Библиографическое описание:

Химматалиев Д. О., Файзуллаев Р. Х., Белгибоева Н. К., Махмудова З. О., Турсунова З. Э. Изучение профессиональной деятельности и диагностика профессионально важных свойств будущего учителя профессионального образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 193-195.



Изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух направлениях. Первое направление — описательное — имеет своей целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второе направление предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда», оценку структурного взаимного соответствия этих компонентов системы «человек — профессиональная среда».

Профессиографияметод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий.

Профессиограмма — описание различных объективных характеристик профессии.

Психограмма — описание психологических характеристик деятельности.

В психологии профпригодность человека определяется как совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда. В это понятие входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов. О профессиональной пригодности, следовательно, можно судить по объективному критерию — успешному овладению профессией и субъективному — удовлетворенности трудом. Современный взгляд на профессиональную пригодность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, в ходе овладения профессией, а не дана человеку изначально, как некое врожденное качество.

Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются знания и навыки, а так же склонность к работе, то есть положительная профессиональная мотивация. На каждом этапе профессия предъявляет определенные требования к моторике, мышлению, памяти, вниманию, другим психическим функциям и качествам личности. Под влиянием этих требований в ходе овладения профессией формируются профессионально важные качества, способности человека, которые и обеспечивают развитие необходимых навыков, знаний и умений, определяющих квалификацию и мастерство.

Основой профессионально важных качеств являются специальные способности. Диагностика специальных способностей в большинстве случаев преследует цель прогнозирования будущей профессиональной успешности претендента на профессию. К тому же опыт американских тестологов свидетельствует о том, что эффективность психологического отбора в профессию высока. Так, например, в результате проведения отбора снижается отсев из учебных заведений с 30–40  до 5–8 , на 40–70  снижается аварийность по вине персонала, на 10–25  повышается надежность систем управления, затраты на подготовку специалистов уменьшаются на 30–40 .

На формирование пригодности к профессии оказывает влияние большое число факторов. Это такие факторы, как профессиональная мотивация, интерес к профессии, увлеченность ею, взаимоотношения в коллективе, первые достижения и их оценки и т. д. Все эти факторы не могут быть учтены при тестовом обследовании персонала. Низкий уровень развития способностей, в свою очередь, далеко не всегда является препятствием для овладения профессией. Также о невозможности прогнозирования будущей профессиональной успешности на основе актуального развития способностей говорят не только факты позднего профессионального самоопределения, но и сама природа способностей. Они существуют только в движении, только в развитии.

Таким образом, критика применения тестов для предсказания будущей профессиональной успешности во многом объясняется невысокой прогностичностью всех существующих методов, ибо прогноз носит краткосрочный, а не долгосрочный характер.

Очень интересным, с этой точки зрения, может оказаться исследование американских психологов Р. Торндайка и Э. Хагена. Они пытались проследить, как сложились судьбы нескольких тысяч военнослужащих, которые в начале своей карьеры прошли всестороннее тестовое обследование. Результаты, полученные через десятилетия, показали, что в среднем прогностическая валидность (то есть сила предсказания по тестам) оказалась равна нулю. Это значит, что при высоких результатах по тестам часть специалистов достигла за этот период большого успеха, но примерно столько же из них никакого успеха не достигли. Р. Торндайк и Э. Хаген показали бессмысленность длительного прогноза будущей профессиональной успешности на основе тестовых испытаний.

Критика применения тестов специальных способностей для диагностики профпригодности не означает, что мы должны от них отказаться. Они должны использоваться лишь там, где их применение полностью оправдано. Например, когда профессия предъявляет жесткие требования к таким психофизиологическим особенностям, которые мало поддаются развитию, практически не меняются в течение жизни, либо в тех случаях, когда время на обучение профессии резко ограничено, а сама деятельность предъявляет повышенные требования к уровню квалификации (как в армии).

В профессиях же, где профессионально важные качества развиваются, изменяются, где возможна компенсация одних способностей другими, где успех зависит не от уровня, а от качественного своеобразия способностей, такой отбор не нужен.

Что касается перспектив развития тестов специальных способностей, то самым главным является повышение их прогностической силы. Этого можно добиваться, во-первых, ориентировкой при разработке тестов на критерий, заданный норматив, а во-вторых, опорой при оценке результатов тестирования на “профиль профессии”, ане на количественный тестовый балл. При этом необходимо учитывать отличия различных профилей профессий. Это связано с формированием индивидуализированной структуры способностей профессионалов, отличающихся природными данными. Такие индивидуальные данные могут быть основанием для описания разных типов профессионалов.

Литература:

  1. Каримов И. А. Узбекистан на пороге независимости. — Ташкент: «Узбекистан”, 2011.
  2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. «Питер», 2011.
  3. Дружинин В. П. Психология. Учебник «Питер», 2008.
  4. Исмаилова З. К. Педагогика. Учебник. — Ташкент: «Молия», 2008.
  5. Радугина А. Р. «Педагогика и психология». Учебник — М.: «Прогресс», 2009.
  6. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle