Библиографическое описание:

Аблитарова А. Р., Сейтибрамова Ф. А. Организация спортивных игр с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 175-177.



В статье автор раскрывает особенности влияния спортивных игр на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств.

Спортивным играм, как виду деятельности, присущи такие признаки, как изменяющиеся условия тех или иных действий; поэтому большинство этих игр связаны с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В спортивных играх совершенствуется «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», совершенствуются функции различных анализаторов.

При обучении спортивным играм в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самостоятельным занятиям.

Постановка проблемы. Идея гуманизации дошкольного воспитания является центральной в процессе его обновления. Ученые, специалисты-практики все более склоняются к выводу, что система физического воспитания дошкольников должна нести в себе целостное, гуманистическое воздействие на личность, обеспечивать реализацию права каждого ребенка на постоянное и наиболее полное физическое развитие. Организация спортивных игр требует учёта возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, учета задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом тема статьи «Организация спортивных игр с детьми старшего дошкольного возраста» является актуальной для методики физического воспитания дошкольников.

Цель статьи: раскрыть особенности влияния спортивных игр различной степени подвижности на развитие старших дошкольников.

Спортивные игры для детей — это подвижные игры для детей с элементами спорта, такие какбаскетбол,настольный теннис,футбол,хоккей,катание на конькахи ходьба на лыжах.

Спортивные игры требуют хорошего уровня развития основных движений и физических качеств.

Основные движения — это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье.

Физические качестваэтоврожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят: мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Для успешных занятий спортивными играми, детям старшего дошкольного возраста следует совершенствовать основные виды движений и физических качеств, в первую очередь необходимые для данной спортивной игры.

Возраст 5–7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7–10 см. Каждый возрастной этап характерен разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Увеличение физиометрических показателей на фоне недостаточно выраженной корреляции с антропометрическими признаками свидетельствует о том, что в данный период жизни они в значительной мере зависят от обучения, а также от индивидуального двигательного опыта ребенка.

Развитие движений детей старшего дошкольного возраста тесно связано со всем воспитательным процессом детского сада, определяющим общее развитие ребенка, его психических качеств, поведения, направленности интересов. Физическое воспитание детей старшей группы требует особого внимания. Возрастные особенности детей этой группы благоприятны для достижения хорошего физического развития и укрепления здоровья. Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движений, а также совершенствование некоторых элементов их техники. Дети достигают сравнительно высоких результатов в выполнении движений, способны совершать их в различном темпе, амплитуде, проявляя значительные скоростно-силовые возможности и выносливость. Для оптимального решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время особое значение приобретает использование во время прогулок спортивных упражнений и подвижных игр. Спортивным играм, как виду деятельности, присущи такие признаки, как изменяющиеся условия тех или иных действий; поэтому большинство этих игр связаны с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В спортивных играх совершенствуется «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», совершенствуются функции различных анализаторов.

При обучении спортивным играм в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самостоятельным занятиям. Повышению интереса детей к игре и ее результатам способствует внесение элементов соревнования. Введение элементов соревнования воспитывает у детей внимание, выдержку, умение владеть собой.

Делая вывод, можно утверждать, что развитие движений детей старшего дошкольного возраста тесно связано со всем воспитательным процессом детского сада, определяющим общее развитие ребенка, его психических качеств, поведения, направленности интересов. Физическое воспитание детей старшей группы требует особого внимания. Возрастные особенности детей этой группы благоприятны для достижения хорошего физического развития и укрепления здоровья. Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движений, а также совершенствование некоторых элементов их техники. Дети достигают сравнительно высоких результатов в выполнении движений, способны совершать их в различном темпе, амплитуде, проявляя значительные скоростно-силовые возможности и выносливость.

Дети старшего дошкольного возраста овладевают различными движениями и упражняются в них осознанно. Они приобретают широкий круг специальных знаний, умения анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата, оценки и ситуации. Все это содействует активизации двигательной деятельности детей в процессе обучения, проявлению волевых усилий, инициативы, воспитанию у детей интереса к занятиям по физической культуре. Овладение всеми видами спортивных игр и упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей. Однако при обучении ребенка тому или иному спортивному упражнению следует учитывать возрастные особенности воспитанника, строго дозировать нагрузку. Только систематическая совместная забота педагога и родителей о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты: систематическое повторение одних и тех же упражнений и логическая преемственность занятий являются основными предпосылками успеха.

Литература:

  1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.:, 1992.
  2. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. — М., 2006.
  3. Гербова В. В., Иванкова Р. А., Казакова и др. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. — М., 1984.
  4. Дмитриенко Т. И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста. — Киев, 1983. — 122 с.
  5. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов. / В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Б. С. Лейкина и др. — М., 1995.
  6. Красницкая Г. С., Борщанская Б. Р. и др. Практикум по дошкольной педагогике. — М., 2008.
  7. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5–6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. — М., 2002.
  8. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. — М., 1997.
  9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2003.
  10. Сапин М. Р., Брыктина З. Г. и др. Анатомия, физиология и гигиена ребенка (дошкольник и младший школьник). — М. — 2005.
  11. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие. — М., 2000.
  12. Усаков В. И. Особенности методики первоначального разучивания дошкольниками спортивных игр. — Красноярск, 1996. — 98 с.
  13. Фетисов В. А. С думой о здоровье нации / В. А. Фетисов. — М.: Росспорт, 2005 — с. 2.
  14. Фролов В. Г. Физкультурные занятия игры и упражнения на прогулке. — М.: Просвещение, 1986. — 172 с.
  15. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 33; 39–40 с.
  16. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2007. — 176 с.
  17. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников, 3-и издания, 2008. — 190 c.
  18. Шебеко В. Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся пед. колледжей и училищ. — М.: Университетское, 2005. — 184 с.
  19. Алиев М. Н, Гусейнов А. Г. Воспитание нравственно-волевых качеств у детей средствами физической культуры: Педагогика, № 1, 2008 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle