Библиографическое описание:

Бейсенбаева Б. Ж. Актуальность инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 1-3.



Дорога в тысячу лиг начинается с первого шага.

Китайская народная пословица

Лица с ограниченными возможностями имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Лица с ограниченными возможностями, независимо от причины, природы и серьезности отклонений, имеют те же самые права, что и у других граждан их страны того же возраста. Это, прежде всего, подразумевает право каждого наслаждаться жизнью, и пользоваться ее дарами. [1, стр.3] Правительства стран мира согласились, что это относится ко всем детям, независимо от их отклонений и окружающей среды.

Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями. Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей данной категории определены в Законах Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогическойкоррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», а также в ряде нормативных правовых актах. Имея в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом РК «Об образовании» равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие, в жизни дети с ограниченными возможностями нередко лишены возможности реализовать это право. Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении таких детей, — создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе. Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как полноценным людям становиться толерантным и научиться уважать другие личности. Сегодня в республике свыше 16 тысяч детей с ограниченными возможностями интегрированы в среду их нормально развивающихся сверстников, из них свыше 3000 детей дошкольного возраста посещают 395 детских садов, более 12000 детей школьного возраста обучаются в 769 общеобразовательных школах. В этих организацияхребенка-инвалидавовлекают во все виды деятельности — образовательную и во внеклассную. При этом у одноклассников сформированы взгляды к инвалиду, как к равному, и в тоже время как к человеку, которому нужна помощь и поддержка. [2]

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим подопечным необходимую специальную поддержку. [3]

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. Общество стало гуманней и детей данной категории стали называть как «дети с особыми образовательными потребностями». С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику.

Современная медицина не стоит на месте, но по-прежнему не всесильна. Все еще существует внушительный список неизлечимых заболеваний. Все, что могут предложить медики таким больным — это поддерживающая терапия, облегчающая их состояние на короткое время. У многих в наше время возникает прагматичный вопрос — а есть ли смысл тратить огромные деньги и время на тех, кто все равно неизбежно умрет? Выражаясь скупым языком финансистов — такие инвестиции никогда ни то, что не принесут прибыли, но и даже не окупятся. Жизнь в специальных больницах, постоянные процедуры, лекарства, страдания моральные и физические, социальные проблемы, невозможность вести полноценную жизнь — приносит ли это радость, нужна ли вообще такая жизнь? Не будет ли гуманнее, в первую очередь по отношению к самим больным, избавить их от страданий и применить эвтаназию? Вопрос жить или не жить «неполноценным» людям поднимается и обсуждается в обществе со времен цивилизации древних римлян. В ХIХ веке появилась наука евгеника, изучающая гены и наследственность. Позднее евгеникой заинтересовалась элита фашистской Германией. Однако всякий раз эти якобы «естественные» теории терпели полное фиаско, так как являлись античеловеческими. [4] Надо понимать, что в первую очередь сомнение в праве чьей-либо жизни поднимается в социально неустроенных, бедных обществах, в которых жизнь людей не ценится самим государством, где каждый выживает, как может. Как ни печально, но мир делится на мир «нормальных» и мир инвалидов. И тот, кто находится в мире «нормальных», чаще всего рассуждает именно так. Он думает, что его никогда не коснется несчастье — пусть оно у кого-то, где-то там, далеко… С детства мы имеем какие-то предрассудки, домыслы по поводу инвалидов. Попробуйте спросить у людей, столкнувшихся с бедой, у родителей особых детей, а также тех, кто столкнулся с инвалидностью близких, или того, кто работает с инвалидами: «Зачем живут инвалиды?» Это тяжелый вопрос. Из возможных 100 % вам ответят, что никто не имеет права отбирать у них последнее, их мир. Для кого-то достижение — сесть на шпагат, пробежать пару десятков километров. А для некоторых держать ложку, или пройти пару шагов своими ногами — уже за гранью реальности. Отношение к детям, старикам и инвалидам — это лакмусовая бумажка, тест на присутствие человеческого в нас.

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы и классы общеобразовательных учреждений. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого и, на наш взгляд, более перспективного направления — инклюзии. Но необходимо отметить, что с процессом включения детей с ограниченными возможностями в развитии в массовые образовательные учреждения связано много сложностей, которые для нашей страны на данный момент являются непреодолимыми. Одной из наиболее значимых и ещё пока не решённых проблем является проблема создания учебно-методических комплексов для успешного инклюзивного образования всех категорий детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений.

Ценность инклюзивного образования — в смешении учеников. Учителя должны выступать за внедрение повсеместного инклюзивного образования, т. к. опыт показывает, что детей со спецнуждами часто изолируют из школьной жизни. Учителя должны объяснять другим ученикам причины того, что некоторые ученики не умеют или не могут говорить, по-другому себя ведут и т. д. Различия должны быть установлены и к ним необходимо проявлять уважение. Позвольте ученикам открыть для себя, как они работают друг с другом. Подобная работа должна быть проведена и на родительских собраниях. Наибольшим препятствием инклюзиву обычно является негативное отношение. Дети не привыкли видеть рядом с собой других детей, которые выглядят и ведут себя по-другому. Родители также могут излишне волноваться о «снижении стандартов», в случае, если дети с отклонениями или другими спецнуждами будут включены в обычные классы. Учителя должны сыграть роль проводников в изменении отношения к лучшему среди учеников, их родителей и, конечно же, других учителей. Поощрять учеников к дружественному отношению к ученикам со спецнуждами. Очень важно для социального включения, чтобы дети вместе играли и работали. Они могут также помочь школьникам при передвижении из одного класс в другой и на переменах. В пределах класса, развивать «репетиторство между школьниками». Более способные ученики могут помочь тем, кто отстает в выполнении классной работы. Также помочь «особым» детям избавиться от чувства обузы, чтобы не стали зависимыми и превратились в объекты оказания «помощи». Дать возможность самим внести и свой вклад в школьную жизнь. Необходимо разработать обучающие игры, в которых ученики смогут поиграть все вместе в классе. Группам учеников эти игры могут помочь в овладении чтения и математики. Поставить занятия в классе таким образом, чтобы все дети могли принять в них участие. Раскрывать таланты всех учеников, поощряя их участие в школьных кружках, таких, как пение, танцы и драма. Включать всех детей во все школьные занятия, например, дежурство по классу. Хорошим знаком является совместная игра детей на переменах, или их рассказы о том, как они ходили друг к другу в гости.

Трудности, встречающиеся на пути построения образования для ВСЕХ, не могут быть преодолены только одной школой. Это требует активного сотрудничества и участия всех школ в районе — школ дошкольного, начального и среднего образования. Это необходимо для гарантии непрерывности образования детей со спецнуждами. Много полезного можно потерять в случае, если ребенок часто меняет школы, или школы не адаптированы для принятия в свои стены учеников с особыми образовательными потребностями. Сотрудничество между обычными школами играет даже большую роль, чем деятельность районных специальных школ.

Традиции во многих странах предполагают, что каждая отдельно взятая школа должна быть самодостаточной, исключая какой-либо тесный контакт и общение между учителями и учениками.

Очень часто эти дети исключены из общества. Они могут прятаться дома, если они как-то по-другому выглядят из-за страха или суеверий своих родителей. Либо нищета заставляет их семьи жить в городских трущобах с лишь немногими удобствами. Часто их нужды не замечаются, их вклад в общество видится мизерным и несущественным. Но такие исключения из общества лишают детей возможности учиться, расти и развиваться. Они проигрывают вдвойне! Посещение местных школ является одним из важных факторов, доказывающих включение детей в общество. Обучение детей происходит не только в стенах школы. Они учатся в семье, контактируя со своими сверстниками и друзьями, участвуя в различной социальной деятельности своего сообщества. Но посещение школы оказывает поддержку других форм обучения. Учители несут исключительную ответственность в том, чтобы все учащиеся принимали деятельное участие в предоставлении всем равных возможностей обучения.

Все дети обучаются через общение с окружающими — родителями, братьями и сестрами и сверстниками — и через опыт, приобретенный в различных обстановках их жизни — дом, соседи и школа. Это в равной степени относится и к детям с ограниченными возможностями. Но об этом часто забывают, потому что этих детей воспринимают как «отличных». В самом деле, недостаток их обучения или замедленное развитие были отнесены к отклонениям, а не к ограничениям, которые они переносят в общении и в недостатке смены окружающей обстановки.

Наибольшей опасностью в медицинском представлении является то, что «проблемой» считается только ребенок. Именно поэтому дети с ограниченными возможностями были исключены из обычных школ и отправлены в специальные школы для детьми с теми же отклонениями — если такие имелись. Все основывалось на убеждении, что они нуждаются в специальном «лечении» из-за своих отклонений. У детей могут быть разные отклонения, влияющие на процесс мышления. Но у всех детей есть свои основные нужды — это любовь и тепло, безопасность, богатая витаминами пища, здоровое окружение и дом, свой кров. Если какой-либо из этих элементов отсутствует, или представлен в недостаточном количестве, тогда рост и развитие ребенка могут пострадать. Жизнь учеников не может быть просто поделена на «школьную жизнь», «жизнь дома» и «общественную жизнь». Проблемы в одном из аспектов жизни влияют на состояние других сфер их жизни. Школа- это всего лишь один из периодов жизни ребенка. Должны быть установлены связи между школой и услугами для детей и семей в дошкольные годы. Так, школы должны готовить учеников ко взрослой жизни, которая ожидает их после окончания школы.

Литература:

  1. Модель психолого-педагогического сопровождения учителя в инклюзивном пространстве общеобразовательного учреждения, ГОУ СОШ № 1323, Дониченко О. Г., Фелькер Ю. И.
  2. Организация учебного процесса с «особыми детьми», ГОУ СОШ № 467, Макина С. И., Елисеева В. Е., Павлова Ю. Н.
  3. Работа с детьми с нарушением поведения, ГОУ СОШ № 467 г. Москвы, Боровик Н. Ю.
  4. Ребенок с задержкой психического развития, по материалам статьи И. Ю. Троицкой «Если в семье ребенок с задержкой психического развития», журнал «Виноград», № 1, 2009 г
  5. Адаптация общеобразовательной программы для детей с ОВЗ
  6. Нормативно-правовая база интегрированного (инклюзивного) обучения и воспитания

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle