Библиографическое описание:

Сизова Ю. С. Гуманитаризация высшего образования как направление его гуманизации [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 261-266.



Статья посвящена вопросам гуманизации высшего образования и гуманитаризации, как одного из путей их решения. Автор представляет обзор различных точек зрения на сущность вышеуказанных понятий и подчеркивает важность гуманитарных дисциплин для подготовки специалиста, востребованного современным обществом.

Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, вуз, реформирование высшей школы, целостность личности, система образования, педагогическая деятельность.

Гуманизация высшего образования — это интернациональная проблема, над решением которой работают коллективы во многих странах, причем не только национальные коллективы, но и международные общества. В Уставе ЮНЕСКО образование заявлено как цель поддержания справедливости, мира и свободы. Еще 1995 г. Международная конференция по образованию провозгласила своей основной задачей формирование человека, т. к. человек не является экономическим фактором. Он не орудие или средство достижения цели. В самом человеке заложена самостоятельная цель развития.

В течение прошлого века в высшем образовании наблюдалась тенденция дегуманизации и дегуманитаризации, которая привела к системному кризису высшей школы, проявляющемуся

 в обособлении гуманитарного компонента образования;

 в противопоставлении гуманитарных предметов естественнонаучным и техническим;

 в утрате субъектами высшего образования гуманистической направленности своей деятельности;

 в утрате значимости гуманитарной парадигмы образования и культивирование техницизма.

Сложившееся положение вещей уходит корнями в историю XX столетия, отмеченную лидирующей ролью естественных наук, технизацией и милитаризацией общественной жизни, идеологизацией сознания огромных масс людей, утопизмом и несостоятельностью отдельных крупномасштабных социальных и гуманитарных проектов.

Реформирование высшей школы и осуществление гуманитаризации образования является комплексной и непростой задачей, в ходе решения которой возникает потребность в его гуманизации.

Кризис традиционной теоретической методики и объективные условия сегодняшнего дня не позволяют дать ответы и найти пути решения существующих проблем. Это обусловлено следующими факторами:

  1. требованием сегодняшнего дня, когда возникает необходимость донесения до слушателя большого количества информации за меньшее количество времени;
  2. реорганизацией высшей системы образования в связи с Болонским процессом (введение модульно-рейтинговой системы обучения, сокращение аудиторных учебных часов, отпускаемых на изучение гуманитарных дисциплин, большой объем работы переносится на самостоятельное усвоение/овладение студентами) [12];
  3. отсутствием достаточного количества учебных материалов, соответствующих новым требованиям высшего технического образования;
  4. делением гуманитарных дисциплин на нормативные и факультативные (по выбору студента — этика и эстетика, религиоведение, психология). Щуркова Н. Е. считает, что «разрешить все эти проблемы и условия традиционными системами обучения невозможно» [13].

Общество гуманистично настолько, насколько велика ценность в нем человека. Гуманистически ориентированное высшее образование — это залог дальнейшего успешного развития общества. Понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» широко представлены в научной литературе, но до сих пор рассматриваются различными исследователями не однозначно.

Гуманизация общества связана с реформированием высшего образования и развитием высших учебных заведений. Общесоциологической тенденцией постиндустриального общества является его гуманизация, таким образом, вуз как социальный институт также является объектом гуманизации. И подвергается ее влиянию. Степень этого влияния зависит от следующих общесоциологических факторов:

 уровня социально-культурного развития общества;

 его политической организации;

 исторических традиций;

 национальных особенностей;

 духовной атмосферы и т. п.

Вуз одновременно является и особым образовательным, исследовательским и культурным центром и выступает не только объектом, но и субъектом гуманизации общественной жизни, в том числе и системы образования.

В аспекте научной деятельности, как отмечает Гагарин А. В., это проявляется через:

 гуманитарную экспертизу научных программ и проектов;

 развитие междисциплинарных исследований на стыке естественных, технических и социально-гуманитарных наук [3].

В аспекте образовательного процесса это выражается через:

 гуманитаризацию образования;

 гуманистическую организацию образования путем очеловечиваниия внутривузовских отношений, введение педагогики сотрудничества, индивидуализацию образования;

 трасформацию стилей преподавательской деятельности;

 формирование гуманистических ценностей студентов и преподавателей;

 утверждение ценностей гуманистической культуры;

 приобщение к общечеловеческим ценностям;

 ориентацию на формирование и сохранение целостности личности;

 создание условий для развития духовности за пределами аудиторий;

 участие в деятельности общественных организаций и структур гуманистической направленности.

А. С. Кравец в своей работе отмечает, что гуманизация образования означает создание такой образовательной социальной системы, которая отвечает гуманистическим ценностям и идеалам. Гуманитаризация же образования означает наполнение или дополнение образовательной программы гуманитарным содержанием, т. е. предполагает включение в учебный процесс цикла гуманитарных дисциплин [7].

Гуманизация образования как определенная направленность его развития не сводится лишь к изменению соотношения специальных, например, естественнонаучных и социогуманитарных знаний. Она пронизывает все механизмы, все направления, виды образовательного процесса, не оставляя в стороне нейтрально-нравственные, культурные, человеко-смыслообразующие зоны и сферы его бытия.

Гуманизация высшего образования представляет собой систему взаимоорганизованных ценностей, включенных в образовательный процесс и обеспечивающих через усваиваемые людьми знания их профессионально-нравственное развитие, формирование социально значимых ориентаций и установок, осознание своего личностного достоинства, свободы и ответственности за поступки и результаты деятельности. Как подчеркивает М. А. Благонравова, это особенно важно в студенческие годы, когда личность еще активно формируется [2].

В аспекте гуманистической парадигмы высшего образования перед педагогом ставятся задачи, решение которых требует новой стратегии. Можно выделить три основных пути гуманизации образования.

Первый путь связан с внесением в содержание обучения дополнительного материала, раскрывающего гуманистический, нравственный аспект изучаемого предмета. Здесь используется такой способ как анализ ценностных аспектов, изучающих учебное содержание на базе исторического материала.

Второй путь гуманизации обучения — это пересмотр самого процесса обучения на основе демократизации всех сторон образовательных отношений, дифференциации и индивидуализации.

Третий путь предполагает внедрение инновационных педагогических технологий и методов обучения, но при условии сохранения преемственности традиционных способов [8].

Таким образом, гуманизация — это не только набор знаний, которые усваивают студенты (в том числе и социальных) через учебные дисциплины. Суть гуманизации значительно шире: это сложный процесс, имеющий различные направления и способы реализации непосредственно в самом образовании, так и в пограничных с ним воспитательных факторов.

Гуманитаризация является основным направлением гуманизации высшего образования. Под гуманитаризацией обычно понимается:

1) включение естественнонаучных и технических знаний в поле их человеческого видения, выявление их социальной обусловленности и направленности, приобретение ими ценностного статуса;

2) осознание мировоззренческих функций естественных и технических наук и сближение их по предметной и методологической направленности с гуманитарными науками.

Речь не идет о слиянии всех наук или об утрате ими предмета своего исследования, специфики методов и форм познания, а о приверженности естественнонаучных наук к человеческому фактору, наряду с взаимным тяготением этих наук и гуманитарных.

Необходимость гуманитаризации образования вытекает из основных целей высшего образования, запросов общества на личностные качества выпускника вуза и роли гуманитарных знаний в жизнедеятельности человека.

Громова М. П. определяет одну из основных целей высшего образования, как передачу достоверного научного знания от поколения к поколению, постольку характер, уровень развития и результаты науки обусловливают на каждом этапе ее исторического развития соответствующую матрицу образования [4].

Как отмечает А. С. Кравец, то в настоящее время наблюдаются расхождения как в базовых концептах гуманизации и гуманитаризации высшего образования, так и в реализации этих направлений на практике [7].

Так, например, по мнению В. А. Козырева, концепция гуманитаризации образования состоит в том, что образование, прежде всего, должно решать задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Главным предназначением образования в современной гуманитарной парадигме является осмысление человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии образования как личностно-значимой ценности. При этом в расширяющемся процессе овладения различными способами взаимодействия с миром происходит обогащение, развитие личности обучающегося [6].

Основными векторами гуманитаризации образования, на взгляд Пушкаревой М. П., должны стать активизация творческой самостоятельности будущих учителей, формирование у них высокой профессиональной компетентности, восприятие социокультурной среды, в которой они находятся, с этической и эстетической точки зрения [11].

Гуманитаризация отнюдь не сводится только лишь к задаче расширения информационного содержания гуманитарных дисциплин по сравнению с профессиональным блоком, но в принципе должна отвечать более высоким целям: приобщению будущих специалистов к гуманистическим ценностям в рамках учебного процесса и внеучебных форм активности. Она направлена на преодоление одномерности личности, ее однобокости, что может являться следствием узкой профессиональной специализации [7].

Под гуманитарᴎᴈацией образοʙания ᴨοдразумевается также его «очелοʙечивание» как путем введения большего чᴎᴄла социальных и культурологических предметов, так и путем усиления социальной направлеʜʜосᴛᴎ уже преподаваемых (матемаᴛᴎки, фᴎᴈики, ᴎᴄтории и др.).

А. Н. Аᴛрашенко рассмаᴛривает гуманитарᴎᴈацию образοʙания как средство преодоления технокраᴛᴎческого ᴛᴎпа мышления и окультуривания челοʙека. Сοʙремеʜʜый специалᴎᴄт, по его мнению, должен знать не только ᴎᴄторию своей сᴛраны, но и мировую ᴎᴄторию, культуры, не только классическую философию, но и отличающиеся от нее направления философской мысли [1].

Под гуманитарᴎᴈацией Д. Л. Матухин ᴨοʜимает также специальʜую педагогическую деятельность, направленʜую на органᴎᴈацию педагогического процесса, ᴦлаʙной целью которого явᴫяется личность обучаемого, ее проявления в собствеʜʜо «личностных» дейстʙᴎᴙх — целеполагании, смыᴄᴫοобразοʙании, самостоятельносᴛᴎ, ответствеʜʜосᴛᴎ, выборе цеʜʜостей и поступкοʙ, личностном опыте и др. [9].

В настоящее время, когда проблема гуманитаризации высшего образования стоит особенно остро, основное внимание должно быть уделено вопросу обеспечения баланса между гуманитарным и профессиональным аспектом учебного процесса. Несомненно, квалифицированный специалист не может быть сформирован без профессионализации, но полноценная личность не может быть сформирована без гуманитаризации.

А. С. Кравец утверждает, что «помимо функциональной адаптации к социуму через профессию, челοʙек должен еще впᴎᴄаться в просᴛранство культуры, освоить ее смыслы и цеʜʜосᴛᴎ. Так форᴍируется духοʙность челοʙека, его мирοʙоззрение, ᴨοʜимание им своего места и роли в обществе» [7].

Личность — это всегда индᴎʙᴎдуальность, которая формируется внутри и на основе определенно культуры. Профессия обретает гуманистический смысл ᴎ лишь тогда, когда за ней обнаруживается нечто более высокое и цеʜʜое, а имеʜʜо, обретение своей индᴎʙᴎдуальносᴛᴎ в ᴍʜогогранном мире культуры.

Выпускники вуза, помимо профессиональной компетентносᴛᴎ, должны обладать качествами субъекта обществеʜʜой, гражданской деятельносᴛᴎ. Общество нуждается в коммуникаᴛᴎʙной, нравствеʜʜой личности, развитой в психологическом, духοʙноим и мирοʙоззренческом плане. Развитие эᴛᴎх качеств невозможно без основательной гуманитарной подготοʙки учащихся.

Сοʙремеʜʜые ᴎᴄᴄледοʙания роли и значения гуманитарных знаний в сᴛруктуре челοʙеческой жᴎᴈнедеятельносᴛᴎ обнаруживают их благотворное влияние как на профессиональные, так и на личностные качества выпускникοʙ любых специальностей. Так, по ᴍʜению специалᴎᴄтοʙ, гуманитарная образοʙанность оказывает следующее влияние на человека [6]:

 способствует эмоциональной полифоничности людей, более открытых для восприятия информации;

 активизирует интеллект и творчество;

 создает дополнительную мотивацию деятельности, служит несущей конструкцией человеческой духовности;

 приближает человека к познанию конкретной логики реальных человеческих поступков, действий;

 способствует профессиональной, социальной и межличностной коммуникации и облегчает адаптацию в профессиональных сообществах и коллективах;

 обогащает профессиональное сознание универсальным культурно-историческим опытом всего человечества;

 гармонизирует интеллектуальную и эмоциональную деятельность человеческого мозга (левополушарную и правополушарную), способствуя целостному развитию сознания;

 помогает разрешению жизненных проблем, обоснованию и распространению общечеловеческих идеалов и ценностей;

 обеспечивает сохранение социальной памяти и передачу от поколения к поколению гуманитарно-культурных достижений человеческого общества в целом и отдельных общностей людей;

 способствует морально-психологической защищенности человека, создавая благоприятную атмосферу для действия механизмов психической разгрузки и компенсации.

Через гуманитарно-культурную деятельность человек реализует себя, утверждается, проявляет духовную свободу и творчество, изменяет социокультурную среду. В гуманитарной культуре он находит гуманистические и эстетические образцы, этические и поведенческие нормы.

Гуманитарное образование является основой духовной культуры общества, ее фундаментом, вне которого она не может развиваться, поскольку только гуманитарно-образованные люди способны создавать такие ценности, как язык, литература, искусство и т. д.

Питюков В. Д. в своих работах отмечает, что гуманитарное образование играет наибольшую роль в воспитании студентов, глубже и основательнее других ветвей высшего образования формирует научное мировоззрение, ценностные ориентации и жизненные ориентиры студенческой молодежи [10].

Гуманитарное образование непосредственно влияет на поведение людей, на состояние межэтнических, социально-классовых и межгосударственных отношений, на гуманизацию общества в целом.

Добрускин М. В. считает, что «высшее образование и особенно его гуманитарные аспекты призваны способствовать обогащению духовного мира студентов, приобщению их к сокровищам национальной и мировой культуры и цивилизации, расширению кругозора, без чего невозможно формирование разносторонне развитой личности» [5].

Гуманитарные знания не только дополняют естественнонаучные знания о человеке и его бытии, но и нацеливают его на самостоятельный поиск путей самосовершенствования, укрепления физического и духовного равновесия, пробуждения творчества и нравственности.

Гуманитарная составляющая человека увязана с идеалом социально-справедливой, гуманной жизни людей, более того гуманитарный (человечный) концепт высоко гуманен. Автор данной статьи считает, что в вуз должна быть перенесена мировоззренческая функция.

К сожалению, шаги, предпринимаемые на пути к гуманизации и гуманитаризации высшего образования, носят бессистемный и разрозненный характер. Невозможно провести гуманизацию лишь только путем включения гуманитарных дисциплин в программы технических вузов. Вследствие перехода на новые образовательные стандарты увеличивается доля часов для самостоятельной работы студентов, а аудиторные часы, сокращаются. Возможно, при других условиях преподаватель и мог бы стать наставником, способным повлиять на нравственное состояние человека, готового предложить себя обществу как специалиста после окончания вуза. Необходимо принимать меры на формирование нравственных позиций, того фундамента, с которым человек подходит к своей будущей профессиональной деятельности [14]. Многие проблемы, с которыми общество сталкивается сейчас, указывают, что причиной многих негативных явлений является отсутствие духовности и гуманизма специалистов, работающих в различных областях. Ведь любой предмет, любая деятельность зависит от того, с какой позиции мы на него смотрим. И этот предмет и действия меняются в зависимости от того как меняемся мы — насколько следуем или не следуем принципам гуманизма.

Автор статьи считает, что в сложившихся условиях, наряду с демократизацией учебного процесса в вузах, необходимо принимать меры для поднятия престижа звания «преподаватель». Настоящая тенденция такова, что преподаватель вуза из наставника превращается в «поставщика услуг», что значительно тормозит процесс гуманизации высшего образования. Более того, те условия, в которые в настоящее время поставлены преподаватели вузов, делают весьма затруднительным процесс донесения гуманистических идеалов до молодежи. В рамках вуза возможно говорить о процессе воспитания как о самовоспитании взрослых людей, но нельзя полностью отрицать роль преподавателя или сводить ее к минимуму.

Как уже было отмечено в начале данной статьи, гуманизация высшего образования является глобальной проблемой, которая должна решаться на государственном уровне. Государство не может быть равнодушным к тому, какими качествами будет обладать будущий специалист-профессионал, какими будут его нравственные устои, насколько он будет духовным, творческим и способным действовать не только на благо себе, но и на благо общества.

Литература:

  1. Атрашенко А. Н. Некоторые концептуальные положения управления образовательной системой/ А. Н. Атрашенко // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. — 2009. — Вып. 2. — 138 с.
  2. Благонравова М. А. Роль занятий иностранным языком в воспитании культуры делового общения// Профессиональное лингвообразование. Материалы седьмой международной научно-практической конференции. Научные редакторы: Н. Л. Уварова, Т. Г. Рыбалко. Нижний Новгород, 2013. С.127–130
  3. Гагарин А. В. Психология и педагогика высшей школы: учебник/ А. В. Гагарин — М., МЭИ, 2010г.- 240с
  4. Громкова М. Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие/ М. Т. Громкова — М., Юнити-Дана, 2012г, — 447с.
  5. Добрускин М. Е. Гуманизация как стратегия высшего образования// Философия и общество. — 2005. — № 3(40). — С. 16–18
  6. Козырев В. А. Построение модели гуманитарной образовательной среды [Электронный ресурс]: http://sci.informika/ru/text/magaz/pedagog/pedagog7/a06.html.
  7. Кравец А. С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования [Электронный ресурс]/ А. С. Кравец // Воронежский государственный университет. — Режим доступа: http://www.rciabc.vsu.ru/irex/pubs/kravets2.htm
  8. Кумкин А. Н. Гуманизация и гуманитаризация современного высшего технического образования/ А. Н. Кумкин // Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. — 2013. — № 141. — С. 8–10
  9. Матухин Д. Л. Концепция гуманизации и гуманитаризации инженерного образования/ Д. Л. Матухин // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — № 9 (137).
  10. Питюков В. Ю Основы педагогической технологии6 учебное пособие/ В. Ю. Питюков. — М., ГНОМ и Д. 2001г [электронный ресурс] http://rubuki.com/books/osnovy-pedagogicheskoy-tekhnologii
  11. Пушкарева М. П. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования/ М. П. Пушкарева// Наука и образование. — 2014. — № 3. — С. 16–19
  12. Пригожина К. Б. Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода /К. Б. Пригожина//Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). -М.: Буки-Веди, 2014. -С. 244–246
  13. Щуркова Н. Е. Новое воспитание в новой школе/ Н. Е. Щуркова, М. И. Мухин, А. В. Желаннова. — М., Аркти, 2012г — 264с.
  14. SizovaS.Yu., Fadeev A. A. Theneglectedcognitivebasis // Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы IVМеждународной научно-практической заочной интернет-конференции. 2016. С. 369–372.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle