Библиографическое описание:

Семчук Е. В. Основные философские идеи педагогической концепции В. А. Сухомлинского в развитии и воспитании полноценной личности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 19-21.



Научным фундаментом педагогических взглядов В. А. Сухомлинского являлось философское направление гуманизма. Согласно гуманистической философской системе воззрений признается абсолютная ценность человека как личности, утверждается его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Обратимся к некоторым философским взглядам В. А. Сухомлинского, которые, на наш взгляд, являются основополагающими в его педагогической концепции.

Отношение к природе человека — одна из основ любой философской концепции. Суть этого отношения проявляется в принципиальном подходе к решению многих других философских проблем. В. А. Сухомлинский был глубоко убежден, что знания о человеке, его индивидуальном внутреннем мире, самобытном восприятии себя и всего вокруг происходящего — неотъемлемая часть целостной научной картины мира, без которой полноценный человек сформироваться не может». Настоящий человек — это дух человеческий, который выражается в убеждениях и чувствах, воле и стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть в мечте идеал и бороться за него» [2, c. 19]. Такое возвышение человека у В. А. Сухомлинского было не только целью, но и средством, и формой существования. В поле зрения директора Павлышской школы находилась вся человеческая жизнь. В. А. Сухомлинский говорил о рождении ребенка, пробуждении отцовского и материнского чувства любви, сыновнем долге, чувстве сострадания, благодарности, о том, как поступки отражаются на душевных переживаниях других — словом, обо всем, что делает человека Человеком.

Исследуя философскую проблему человека, в своем произведении «Как воспитать настоящего человека» (1977) педагог отметил следующие черты: понимание и переживание цели и смысла жизни; богатство духовного мира, духовных интересов, духовных запросов и потребностей; потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей. Особое внимание в концепции настоящего человека педагог уделял готовности бороться за свои убеждения, отстаивать их, чувству человеческого достоинства — уважению самого себя, умению дорожить своей личной честью, своим именем; интеллектуальному богатству, творческому уму, стремлению жить в мире мысли, постоянному желанию обогащать и развивать свой разум.

Таким образом, труд открывает путь к счастью. В понятие «труд» учитель вкладывал широкий философский смысл. Только в труде человек может выразить себя, самореализоваться как личность, добиться чего-то значительного в жизни. Труд обогащает человека интеллектуально и духовно. Педагог был убежден, что творческий труд — важнейший источник счастья. Не только труд В. А. Сухомлинский включал в понятие «счастье». Такие ценности как любовь, семейные радости, материальное благополучие, достойную, обеспечивающую насущную потребностями жизнь, педагог находил крайне важными.

Философские понятия «счастье» и «смысл жизни» В. А. Сухомлинский тесно связывал с проблемой свободы личности, как способности к активной деятельности в соответствии со своими желаниями. Свобода определяется им тем, насколько глубоко человек осознает себя, насколько он независим от каких-либо причин и в какой степени он ориентируется на общественные потребности в своей деятельности. Свобода для педагога — не просто абстрактное философское понятие, а конкретная осознанная позиция человека, связанная со способностью принимать решения. Рассматривая понятие «свобода воли», педагог называет ее главные элементы — разум и совесть. В работе «Как воспитать настоящего человека» педагог писал. Что жизнь, данная человеку и свобода, приобретенная им — величайшие человеческие ценности, в которых выражается сама природа человека

Проблемы жизни и смерти, памяти и забвения, трагического и прекрасного были постоянным предметом размышления В.А Сухомлинского педагога — это символическое бессмертие результатов человеческого творчества. Педагог всегда стремился к тому, чтобы понимание жизни и смерти, чувствование и переживание близкого человека способствовало взрослению ребенка, вносило в его жизнь зрелость, воспитывало умение дорожить людьми, относиться к ним как к великой ценности.

Подлинно нравственная личность не может формировать без стремления к прекрасному. Вечный источник красоты педагог видел в природе. Познание прекрасного, переживание радости, связанное с его по созданием, соединяет нравственную чистоту и мораль, этику и эстетику. В. А. Сухомлинский строил систему эстетического воспитании. Идеал эстетического воспитания педагог видел в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, сделал его частью своей жизни. Познание прекрасного чрезвычайно важно для формирования мировоззрения, которое основывается не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.

В. А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Основой этого требования была идея о единстве чувственного и логического познания. Безусловную истинность этого философского принципа В. А. Сухомлинский доказал при обучении детей в «Школе радости».

Педагог стремился развивать образное мышление своих учеников с раннего детства. В раннем детском и школьном возрасте проявляется больше всего эстетических чувств и наклонностей, они наиболее ярки и гораздо богаче, чем в течение всей его последующей жизни. Воспринимая и впитывая красоту именно в этом возрасте, ребенок может стать чутким ценителем прекрасного, гармонично включить его во всю последующую жизнь как необходимый элемент мировоззрения. Поэтому формирование эстетических чувств детей, их эмоциональной культуры — одна из важнейших задач воспитания.

В повседневной практике В. А. Сухомлинский отстаивал и осуществлял главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди; таких людей может воспитать только гуманизм. Создание гуманистической воспитательной системы В. А. Сухомлинского явилось следствием и воплощение его философских мировоззренческих убеждений.

Литература:

  1. Руденко Ю. Д. Народная педагогика и В. А. Сухомлинский. Советская педагогика.-1991.--№ 2.-С.103–106
  2. Сухомлинский В. А. Письма к сыну.-М.:Просвещение,1979.-122 с.
  3. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека.Этика коммунистического воспитания.-М.:Педагогика,1990.-288 с.
Основные термины: педагогической концепции, настоящего человека педагог, Познание прекрасного, переживание близкого человека, настоящего человека», абсолютная ценность человека, философскую проблему человека, эстетического воспитания педагог, настоящего человека» педагог, идеи педагогической концепции, эстетических чувств, осознанная позиция человека, эмоциональном мире человека, чутким ценителем прекрасного, абстрактное философское понятие, возвышение человека, природе человека, воспитании полноценной личности, источник красоты педагог, чувстве прекрасного

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle