своеобразные способы их осуществления. В многообразии отношений проявляются качества, по которым судят о воспитанности, трудолюбии, чувство собственного достоинства и другие. Ко второй группе относят волевые черты: готовность и умение сознательно регулировать свою деятельность, поведение в соответствии с определенными принципами, преодолевать трудности. Юношеский возраст понимается как возраст самоопределения, которому присущи потребность к выработке собственных оценочных суждений, стремление к самостоятельности и самосовершенствованию.

При изучении педагогического взаимодействия было выявлено, что подростки не хотят, чтобы их «воспитывали», и стремятся к самовоспитанию воли и характера.

Л. Фридман, доктор педагогических наук, профессор выделил следующие показатели воспитанности. [5]:

  1. Поведение в семье.

Активное участие в делах и проблемах семьи, старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому, самообслуживание, забота о младших и старших членах семьи, проявление инициативы в подготовке проведения семейных праздников.

  1. Поведение в школе.

Дисциплинированность и активность на уроках, повседневное выполнение правил для учащихся, аккуратность и старательность в выполнении заданий, бережное отношение к школьному и классному имуществу, активное участие в общественных делах класса и школы.

  1. Отношение к старшим.

Вежливость, соблюдение этикета в общении со старшими, оказание им помощи, разумное выполнение их поручений.

  1. Отношения со сверстниками.

Отношение к друзьям, инициатива в оказании помощи товарищам, искреннее переживание их радостей и горестей, умение держать слово и выполнять обещанное, отсутствие стремления непременно чем-то выделяться, сдержанность в спорах.

  1. Поведение на улицах и общественных местах.

Соблюдение правил уличного движения, бережное отношение к природе, к животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, привычка уступать старшим место в транспорте.

  1. Отношение к себе.

Постоянная занятость полезным делом, умение заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, привычка доводить начатое дело до конца, стремление быть честным и искренним, привычка не брать чужих вещей без разрешения, доброта, способность не завидовать чужим успехам, честность в признании чужих поступков, стремление их исправлять, умение воспринимать критику, нетерпимость к обману, воровству, отсутствие вредных привычек (курение, сквернословие), готовность прийти на помощь с риском для себя, умение отстаивать свое мнение с помощью логической аргументации, а не силой, настойчивость в преодолении трудностей, систематическое и упорное самовоспитание, физическое самосовершенствование и упорное самовоспитание, опрятный внешний вид.

При изучении уровня воспитанности подростков выделим следующие критерии:

  1. Свобода личности: уровень самосознания, самостоятельность в принятии решения, самодисциплина, честность, чувство собственного достоинства, самоуважение, гражданский выбор содержания жизнедеятельности;
  2. Гуманизм личности: милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказать помощь близким, стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни.
  3. Духовность личности: потребность в самопознании, в красоте, в общении поиск смысла жизни, способность к рефлексии.
  4. Творчество личности: развитые способности, развитый интеллект, потребность в преобразующей деятельности.
  5. Практичность личности: трудолюбие, хозяйственность, здоровый образ жизни, хорошие манеры, эстетические манеры.

Общий уровень воспитанности оценивается по 5-ти бальной системе:

Высокий уровень — 5 баллов (проявляется ярко и есть стремление к этому).

Выше среднего — 4 балла (в целом проявляется).

Средний уровень — 3 балла (проявляется ограниченно, недостаточно).

Низкий уровень — 2 балла (не проявляется).

Приведем характеристику каждого уровня воспитанности, составленную Ю. В. Васильевым, кандидатом педагогических наук, главным редактором издательства «Педагогика».

Высокий уровень. Учащиеся осознают свои учебные, общественные, трудовые и другие обязанности как долг перед обществом, коллективом, переживает свою сопричастность к делам коллектива, общества. Есть интерес, волевое стремление к учению, общественной и к другим деятельностям, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Учащиеся самостоятельны, активно участвуют в трудовых делах, умело ведут патриотическую, экологическую, культурно — образовательную и другую работу.

Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Учащиеся положительно относятся к учению, к труду и к другим видам деятельности, но самостоятельность, творчество проявляют в отдельных ситуациях, когда работа им по «душе». В ситуациях, требующих напряжения воли, часто не доводят до конца. Некоторые из них больше любят труд, чем учение. Глубина знаний в значительной мере зависит от интереса к предмету. Поэтому степень системности знаний не высокая, за исключением предметом, которые нравятся. Умения сформированы главным образом в тех видах деятельности, в которых школьники более заинтересованы. Самовоспитанием занимаются не систематически, хотя считают его необходимым.

Средний уровень. Нравственные позиции характеризуются сочетанием убеждений, соответствующих требованием общества, с эгоистическими, индивидуалистическими устремлениями, накопительством, вещизмом. Учащиеся не понимают ценности образования для собственного развития. Если они не намерены учиться в вузе, то среднее образование теряет для них смысл. Нередко — отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Многие личные интересы ставят выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных, с их точки зрения качеств. Знания учащихся часто поверхностны.

Низкий уровень. Учащиеся равнодушны к жизни страны, не испытывают сопричастности к делам коллектива, общества, не видят социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Необходимость в среднем образовании не осознают, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление лишь к развлечениям удовольствиям, праздному образу жизни. Знания по большинству предметов отрывочные, не связанные с жизненным опытом. Умения учебной, трудовой и других видов деятельности не сформированы, нося локальный характер.

Следует помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности, не отдельные ее качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, их вызвавшим, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности. Известно, что иногда даже гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены далеко не лучшими побуждениями. В других условиях, при иных обстоятельствах поведение могло бы измениться. [4]

Формирование воспитанности подростков происходит непрерывно. Для осмысления понятий воспитанности и разумного нравственного поведения следует проводить следующие мероприятия: часы общения, беседы, дискуссии, диспуты, лекции, конкурсы, викторины, занятия по общественно-полезному труду, чтение и обсуждения рассказов о Родине, изучение государственных символов и гимна РФ, шефская помощь, обсуждение кинофильмов, театральных постановок, экскурсии в музеи, заповедные места и так далее. Полезно проводить встречи воспитанников с писателями, художниками, вообще с интересными людьми.

Таким образом, изучение и диагностика уровней воспитанности необходимы для анализа воспитательной деятельности педагога, для ее корректировки и дальнейшего развития личности воспитуемого. Как сейчас мы воспитаем порастающее поколение, таким будет наш мир завтра.

Литература:

  1. Долгунов, В. С. Диагностика интеллектуального развития и воспитанности учащихся. // Директор школы. — 2006. -№ 7. — С. 84–87.
  2. Зайцев, В. Н. Практическая дидактика. / В. Н. Зайцев. — М.: Народное образование, 2000. — 215с. — ISBN 5–87953=135-Х
  3. Мажцева, Г. Н. Определение уровня воспитанности школьника.// Классный руководитель. — 2005.- № 5.- С.32–35.
  4. Михайлычев, Е. А. Диагностика и педагогическая коррекция в школе 20-х годов.// Педагогическая диагностика. — 2005. — № 5. С.3–7.
  5. Фридман, Л.М. программа формирования воспитанности учащихся. // Народное образование. — 2002.- № 6. — С.136–143.
Основные термины: уровня воспитанности, воспитанности подростков, уровня воспитанности подростков, Определение уровня воспитанности, дальнейшего развития личности, развитие личности, подростковом возрасте, чувство собственного достоинства, уровнем воспитанности, развитие личности ребенка, процесса воспитания, развития личности человека, воспитанности учащихся, ростом уровня воспитанности, волевые черты, начальным уровнем воспитанности, истинного уровня воспитанности, бережное отношение, «целостное образование личности, самовоспитанию воли

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle