Библиографическое описание:

Дзержинская Л. Б. Традиции в летних оборонно-спортивных оздоровительных лагерях [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 6-8.

Традиционным видом отдыха детей и подростков во всем мире являются детские оздоровительные лагеря. В нашей стране лагерное движение существует около ста лет. За эти годы накоплен большой опыт организации лагерей, разработаны стандарты, а также сложились определенные традиции, неукоснительно соблюдаемые в каждом лагере [5, с. 24].

Роль традиций в формировании детского коллектива, в том числе и временного, велика. Как отмечал А.С. Макаренко «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их чрезвычайно важная задача воспитательной работы» [2, с. 176; 3, с. 289]. Суть традиций в том, что они выражают отношение детей к коллективу, членом которого они являются, позволяют ребенку почувствовать себя неотъемлемой частью этого коллектива, являются мощным средством сплочения отряда [1, с. 81].

Среди традиций, сложившихся в лагерях для детей, можно выделить большие и малые или повседневные.

К большим традициям относятся торжественные и праздничные события. Участие в подобных традиционных для лагеря крупных мероприятиях позволяет детям гордиться своим коллективом, развивает чувство ответственности и создает возможность для творческой самореализации.

Однако помимо больших традиций существуют ежедневные, будничные традиции. В.А. Сухомлинский утверждал, что «...для воспитания коллектива нужны и будничные, весьма важные традиции, побуждающие к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности детей, поддерживают у них чувство гордости за свой коллектив, обеспечивают защищенность каждого члена коллектива» [6, с. 189].

Рассмотрим, какие традиции сложились в летних оборонно-спортивных оздоровительных лагерях.

К большим традициям оборонно-спортивных оздоровительных лагерей относятся организационная структура, массовые крупные мероприятия, которые можно разделить на следующие труппы: тематические дни; отрядные дни; профшколы; профчасы; спортивно-массовые мероприятия; церемонии открытия и закрытия смены.

Жизнь в оборонно-спортивных лагерях строится на основе соблюдения Уставов Вооруженных сил РФ [4, с. 125]. Лагерь представляет собой роту c шестью взводами, а каждый взвод состоит из трех отделений. Из числа воспитанников назначаются командиры взводов и командиры отделений. Формой обращения к участникам лагерной смены может быть: «товарищ курсант», «товарищ юнармеец», «юнармеец (указывается фамилия)». Каждый взвод поочередно осуществляет несение караульной службы и суточного наряда, для чего воспитанники изучают обязанности дневального, порядок вступления взвода в наряд и несение внутреннего наряда и т.д. Ежедневно проводятся утренний и вечерний развод, вечерняя поверка и пр.

Все события и виды деятельности в тематический день посвящены одной теме, эти дни ярко эмоционально окрашены и дают детям возможность проявить себя в том или ином виде жизнедеятельности лагеря. Кроме этого подготовка к таким дням требует большого количества времени сил, сплоченной работы взвода (отряда), что способствует развитию ответственности и объединения коллектива. Как правило, в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях тематические дни посвящены историческим событиям (День Памяти - начало Сталинградской битвы, день России, лень русских традиций), знаменательным датам (день МЧС, день УФСКН, день ВДВ) или проводимым мероприятиям («Последнее лето детства» - день, посвященный воспитанникам, которые перешли в одиннадцатый класс, военно-спортивная игра на местности «Зарница» и т.д.).

Отрядные дни являются самостоятельным компонентом смены. В программу отрядного дня могут быть включены следующие мероприятия: походы по разработанным туристским маршрутам в окрестностях лагеря; мероприятия по сплочению внутриотрядного коллектива; организационные мероприятия внутри отряда; игры и конкурсы. В целом, день посвящен активному отдыху детей, направлен на формирование положительного психологического климата внутри коллектива, а также на формирование положительной мотивации к дальнейшей работе по программе смены.

Профчасы являются основной формой занятий в оборонно-спортивных лагерях. Знания, умения и навыки, полученные в ходе реализации программ профчасов, используются обучающимися в ходе этапных игр, соревнований, конкурсов, входящих в программу лагеря. В течение смены реализовываются образовательные программы по таким направлениям, как: строевая подготовка и основы воинской службы, тактическая подготовка, инженерная подготовка, спортивный час, рукопашный бой, история государственных символов России и т.д.

Относительно самостоятельным компонентом оборонно-спортивных профильных смен являются профшколы. Это творческие объединения, в которых участники смены, на добровольной основе, занимаются согласно своим интересам. Подросткам предлагаются на выбор следующие профшколы: «Юный спецназовец», «Армейский рукопашный бой», «Школа юного туриста», «Патриотическая песня», «Допризывник», «Командирская подготовка», «Театральный проспект» и пр.

Традиционными также являются спортивно-массовые мероприятия, к которым относятся как спортивные состязания (соревнования по общей физической подготовке, волейболу, баскетболу, футболу), так и военно-прикладные соревнования (соревнования по неполной сборке и разборке АКМ, соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, легкоатлетический биатлон, преодоление полосы препятствий), которые направлены на закрепление и совершенствование навыков и умений, полученных на теоретических и практических занятиях.

Традиционные творческие мероприятия и концерты, как и тематические дни, требуют тщательней подготовки и работы всего взвода. Основным недостатком этого вида деятельности является тот факт, что выйти на сцену и проявить себя могут не все члены отряда. Однако победа одного из участников в концерте дает возможность всем детям почувствовать гордость за свой коллектив и чувство единения, поскольку для победы одного человека было приложено много усилий всего взвода. К традиционным творческим концертам в оборонно-спортивных лагерях относится «Армейский магазин».

Оздоровление детей и подростков - одна из основных задач, стоящих перед летними лагерями, поэтому проведение гигиенических и закаливающих процедур, а также спортивных мероприятий является особенно важным и актуальным. Кроме этого, следует отметить, что изначально, с момента своего возникновения, летние лагеря носили оздоровительный характер и такие виды деятельности как купание в открытом водоеме, утренняя гигиеническая гимнастика, туристические походы являются традиционными для всех видов лагерей.

В первый и последний дни смены во многих лагерях традиционно проводятся концерты открытия и церемонии закрытия, на которых подводятся итоги смены и награждаются самые активные участники. В оборонно-спортивных лагерях обязательным атрибутом данного мероприятия является торжественное повзводное построение (торжественная линейка), прохождение торжественным маршем, вынос знамени знаменной группой лагеря и т.д.

Малые традиции в оборонно-спортивных лагерях разнообразны и могут отличаться. Однако, исходя из анализа данных, малые традиции можно условно разделить на следующие группы:

  • традиции, позволяющие поддерживать дружескую и доверительную атмосферу во взводе. К этой группе традиций относятся обсуждение итогов дня по вечерам, вечерние сборы у костра, пение лагерных песен (орлятский круг). Эти мероприятия чаще всего проводятся при свете свечи или костра, разговоры ведутся вполголоса, что создает теплую и даже интимную обстановку;

  • традиции, подчеркивающие единство всех членов коллектива. К ним относятся соблюдение воинских ритуалов (приветствие, подход к начальнику и т.д.), ношение единой формы одежды (камуфляжный костюм, футболка с логотипом и т.д.), наличие песни (гимна), флага лагеря;

  • традиции, поддерживающие патриотический дух. Следует отметить, что в оборонно-спортивных лагерях гражданско-патриотичекое воспитание является основным направлением. В связи с этим абсолютное большинство мероприятий направлено на формирование у детей и подростков ответственности перед обществом за выполнение важнейших обязанностей как гражданина. Одной из них, как известно, является выполнение воинского долга в рядах Вооруженных сил. В процессе лагерной смены дети и подростки осваивают стрельбу из пневматической винтовки, неполную сборку-разборку АКМ и ПМ, использование индивидуальных средств защиты (противогаз ГП-5, общевойсковой защитный костюм), элементы рукопашного боя, тактическую подготовку и пр. Каждый день в лагере начинается с утреннего развода и подъема государственного флага страны. В процессе лагерной смены проводятся занятия по краеведению, геральдики, истории государственных символов России, мемориальных часов. Среди традиционных лагерных песен большое количество патриотических и военных песен;

  • традиции, способствующие развитию самостоятельности детей и становлению самоуправления в лагере. Абсолютное большинство решений в оборонно-спортивных лагерях принимает руководство лагеря (начальник смены, заместители по военной, физической подготовке и воспитательной работе). Однако в ряде лагерей практикуют проведение дня самоуправления, в течение которого все руководящие роли выполняют воспитанники, выбираемые общим решением из всего личного состава лагеря. Помимо этого во многих лагерях распространены стажерские программы, позволяющие самым активным детям стать помощниками вожатых, а впоследствии и вожатыми;

  • традиции, мотивирующие детей к активному участию в программе лагеря. Среди этих традиций можно выделить награждение переходящим знаком отличия («огонек», звездочка и т.д.), зачисление в группу наиболее подготовленных воспитанников (группу быстрого реагирования, подразделение специального назначения при проведении тактической игры на местности «Зарница», группу детей, идущих в суточный поход и т.д.).

Наличие и соблюдение традиций в оборонно-спортивном лагере, с одной стороны, обеспечивает некоторую уверенность в будущем, стабильность и преемственность, а с другой стороны, мотивирует большинство детей к тому, чтобы приехать в этот лагерь еще раз, чтобы принять участие в наиболее понравившихся мероприятиях или заработать новое, более высокое, звание.


Литература:

  1. Гриценко Л.И. Деятельностная основа педагогики А.С. Макаренко. // Педагогика. - 2010. - №8. - С. 79-84.

  2. Макаренко А.С. Человек должен быть счастливым: избранные статьи о воспитании. – М.: Карапуз, 2009. – 288 с.

  3. Макаренко А.С. О воспитании – М.: Издательство политической литературы, 1990 – 416 с.

  4. Растим патриотов России: методическое пособие для педагогов. // Сост. Н.В. Мазыкана, И.И. Мельничеснко – М., 2003. – 200 с.

  5. Серова Н.Б. Улучшение физического здоровья детей средствами физической культуры в городском оздоровительном лагере. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. - №4. – С. 24-25.

  6. Сухомлинский В.А. О воспитании – М.: Политическая литература, 1982 – 270 с.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle