Библиографическое описание:

Шулунова Л. И., Мекенбаева Э. А., Байтанатова М. Ж. Театрализация как художественно оформленная деятельность масс [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 214-217.



Массовый праздник всегда выступает как социально-педагогическая акция, выражающая эмоциональный отклик людей на то или иное событие, важное для данной социальной общности. И в этом смысле театрализация, как особый творческий метод культурно-досуговой работы способствует реализации социально-эстетической активности людей. Поэтому театрализация — это особым образом организованная, художественно оформленная деятельность массы — героев и участников праздника. Такая социально обусловленная и сценарно организованная деятельность масс представляет собой основу любой театрализованной формы культурно-досуговой работы, в том числе и праздника. Именно в этом заключается сама суть театрализации. Театрализация должна быть движущей пружиной деятельности реальной массы, способом выявления внутренней энергии людей. Поэтому отсутствие коллективного, художественно оформленного действия самой массы не отвечает сути театрализации, превращая ее в театральное зрелище. В частности, О.И. Марков, говоря о сценарии театрализованного представления, отмечает, что он должен быть программой художественно-педагогического воздействия, реализуемой через самодеятельность масс. [1] Действительно, эмоционально-образное общение участников массового праздника превращает этот вид человеческого взаимодействия в один из видов художественной самодеятельности, поскольку искусство только тогда может воздействовать в полной мере, когда человек остается не простым зрителем или слушателем, а сам принимает участие в массовом действии.

Рассмотрение праздника с позиций деятельного подхода требует более детального определения понятия «деятельность». В словарях дается такое определение этого понятия: «Деятельность — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс». [2] Понятие «деятельность» широко рассматривается в философской, социологической, психологической и социально-психологической литературе.

Деятельность участников массового праздника — это система внутренне мотивированных, логически взаимосвязанных разнообразных действий. Эти действия осуществляются в атмосфере торжественно-праздничного настроения людей, в ситуациях художественного оформления средствами искусства. Художественно-выразительные средства праздника выполняют по отношению к этой деятельности социально-организующую функцию. Эта функция реализуется в двух направлениях: первое — средства искусства придают эстетическое, то есть эмоционально-действенное «облачение» различным социальным организованным процессам в празднике; второе — средства искусства стимулируют формирование сознания людей соответственно нормам и ценностям данного общества.

Деятельность участников массового праздника реализуется в двух основных формах — организованной и самодеятельной. В основном, деятельность участников праздника организуется тремя основными способами: зрелищно-игровым, обрядово-символическим, карнавально-игровым. [3] Условия зрелищно-игрового способа организации деятельности людей на празднике ставит одних в позицию организатора, других — исполнителя, третьих зрителя. Особенности зрелищно-игрового способа организации деятельности определяются тем, что организуемые в нем действия участников существуют и воспринимаются участниками-зрителями как зрелище. Праздничное зрелище вызывает у участников-зрителей эмоционально-нравственные, познавательные, ценностно-ориентационные и ассоциативные процессы. Оно позволяет удовлетворить стремление к единению, взаимопониманию, соучастию. Зрелищность способствует общению сцены и зала, общности восприятия жизни, взаимодействию исполнителей и зрителей.

Праздничное зрелище — это синтез театрализованного, реального, условно-символического, аудиовизуального и художественно-исполнительского действия. Из всех этих действий наиболее сложной выступает организация реального действия, поскольку его участники — реальные герои не являются публичными людьми, поэтому они не всегда органично могут вести себя на сцене. Реальные действия — это информативно-коммуникативные действия, носящие условно-символический характер.

Обрядово-символический способ организации действий участников массового праздника близок по своей сути к драматизированной игре. Этот способ организации деятельности способствует активизации не только отдельных людей, конкретных групп, но и всей празднующей общности. Действия людей в обрядах, ритуалах, церемониях и шествиях являются условно-выразительной формой их поведения, способствующей стимулированию их активности.

Под обрядом мы понимаем традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива, призванные способствовать его преуспеванию. [4] А ритуал — это вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. [4] Поскольку массовые праздники организуются в связи с социально значимыми событиями в жизни общества, то вполне уместно прибегать в них к обрядам и ритуалам, традиционно регламентирующим активное поведение людей.

Как первый, так и второй способы организации деятельности участников опираются на специфические средства. Зрелищно-игровой способ использует информационно-логические средства (документы, тексты ведущего, материалы интервью, беседы и т.д.), обрядово-символический способ основывается на действенно-динамических средствах (церемониальные, ритуальные, массово-символические и другие акты действий участников). Каждый способ организации деятельности участников праздника выполняет свои функции.

Зрелищно-игровой способ организации деятельности способствует реализации следующих функций:

  1. функции информирования о событии праздника, о людях, к нему причастных, о социальной оценке события, о значимости события в жизни отдельных людей, коллектива или страны;
  2. функции воспитания информацией посредством формирования или изменения направленности установок (ценностных ориентаций) участников массового праздника;
  3. функции побуждения к деятельной активности через участие в массовых, групповых, индивидуальных формах обрядово-символической части праздника;
  4. функции коммуникации, связанной со стремлением организаторов укрепить сплоченность, внутренние связи в празднующей общности.

Обрядово-символический способ организации деятельности участников праздника связан с реализацией следующих функций:

 аксиологической функции, где с позиций конкретной группы участников выявляется социальная ценность события;

 семиотической функции, когда через знаковую структуру символического действия передается социальная ценность традиции, опыта общества;

 педагогической функции, когда через систему символических действий стимулируется процесс формирования общественно значимого типа личности;

 нормативной функции, где через регламентирующие правила исполнения символических действий осуществляется регулирование ситуативного поведения участников массового праздника.

Третий способ организации деятельности участников массового праздника — карнавально-игровой. Он чаще всего используется в методике организации карнавалов, гуляний, спортивных праздников, праздничных дней отдыха трудового коллектива. Среди форм организации карнавально-игрового действия можно назвать следующие: игровые соревнования, игры-конкурсы, индивидуально-групповые игры и индивидуально-массовые игры. Этот способ организации деятельности участников массового праздника способствует реализации следующих функций:

 рекреативной функции, суть которой заключается в восстановлении физических сил, в удовлетворении потребности в отдыхе;

 гедонистической функции, которая способствует удовлетворению потребности в положительных эмоциях, в радости;

 функции самореализации и самоутверждения, когда через участие в играх, конкурсах и соревнованиях человек старается показать свою незаурядность и состоятельность.

Объединение отдельных видов деятельности участников массового праздника в целостную форму их поведения реализуется через сценарный ход, представляющий собой прием социально-педагогической интеграции различных видов деятельности участников и частей праздника в единое целое, а также прием активизации его участников. Можно выделить два типа сценарных ходов. Первый тип — это сценарные ходы, формирующие синтез деятельности участников праздника через комментарии ведущих. Тексты комментария способствуют обеспечению непрерывности и логической взаимосвязанности отдельных видов и форм деятельности участников праздника. Второй тип — это сценарные ходы, объединяющие отдельные виды и формы деятельности участников специально подобранного или написанного сюжета.

Обычно выделяется три типа коллективного реального действия участников массовой культурно-досуговой работы:

  1. коллективные выходы и шествия;
  2. коллективные выступления, рапорты, переклички;
  3. церемониальные действия.

Коллективные проходы и шествия героев театрализации — наиболее распространенный прием коллективного выхода или шествия. Это активизирует аудиторию, настраивает ее на нужное восприятие. Наиболее массовый характер приобретает прохождение отдельных групп и категорий участников того или иного отмечаемого события на открытом воздухе. Очень важно, чтобы коллективные выходы и шествия были органичны в сценарно-режиссерском замысле театрализованного мероприятия. Они могут быть как прологом, так и кульминацией — проявлением высшей степени эмоционального подъема присутствующих на празднике людей, подготовленных к этому всем развертыванием предыдущего художественного действия.

При организации массового уличного шествия, когда коллективное прохождение участников по улицам и площадям является основой театрализованного действия, именно вокруг него концентрируется реальное действие. Движущиеся художественно оформленные театральные группы, декорированные машины, передвижные сценические площадки и другие средства театрализации выступают в качестве своеобразных художественных эпицентров, собирающих вокруг себя людей. Но театрализованное действие не должно быть оторвано от действия масс, чтобы не снизить активность и эмоциональную реакцию участников праздника. Таким образом, театрализация должна стимулировать активность масс, вовлекать их в активное действие художественными средствами.

Особое внимание следует обратить на организацию коллективных шествий у исторических ансамблей и мемориалов, когда сам факт соприкосновения с историческим местом оказывает на участников глубокое эмоциональное воздействие. Здесь не должно быть ложной театральности, художественно-выразительные средства должны быть предельно скупыми.

Вторым типом реального действия массы в театрализованных формах культурно-досуговой работы являются коллективные выступления, рапорты, переклички, когда массовые мероприятия выступают в роли коллективной трибуны. Такие выступления выражают потребность людей показать свое отношение к событию, а другим людям — приобщиться к нему. В этих выступлениях актуализируется жизненный опыт масс, который становится мощным средством идейно-эмоционального воздействия на личность, поскольку чаще всего выступают очевидцы и непосредственные участники событий.

Второй тип реального действия массы в театрализованных формах культурно-досуговой работы:

а) требует сочетания информационно-логического и эмоционально-образного начал в сценарном замысле и режиссерском воплощении;

б) ставит человека в положение активного участника, оратора в массовом действии, а само это действие делает своеобразной трибуной масс;

в) обладает широким диапазоном — от единичного до массового выступления.

Третий тип реального действия масс в театрализованных формах культурно-досуговой работы — церемониальное действие. Оно может разных видов. Чаще всего оно представляет собой официальное торжественное действие, определенный ритуал, выработанный обычаем, который, имея свой порядок, повторяется каждый год. Этот тип реального массового действия представляет собой устоявшееся в обществе отношение к отмечаемому событию, поэтому обладает большой воспитательной эффективностью, особенно значимой для молодого поколения.

К торжественным церемониям можно отнести такие действия, как вынос знамени, зажжение факелов, хоровое исполнение гимна, награждение, присяга, клятва, ритуальное приветствие, возложение цветов и т.д. Кроме этого, у представителей разных профессий есть свои торжественные церемонии и ритуалы. Например, у строителей — это закладка первого камня, у организаторов выставок и презентаций — перерезание ленточки, у кораблестроителей — разбивание о борт нового корабля бутылки шампанского, у кинематографистов перед съемкой нового фильма разбивается тарелка, осколки от которой разбирают члены съемочной группы, чтобы собрать ее в день окончания съемки фильма и т.д.

Много ритуалов связано с вручением каких-либо предметов и символов. К ним можно отнести вручение символа профессии молодым рабочим, вручение студенческого билета первокурсникам при проведении торжественного посвящения в студенты, вручение символов мастерства опытным мастерам на их юбилеях, вручение символического ключа, вручение символических значков и т.п.

Церемониальное действие должно быть органично введено в сценарий театрализованного представления или праздника. Оно должно быть связано с жизненным опытом празднующей общности и отвечать ее потребностям.

Таким образом, для того, чтобы реальное действие участников праздника стало оптимальным компонентом сценария, нужно учитывать следующие условия:

  1. соответствие сценарного замысла и режиссерского воплощения содержанию события, лежащего в основе сценария;
  2. соответствие планируемого действия масс их мировоззренческой позиции;
  3. умелое сочетание самого реального действия со средствами его художественного оформления и стимулирования. [5]

На наш взгляд, соблюдение этих условий организации реального действия участников массового праздника будет способствовать повышению ее эффективности, а также даст возможность людям через это действие проявить свою социальную активность и почувствовать свою приобщенность к той идее и к тому событию, которым посвящен праздник.

Литература:

  1. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба.- М., 1988. — С. 25.
  2. Советский энциклопедический словарь.- М., 1981. — С. 386.
  3. Шулунова Л.И. Художественно-массовая организация досуга.-Шымкент, 2009. — С. 173-175.
  4. Советский энциклопедический словарь.- М., 1981. — С. 921.
  5. См.: Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника.- М., 1984. — С. 92.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle