Реабилитация детей-инвалидов в условиях летнего лагеря | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Новодворцева М. Р. Реабилитация детей-инвалидов в условиях летнего лагеря [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 211-213. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5952/ (дата обращения: 24.10.2018).

В реабилитационной работе с детьми-инвалидами летний период занимает особое место и рассматривается как один из важнейших этапов их оздоровления и социализации в течение года.

Летом 2000 года впервые был организован двадцатидневный выезд воспитанников Республиканского детского дома-интерната для умственно отсталых детей на природу. Двадцать три ребенка-инвалида с неосложненными диагнозами имели возможность впервые уехать из детского дома, отдохнуть и поправить свое здоровье в естественных условиях. Детей сопровождала группа специалистов в составе руководителя врача, медицинской сестры и педагогов для организации культурного досуга. Большую часть свободного времени дети проводили на свежем воздухе и посвящали активным играм: бадминтону, футболу, баскетболу и, конечно же, купанию в реке. Благодаря естественным природным условиям дети приобретали навыки адаптации к жизни в других условиях: учились готовить пищу на костре, помогали взрослым в ведении «домашнего хозяйства», учились ориентироваться в пространстве, наблюдать за различными объектами и явлениями природы. На следующий год данный опыт успешно повторился.

Несмотря на небольшие сроки пребывания детей на природе был накоплен необходимый опыт и заложена основа для проведения подобных мероприятий в будущем. Летом 2002 года было принято решение об организации выезда детей в летний оздоровительный лагерь в условиях совместного проживания со здоровыми сверстниками. С этого момента наши воспитанники имеют возможность ежегодно отдыхать в детском лагере «Берег дружбы» Алданского района. Причем количество детей с каждым годом растет, кроме того в данный процесс включены и дети со сложными дефектами (ДЦП, синдром Дауна, тяжелая умственная отсталость).

Лагерь «Берег дружбы» расположен на берегу реки Алдан среди высоких сосен и кедров, вдали от шумного города. Это замечательная страна, жители которой попадают в сказочный мир игры и приключений, наблюдений и исследований. Жизнь наших воспитанников в лагере подчинялась выверенному распорядку дня, в котором чередовались различные виды деятельности, характерные для процессов активного напряжения и комфортного расслабления, имея строго заданный и четко соблюдаемый ритм.

Одним из важнейших условий жизни лагеря является создание доступной среды для развития детей с нарушениями в развитии. Воспитанники детского дома-интерната живут рядом со здоровыми сверстниками, участвуют в жизни лагеря, общаются, дружат и чувствуют себя нужными, полезными и равными всем остальным.

Содержание программы работы в детском оздоровительном лагере включает в себя следующие направления:

1.      организация режима с учетом индивидуальных особенностей детей; — рационное питание;

-          воздушные и солнечные ванны;

-          лечебные процедуры (по назначениям)

-          занятия адаптированными спортивными играми (зарница, футбол, игры по станциям и пр.);

-          занятия лечебной физкультурой;

-          прогулки, походы, купание;

2.      Второе направление работы направлено на реализацию творческого потенциала детей, развитие и формирование художественных и прикладных умений и навыков. В это направление входит:

-          работа кружков и мастерских;

-          конкурсные программы;

-          концертные мероприятия.

Уникальность среды лагеря состоит в возможности решать задачи по основным направлениям реабилитационного отдыха детей-инвалидов:

-          оздоровление (утренняя гимнастика на свежем воздухе, закаливающие процедуры, спортивные соревнования и др.);

-          социально-коммуникативная реабилитация (изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп, изменение социальной роли);

-          социально-бытовая реабилитация (деятельность, направленная на уход за собой и организация быта, помощь младшим и друг другу);

-          социально-средовая реабилитация (овладение технологиями эффективного функционирования в различных средах обитания: походы, сплавы, экскурсии);

-          социально-психологическая реабилитация (наблюдение за успехами других детей с ограниченными возможностями, изменение точки зрения на уровень своих возможностей и степень ограничений, повышение собственной самооценки);

-          социально-культурная реабилитация (экскурсии, концерты, конкурсы, театральные постановки).

Все указанные направления реабилитации направлены на интеграцию ребенка-инвалида, повышение его физической и социальной активности.

Насыщенная событиями жизнь в лагере на природе дает огромный эмоциональный заряд детям на целый год вперед, позволяет прорвать стену изоляции и чувства одиночества перед трудностями, с которыми сталкиваются дети-инвалиды. Особо значимым для наших воспитанников было пребывание среди здоровых сверстников, их оценка и реакция на ту или иную ситуацию, поведение, эмоциональная поддержка, готовность прийти на помощь. Именно этот фактор играет на наш взгляд определяющую роль в интеграционном процессе. Возможность попробовать новые виды движений (лазание, ползание, балансирование — а это обычные походные ситуации), испытывать разные тактильные, слуховые, зрительные ощущения оказывается очень важным для детей с ограниченными возможностями. Дифференцирование процессов восприятия, расширение объема самостоятельных движений, совместное планирование деятельности, осознание своего участия в нем повышают адаптационные возможности больного ребенка, способствуют появлению нового социального и личного опыта.

Активно принимая участие во всех массовых мероприятиях, и занимая призовые места, участвуя в играх на сплочение коллектива, проводимых между отрядами, наши воспитанники, общаясь со здоровыми сверстниками, стали более раскрепощены в общении. У ребят появилось много друзей, они получили заряд положительных эмоций, массу впечатлений и желание вернуться на берег реки Алдан на следующий год.

Литература:

1.          Белякова И. В. Запоминание стихотворных текстов умственно отсталыми школьниками / Роль обучения в развитии психики — детей олигофренов. Под ред. В. Г. Петровой. — М.,1991.

2.          Маймор О. С. Работа над стихотворениями на уроке обучения грамоте во вспомогательной школе// Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов общеобразовательной и специальной школы. — Ташкент, 1988.

3.      Петрова В. Г. Исследование вербальной памяти умственно отсталых школьников// Дефектология. — 1986. — № 5.

4.       Соловьев И.МЮ, Сумарокова В. А. Память и ее избирательность у умственно отсталых детей// Дефектология. — 1993. — № 1.

5.     Суморокова В. А. Оптимизация усвоения учебного материала с учетом развития памяти умственно отсталых школьников// Методические рекомендации. — М.,1986.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Алдан, возможность, воспитанник, свежий воздух.

Похожие статьи

Народное воспитание детей эвенов | Статья в журнале...

Об этом писал его ученик В. Д. Лебедев: «…опираясь на свежие детские впечатления, на воображение детей, он пытался пробудить в них тягу к знаниям.

От детей ничего не таили и по возможности их ни в чем не ограничивали.

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний период

Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, раздолье для движений в природных условиях...

Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья...

При этом дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. К физкультурно-досуговой деятельности необходимо активно привлекать семьи воспитанников.

Формирование двигательных навыков ребенка в семье

Нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе. Здоровые дети нуждаются в движении и охотно выполняют физические упражнения.

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

...где дети привлекались к хозяйственной деятельности: сами убирали свои комнаты, стирали важнейшей функцией, которого является оздоровление детей, чему должны были способствовать свежий воздух, здоровая деревенская пища, игры на природе, купания и т. д.

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством занятий...

здоровый образ жизни, ребенок, родитель, развитие, здоровье, свежий воздух, рациональное питание, детский сад, дошкольный возраст, здоровый образ жизни детей.

Инновационный образовательный проект «Экологический туризм...»

При открытии детского сада в 2012 году коллектив столкнулся с серьезной проблемой — слабое здоровье воспитанников.

В летнее время у детей есть возможность наблюдать, исследовать, трудиться в огородах, находящихся на территории игровых уличных участков.

Особенности физической рекреации в детском дошкольном...

Организм детей характеризуется малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего

Авторы отмечают, что особенно активизируют процессы газообмена физические упражнения на свежем воздухе.

Роль семьи в физическом воспитании ребенка | Статья в сборнике...

Если родители любят прогулки на свежем воздухе, если они ежедневно занимаются утренней зарядкой и, по возможности, спортивными играми, строго соблюдают гигиенические правила, то естественно, они будут стремиться и детей своих вырастить физически крепкими и...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Народное воспитание детей эвенов | Статья в журнале...

Об этом писал его ученик В. Д. Лебедев: «…опираясь на свежие детские впечатления, на воображение детей, он пытался пробудить в них тягу к знаниям.

От детей ничего не таили и по возможности их ни в чем не ограничивали.

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний период

Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, раздолье для движений в природных условиях...

Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья...

При этом дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. К физкультурно-досуговой деятельности необходимо активно привлекать семьи воспитанников.

Формирование двигательных навыков ребенка в семье

Нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе. Здоровые дети нуждаются в движении и охотно выполняют физические упражнения.

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

...где дети привлекались к хозяйственной деятельности: сами убирали свои комнаты, стирали важнейшей функцией, которого является оздоровление детей, чему должны были способствовать свежий воздух, здоровая деревенская пища, игры на природе, купания и т. д.

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством занятий...

здоровый образ жизни, ребенок, родитель, развитие, здоровье, свежий воздух, рациональное питание, детский сад, дошкольный возраст, здоровый образ жизни детей.

Инновационный образовательный проект «Экологический туризм...»

При открытии детского сада в 2012 году коллектив столкнулся с серьезной проблемой — слабое здоровье воспитанников.

В летнее время у детей есть возможность наблюдать, исследовать, трудиться в огородах, находящихся на территории игровых уличных участков.

Особенности физической рекреации в детском дошкольном...

Организм детей характеризуется малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего

Авторы отмечают, что особенно активизируют процессы газообмена физические упражнения на свежем воздухе.

Роль семьи в физическом воспитании ребенка | Статья в сборнике...

Если родители любят прогулки на свежем воздухе, если они ежедневно занимаются утренней зарядкой и, по возможности, спортивными играми, строго соблюдают гигиенические правила, то естественно, они будут стремиться и детей своих вырастить физически крепкими и...

Задать вопрос