Библиографическое описание:

Ларичкина Н. В. Результативные формы педагогического взаимодействия в ОУ образовательных учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 134-136.

Современная система дополнительного образования детей развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг.

Вся педагогическая система, с ее начальных звеньев, сегодня требует переориентации на решение основной задачи современного образования – подготовку людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, даже самых неординарных ситуациях.

Качественные характеристики специалистов, связанные со знанием фактологического материала, стабильностью рабочего места, привязанностью работника к выполнению одних и тех же функций в течение всей своей профессионально-трудовой жизни, подвергаются сомнению. На смену им приходят иные качества личности, определяющей лицо общества XXI века: гибкость, мобильность, коммуникабельность, умение работать в команде, умение ориентироваться в информационном пространстве, перестраиваться в соответствии с квалификационными требованиями и запросами новой экономической модели. Цель педагогической деятельности – формирование человека, готового к практической жизни, т.е. способного на эффективную ориентацию в реальных жизненных ситуациях. Осуществление этой цели сегодня предполагает акцент на выработке у воспитанников навыков самостоятельной ориентации в мире, способности к самообучению и критической самооценке.

Профессиональный образ современного тренера-преподавателя складывается из личных качеств, профессиональной компетентности и индивидуального стиля профессиональной деятельности.

В связи с этим более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования быстро реагировать на эти изменения и соответствовать этим потребностям.

Известно, что оптимальность и полнота самореализации юного спортсмена находится в прямой зависимости от глубинных процессов самосознания и осознания своей деятельности тренером-преподавателем. Принимая на себя социально-профессиональную роль, тренер-преподаватель, вне зависимости от вида спорта, стремиться овладеть содержанием и структурой тренерско-педагогической деятельности, творчески самопроявиться и помочь юному спортсмену успешно адаптироваться в современном обществе.

Актуальность создания перспективной комплексной программы «Призвание-тренер» обусловлена необходимостью развития системы работы с кадрами в плане повышения профессионализма педагогического коллектива детско-юношеской спортивной школы с позиции современных требований.

Для того чтобы, в пространстве представляемой программы обеспечить тренерам возможность самостоятельности в самопознании и самоопределении, обеспечить свободу выбора в определении собственных профессиональных позиций, нами использована блочно-модульная система в организации процесса курсовой подготовки, а также созданы учебные планы, максимально ориентированные на потребности тренеров и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Совершенствование мастерства достигается за счет непрерывного и систематического повышения профессионального уровня тренера. Данный процесс должен иметь опережающий характер, быть целенаправленным и управляемым.

Целью программы является создание условий для личностно- профессионального роста педагога и развития потенциала педагогического коллектива. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- развитие потребности личности педагога в культурном и профессиональном росте;

- развитие среды профессионального взаимодействия педагогов.

Суть обучения по представленной программе в организации коллективной и практической мыследеятельности в «способствовании ее быстрейшей интериоризации, а не в показе образцов действия для копирования и тем более не в сообщении готовой информации».

В процессе реализации программы предпочтение отдано активным формам обучения, учитывающим психологические особенности обучения взрослых, а именно: лекциям-полилогам, дискуссиям, мозговому штурму, моделированию, педагогическим студиям и т.д.

Результативные, на наш взгляд, формы педагогического взаимодействия: мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства, написание эссе, семинары-практикумы, защита проектов, ОДИ – организационно-деятельностные игры, ролевые и деловые игры, мини-исследования по направлениям, мастерские и т.д.).

Рассмотрим некоторые из них.

1. ОДИ - организационно-деятельностная игра как технология актуализации и активизации творческого потенциала педагога, приобретения опыта решения проблемных задач в обстановке педагогического сотрудничества, повышения коммуникативной компетенции педагогов, развития их психологической гибкости, раскованности.

По нашему мнению, при подготовке тренеров в рамках конкурсной ситуации проявляются различные результаты для ее участников:

- осуществление профессиональной пробы в роли эксперта-тренера, развитие представлений о процессах и содержании деятельности;

- моделирование ситуации анализа своей деятельности и возможность использовать его результаты для изменения и развития в работе.

Главное условие - создание творческой атмосферы через совокупность различных приемов:

а) организацию работы по законам круга в форме полилога, то есть рассаживание участников ОДИ в круг лицом друг к другу;

б) соблюдение правил культурного ведения дискуссии, таких как думать сообща, признавать правоту другого, уважительно выслушивать чужое мнение, сочетать свои интересы с общими, преодолевать привычку шаблонов и стереотипов, цель дискуссии - поиск истины, а не спор ради спора;

в) введение обращения друг к другу по именам, т.е. работа «без погон»;

г) организацию интеллектуальной разминки, творческой игры;

д) проведение музыкальной паузы, снимающей эмоциональное напряжение;

е) внедрение в ОДИ «неожиданного» для ее участников нигилиста, отвергающего под различными предлогами все, что бы ни предлагалось, или «скептика», подвергающего все, что предлагается, под сомнение;

ж) базирование дискуссии на вербальном и невербальном поощрении, применение присуждения званий, таких как «Мисс или Мистер Тренер», «Вице-Мисс или Вице-Мистер Тренер», «Тренер - Зрительская Симпатия» и другие.

2. Основная цель тренингов – это повышение компетентности в своей деятельности. В тренингах решались задачи, связанные с приобретением участниками соответствующих знаний, формированием умений и навыков, развитием перцептивных способностей человека, коррекций его установок в отношении различных экспертных процедур.

Данные тренинги были направлены на решение следующих задач:

- укрепление профессиональной самооценки участников, осознание ими своих профессиональных и творческих возможностей;

- коррекцию и развитие педагогических установок на экспертную деятельность;

- формирование партнерского стиля межличностного взаимодействия.

В нашей работе подтвердилось положение системного подхода о том, что в организации деятельности не только части, но и формы их организации предопределяют свойства целого. Например, формы подготовки тренеров-преподавателей отражаются на их профессионализме, как результат – на улучшении качества образовательного процесса.

Эффективность реализации данной программы проявилась через

- устойчивое стремление педагогов связывать собственные перспективы с непрерывным повышением профессионализма;

- личностно-профессиональный рост тренера-преподавателя, инструктора-методиста, руководителя;

- продуктивное общение и взаимодействие с людьми на основе многообразных технологий образования и развития человека;

- прогнозирование и поддержку инновационных процессов и инновационной деятельности в образовании.

- критическое мышление, способность к выбору стратегии профессиональной деятельности при изменении ситуации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle