Менеджмент и специфика деятельности специалиста по работе с молодежью в детском оздоровительном лагере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 02.02.2017

Статья просмотрена: 1025 раз

Библиографическое описание:

Севастьянова, А. А. Менеджмент и специфика деятельности специалиста по работе с молодежью в детском оздоровительном лагере / А. А. Севастьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 530-532. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39125/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассмотрены вопросы менеджмента в детском оздоровительном лагере (как услуга и деятельность вожатого с учетом функций менеджмента), а также специфика деятельности специалиста по работе с молодежью в лагере.

Ключевые слова: менеджмент, детский оздоровительный лагерь, специалист по работе с молодежью

Вопросы менеджмента в детском оздоровительном лагере можно рассмотреть с двух точек зрения. Во-первых, как деятельность вожатого с учетом основных функций менеджмента (планирование, организация, делегирование, контроль). Во-вторых, как оказание услуги, которая предоставляется организатором детского отдыха.

1) Менеджмент в детском оздоровительном лагере как услуга.

Детский оздоровительный лагерь для подростков и детей, как принято считать, является социально-педагогическим учреждением, которое создано, чтобы обеспечить оздоровление, занятость и развивающий отдых в каникулярное время. Но у современного детского лагеря, в период развития рыночной экономики, есть своя специфика, а именно — комплекс услуг с соответствующим размещением детей для отдыха и оздоровления. Данный комплекс включает в себя развитую и обустроенную инфраструктуру, определенный уровень комфорта и удобства. Ко всему этому еще предоставляются следующие услуги: развлечения, образовательные и развивающие занятия, оздоровительные процедуры, авторская программа в лагере. Именно так можно охарактеризовать лагерь в период рыночной экономики.

Существует стандартная ошибка при разработке концепции и стратегии лагеря, а также его программы. Управленцы ориентируются только на педагогическую сторону деятельности. Но с уверенностью можно заявить, что реальная достижимость целей и задач, которые были поставлены коллективом детского лагеря зависит от количества и качества реализуемых в лагере услуг [1].

Но существует проблема — в современном правовом поле нет механизма, который бы контролировал качество этих услуг. Отраслевой стандарт «Услуги отдыха и оздоровления детей» вырабатывает возможности регламентации деятельности лагеря, но сила этого документа распространяется только на учреждения системы образования, а для других организаций и учреждений остается только примерным [1].

Также еще необходимо говорить об авторитете и репутации лагеря. Чаще всего существует организация, которая рекомендует лагерь родителям ребенка, школам, муниципалитету. И по сути является «сертификатом соответствия». Но такого быть не должно. Необходима здоровая конкуренция, которая будет держать в тонусе руководство и мотивировать развивать инфраструктуру, совершенствовать количество и качество услуг, предоставляемых ребенку. Таким образом, лагерь предстает как транслятор сферы услуг, и его эффективность зависит от качества менеджмента в нем.

Зачастую формирование менеджмента идет стихийно и полностью зависит от компетенций, которыми обладают управленцы. К ним относятся: управленческая компетенция, экономическая и финансовая грамотность, знание нормативно-правовой базы, уровня профессионализма и педагогической культуры.

Ирина Шульга говорит о том, что практика педагогического менеджмента в лагере — это случившаяся реальность. Также она определяет своеобразие современного лагеря с позиции менеджмента как предприятия на рынке услуг по отдыху и оздоровлению детей. Проходит по 5 основаниям: организационное, хозяйственное, бытовое устройство лагеря, контингент отдыхающих (потребители услуг), управление и кадровое обеспечение, маркетинг и реклама, договорные отношения [1].

Так же существует еще один критерий для анализа с точки зрения менеджмента, это оценка контингента отдыхающих детей. В данном случае они выступают как потребители образовательных и воспитательных услуг.

Количество услуг, которые предлагаются зависит от состояния здоровья, адаптированности и социализированности детей, от уровня их личностного и умственного развития детей. Также применение своевременной диагностической деятельности вносит позитивные моменты. С ее помощью можно узнать запросы детей и родителей, оценку и рейтинг лагеря, а также зафиксировать индивидуальные особенности каждого ребенка. Но качественная диагностика с применением позиций менеджмента в настоящее время затруднена, так как это предполагает гибкую систему обратной связи и обработки результатов, а она еще не сформирована. В дальнейшем это поможет соотнести запросы потребителей услуг с реальными возможностями лагеря.

Большую роль играет эффективное управление в лагере. Только с ее помощью будет происходить развитие. Но эта работа должна быть систематичной и проводится в течении года, а не разовой. Система управления осуществляется по трем уровням:

– стратегическое управление (постоянно действующая площадка жизни лагеря. Например, офис лагеря в городе. Функции: разработка стратегии, клиентская база, экономические вопросы, маркетинговая политика, реклама и пиар, кадровое обеспечение, анализ и мониторинг деятельности, обобщение опыта ДОЛ, представительная функция);

– организационно-методическое управление (набор персонала и его организация, разработка программ, обслуживание территории, усовершенствование материально-технической базы, безопасность, управление рисками, разработка программ, практическая подготовка педагогов, инструктажи);

– практическое управление (работа педагогов для образования временного коллектива, пространство для развития, организация праздников и событий).

Маркетинговая политика и рекламная деятельность очень важны для оценки лагеря с точки зрения менеджмента, они охватывают вопросы, связанные с приобретением и сохранением клиентов, а также привлечение новы. С каждым годом количество лагерей увеличивается, и работа, связанная с продвижением своей деятельности благодаря хорошему информационному, полю ведется очень эффективно. Задействуются такие ресурсы как интернет, средства массовой информации и коммуникации, участие в ярмарках, прохождение тендеров.

Таким образом, можно сделать вывод, что оценка лагеря с точки зрения менеджмента необходима, и этот инструментарий нужно использовать, совершенствовать. С его помощью мы сможем создать здоровую конкуренцию, которая необходима в условиях рыночной экономики.

2) Деятельность вожатого, с учетом функций менеджмента (планирование, организация, делегирование, контроль)

Для того чтобы деятельность по работе с детьми и подростками была эффективной, необходимо учитывать важнейшие функции менеджмента.

Планирование — результат выполнения этой функции — это заранее составленный план работы с отрядом, составленным в удобной форме. Таким образом, план будет являться логически выстроенной системой, с учетом сроков проведения мероприятий, дел и действий. В практике используется план-сетка работы и ежедневный план работы.

План-сетка — это нормативный документ, который регулирует работу отряда. Но при его составлении необходимо учитывать эмоциональную и физическую загруженность детей, специфику возраста.

Ежедневный план — в этом документе необходимо отмечать текущие задачи, что кому нужно сделать, кому оказать помощь, на каких организационных моментах и вопросах стоит заострить внимание.

Безусловно, даже максимально продуманный план является идеальным представлением действительности. А самом деле в нем часто происходят изменения, из-за не зависящих от вожатого обстоятельств. Например, изменение погодных условий, неожиданная реакция детей на комплекс игр или мероприятий. В такой ситуации надо проанализировать обстановку, внести необходимые изменения, сделать соответствующие выводы.

Организация — с одной стороны — деятельность по организации всех видов деятельности детей на каждый период смены (трудовой, познавательной, спортивной, коммуникативной, художественной и. т. д.), а с другой стороны — поддержка положительной детской инициативы, связанной с улучшением жизни отряда, лагеря. Формами организации являются традиционные формы воспитательной работы — коллективно-творческое дело, игра, мероприятие. Для того, чтобы эффективно организовать отряд необходимы организаторские знания и умения. Организаторские знания — общность сведений, познаний в области организаторской работы, понимание целей, задач, особенностей коллектива в котором осуществляется деятельность, а также правил организационной работы. Организаторские умения — способность человека быстро и эффективно применять на практике свои организаторские знания, уметь действовать в сложившейся или не предвиденной ситуации.

Делегирование — способ организации деятельности, когда вожатый распределяет конкретные задачи с учетом возможностей и особенностей ребенка. Делегирование является способом мотивации, с помощью него можно выявить особенности, способности и потенциальные возможности, а также этот процесс помогает найти время для решения стратегических задач группы. Умение делегировать — это умение руководить людьми.

Контроль — данная функция связано непосредственно с планированием и осуществляет функцию обратной связи. Функция контроля вожатым исполняется следующим образом: контроль над соблюдением гигиенических норм, условий проживания, организации питания, деятельности и ее результатов, режима, распорядка дня, дел и поручений.

Специфика деятельности специалиста по работе с молодежью в лагере, заключается в том, что она в первую очередь зависит от индивидуальных черт и особенностей характера, опыта работы, личностных особенностей и сформированных ценностей, уровня овладения педагогическими технологиями. От личности зависит выбор методов, форм, приемов работы с детьми. Особенность заключается в том, что вожатый занимает более короткую дистанцию к детям, нежели педагоги. Вожатый не является надзирателем, а другом, за помощью к которому всегда можно обратиться, у которого можно чему-то научиться. Также он выполняет функцию менеджера, осуществляя перечисленные выше виды деятельности.

Специалист по работе с молодежью умеет анализировать сложившиеся ситуации, обладает организаторскими способностями (что очень важно), а также может проводить диагностику с использованием различных методик для достижения более эффективной работы, и для изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Литература:

  1. Шульга, И. Менеджмент в детском оздоровительном лагере: размышления эксперта // Народное образование. — 2007. — № 3. — С. 62–63.
Основные термины (генерируются автоматически): детский оздоровительный лагерь, Деятельность вожатого, зрение менеджмента, лагерь, ребенок, рыночная экономика, здоровая конкуренция, кадровое обеспечение, маркетинговая политика, обратная связь.


Ключевые слова

менеджмент, детский оздоровительный лагерь, специалист по работе с молодежью

Похожие статьи

Психолого-педагогическая помощь начинающим вожатым ДОЛ...

Статья посвящена обсуждению проблемы разрешения конфликтных ситуаций детей, в период их нахождения в детском оздоровительном лагере. В ней отдельно рассматриваются должностные обязанности и функции вожатых.

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития...

Как правило, в роли вожатых в детских оздоровительных лагерях выступают студенты различных педагогических ВУЗов, для которых данный опыт работы с детьми несет в себе возможность достичь ряда поставленных перед собой задач.

Вожатый как ключевое звено воспитательной системы летнего...

В данной статье рассматривается структура педагогической деятельности в лагере, основные ее виды и роль вожатого в ее организации. Ключевые слова:детский оздоровительный лагерь, вожатый, воспитательная система.

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

Современного летнего оздоровительного лагеря как особого социального института выделить ряд этапов

Признание детские лагеря учреждениями дополнительного образования детей

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития лидерских качеств вожатых.

Психологические особенности конфликтов во временном...

Показывается значимость подготовки кадров в инструктивно-методических лагерях, «Школе вожатого».

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, вожатый, социально-психологический тренинг, конфликт, должностные обязанности, дети, коллектив.

Развивающие направления деятельности загородного лагеря...

Главное условие деятельности загородного лагеря отдыха — обеспечение сохранности жизни и здоровья детей [5].

Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию...

Межличностные отношения младших школьников в условиях...

отношение, оздоровительный лагерь, младший школьный возраст, детский оздоровительный лагерь, школьник, ребенок, временный детский коллектив, деятельность психолога, друг, сверстник.

Педагогическое сопровождение социализации подростка...

В проведенном нами исследовании на базе детского оздоровительного лагеря «Чайка» Центра эстетического воспитания детей г. Оренбурга мы рассматриваем педагогическое сопровождение социализации подростка в деятельности загородного лагеря отдыха как...

Вопросы подготовки студентов к обеспечению безопасного...

правило поведения, укус насекомых, солнечный удар, ребенок, летняя практика, летний оздоровительный лагерь, воспитанник, вожатый, детский оздоровительный лагерь, безопасное поведение.

Похожие статьи

Психолого-педагогическая помощь начинающим вожатым ДОЛ...

Статья посвящена обсуждению проблемы разрешения конфликтных ситуаций детей, в период их нахождения в детском оздоровительном лагере. В ней отдельно рассматриваются должностные обязанности и функции вожатых.

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития...

Как правило, в роли вожатых в детских оздоровительных лагерях выступают студенты различных педагогических ВУЗов, для которых данный опыт работы с детьми несет в себе возможность достичь ряда поставленных перед собой задач.

Вожатый как ключевое звено воспитательной системы летнего...

В данной статье рассматривается структура педагогической деятельности в лагере, основные ее виды и роль вожатого в ее организации. Ключевые слова:детский оздоровительный лагерь, вожатый, воспитательная система.

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

Современного летнего оздоровительного лагеря как особого социального института выделить ряд этапов

Признание детские лагеря учреждениями дополнительного образования детей

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития лидерских качеств вожатых.

Психологические особенности конфликтов во временном...

Показывается значимость подготовки кадров в инструктивно-методических лагерях, «Школе вожатого».

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, вожатый, социально-психологический тренинг, конфликт, должностные обязанности, дети, коллектив.

Развивающие направления деятельности загородного лагеря...

Главное условие деятельности загородного лагеря отдыха — обеспечение сохранности жизни и здоровья детей [5].

Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию...

Межличностные отношения младших школьников в условиях...

отношение, оздоровительный лагерь, младший школьный возраст, детский оздоровительный лагерь, школьник, ребенок, временный детский коллектив, деятельность психолога, друг, сверстник.

Педагогическое сопровождение социализации подростка...

В проведенном нами исследовании на базе детского оздоровительного лагеря «Чайка» Центра эстетического воспитания детей г. Оренбурга мы рассматриваем педагогическое сопровождение социализации подростка в деятельности загородного лагеря отдыха как...

Вопросы подготовки студентов к обеспечению безопасного...

правило поведения, укус насекомых, солнечный удар, ребенок, летняя практика, летний оздоровительный лагерь, воспитанник, вожатый, детский оздоровительный лагерь, безопасное поведение.

Задать вопрос