Библиографическое описание:

Сизова Ю. С. Гуманитаризация высшего образования как направление его гуманизации [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 261-266.



Статья посвящена вопросам гуманизации высшего образования и гуманитаризации, как одного из путей их решения. Автор представляет обзор различных точек зрения на сущность вышеуказанных понятий и подчеркивает важность гуманитарных дисциплин для подготовки специалиста, востребованного современным обществом.

Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, вуз, реформирование высшей школы, целостность личности, система образования, педагогическая деятельность.

Гуманизация высшего образования — это интернациональная проблема, над решением которой работают коллективы во многих странах, причем не только национальные коллективы, но и международные общества. В Уставе ЮНЕСКО образование заявлено как цель поддержания справедливости, мира и свободы. Еще 1995 г. Международная конференция по образованию провозгласила своей основной задачей формирование человека, т. к. человек не является экономическим фактором. Он не орудие или средство достижения цели. В самом человеке заложена самостоятельная цель развития.

В течение прошлого века в высшем образовании наблюдалась тенденция дегуманизации и дегуманитаризации, которая привела к системному кризису высшей школы, проявляющемуся

 в обособлении гуманитарного компонента образования;

 в противопоставлении гуманитарных предметов естественнонаучным и техническим;

 в утрате субъектами высшего образования гуманистической направленности своей деятельности;

 в утрате значимости гуманитарной парадигмы образования и культивирование техницизма.

Сложившееся положение вещей уходит корнями в историю XX столетия, отмеченную лидирующей ролью естественных наук, технизацией и милитаризацией общественной жизни, идеологизацией сознания огромных масс людей, утопизмом и несостоятельностью отдельных крупномасштабных социальных и гуманитарных проектов.

Реформирование высшей школы и осуществление гуманитаризации образования является комплексной и непростой задачей, в ходе решения которой возникает потребность в его гуманизации.

Кризис традиционной теоретической методики и объективные условия сегодняшнего дня не позволяют дать ответы и найти пути решения существующих проблем. Это обусловлено следующими факторами:

  1. требованием сегодняшнего дня, когда возникает необходимость донесения до слушателя большого количества информации за меньшее количество времени;
  2. реорганизацией высшей системы образования в связи с Болонским процессом (введение модульно-рейтинговой системы обучения, сокращение аудиторных учебных часов, отпускаемых на изучение гуманитарных дисциплин, большой объем работы переносится на самостоятельное усвоение/овладение студентами) [12];
  3. отсутствием достаточного количества учебных материалов, соответствующих новым требованиям высшего технического образования;
  4. делением гуманитарных дисциплин на нормативные и факультативные (по выбору студента — этика и эстетика, религиоведение, психология). Щуркова Н. Е. считает, что «разрешить все эти проблемы и условия традиционными системами обучения невозможно» [13].

Общество гуманистично настолько, насколько велика ценность в нем человека. Гуманистически ориентированное высшее образование — это залог дальнейшего успешного развития общества. Понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» широко представлены в научной литературе, но до сих пор рассматриваются различными исследователями не однозначно.

Гуманизация общества связана с реформированием высшего образования и развитием высших учебных заведений. Общесоциологической тенденцией постиндустриального общества является его гуманизация, таким образом, вуз как социальный институт также является объектом гуманизации. И подвергается ее влиянию. Степень этого влияния зависит от следующих общесоциологических факторов:

 уровня социально-культурного развития общества;

 его политической организации;

 исторических традиций;

 национальных особенностей;

 духовной атмосферы и т. п.

Вуз одновременно является и особым образовательным, исследовательским и культурным центром и выступает не только объектом, но и субъектом гуманизации общественной жизни, в том числе и системы образования.

В аспекте научной деятельности, как отмечает Гагарин А. В., это проявляется через:

 гуманитарную экспертизу научных программ и проектов;

 развитие междисциплинарных исследований на стыке естественных, технических и социально-гуманитарных наук [3].

В аспекте образовательного процесса это выражается через:

 гуманитаризацию образования;

 гуманистическую организацию образования путем очеловечиваниия внутривузовских отношений, введение педагогики сотрудничества, индивидуализацию образования;

 трасформацию стилей преподавательской деятельности;

 формирование гуманистических ценностей студентов и преподавателей;

 утверждение ценностей гуманистической культуры;

 приобщение к общечеловеческим ценностям;

 ориентацию на формирование и сохранение целостности личности;

 создание условий для развития духовности за пределами аудиторий;

 участие в деятельности общественных организаций и структур гуманистической направленности.

А. С. Кравец в своей работе отмечает, что гуманизация образования означает создание такой образовательной социальной системы, которая отвечает гуманистическим ценностям и идеалам. Гуманитаризация же образования означает наполнение или дополнение образовательной программы гуманитарным содержанием, т. е. предполагает включение в учебный процесс цикла гуманитарных дисциплин [7].

Гуманизация образования как определенная направленность его развития не сводится лишь к изменению соотношения специальных, например, естественнонаучных и социогуманитарных знаний. Она пронизывает все механизмы, все направления, виды образовательного процесса, не оставляя в стороне нейтрально-нравственные, культурные, человеко-смыслообразующие зоны и сферы его бытия.

Гуманизация высшего образования представляет собой систему взаимоорганизованных ценностей, включенных в образовательный процесс и обеспечивающих через усваиваемые людьми знания их профессионально-нравственное развитие, формирование социально значимых ориентаций и установок, осознание своего личностного достоинства, свободы и ответственности за поступки и результаты деятельности. Как подчеркивает М. А. Благонравова, это особенно важно в студенческие годы, когда личность еще активно формируется [2].

В аспекте гуманистической парадигмы высшего образования перед педагогом ставятся задачи, решение которых требует новой стратегии. Можно выделить три основных пути гуманизации образования.

Первый путь связан с внесением в содержание обучения дополнительного материала, раскрывающего гуманистический, нравственный аспект изучаемого предмета. Здесь используется такой способ как анализ ценностных аспектов, изучающих учебное содержание на базе исторического материала.

Второй путь гуманизации обучения — это пересмотр самого процесса обучения на основе демократизации всех сторон образовательных отношений, дифференциации и индивидуализации.

Третий путь предполагает внедрение инновационных педагогических технологий и методов обучения, но при условии сохранения преемственности традиционных способов [8].

Таким образом, гуманизация — это не только набор знаний, которые усваивают студенты (в том числе и социальных) через учебные дисциплины. Суть гуманизации значительно шире: это сложный процесс, имеющий различные направления и способы реализации непосредственно в самом образовании, так и в пограничных с ним воспитательных факторов.

Гуманитаризация является основным направлением гуманизации высшего образования. Под гуманитаризацией обычно понимается:

1) включение естественнонаучных и технических знаний в поле их человеческого видения, выявление их социальной обусловленности и направленности, приобретение ими ценностного статуса;

2) осознание мировоззренческих функций естественных и технических наук и сближение их по предметной и методологической направленности с гуманитарными науками.

Речь не идет о слиянии всех наук или об утрате ими предмета своего исследования, специфики методов и форм познания, а о приверженности естественнонаучных наук к человеческому фактору, наряду с взаимным тяготением этих наук и гуманитарных.

Необходимость гуманитаризации образования вытекает из основных целей высшего образования, запросов общества на личностные качества выпускника вуза и роли гуманитарных знаний в жизнедеятельности человека.

Громова М. П. определяет одну из основных целей высшего образования, как передачу достоверного научного знания от поколения к поколению, постольку характер, уровень развития и результаты науки обусловливают на каждом этапе ее исторического развития соответствующую матрицу образования [4].

Как отмечает А. С. Кравец, то в настоящее время наблюдаются расхождения как в базовых концептах гуманизации и гуманитаризации высшего образования, так и в реализации этих направлений на практике [7].

Так, например, по мнению В. А. Козырева, концепция гуманитаризации образования состоит в том, что образование, прежде всего, должно решать задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Главным предназначением образования в современной гуманитарной парадигме является осмысление человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии образования как личностно-значимой ценности. При этом в расширяющемся процессе овладения различными способами взаимодействия с миром происходит обогащение, развитие личности обучающегося [6].

Основными векторами гуманитаризации образования, на взгляд Пушкаревой М. П., должны стать активизация творческой самостоятельности будущих учителей, формирование у них высокой профессиональной компетентности, восприятие социокультурной среды, в которой они находятся, с этической и эстетической точки зрения [11].

Гуманитаризация отнюдь не сводится только лишь к задаче расширения информационного содержания гуманитарных дисциплин по сравнению с профессиональным блоком, но в принципе должна отвечать более высоким целям: приобщению будущих специалистов к гуманистическим ценностям в рамках учебного процесса и внеучебных форм активности. Она направлена на преодоление одномерности личности, ее однобокости, что может являться следствием узкой профессиональной специализации [7].

Под гуманитарᴎᴈацией образοʙания ᴨοдразумевается также его «очелοʙечивание» как путем введения большего чᴎᴄла социальных и культурологических предметов, так и путем усиления социальной направлеʜʜосᴛᴎ уже преподаваемых (матемаᴛᴎки, фᴎᴈики, ᴎᴄтории и др.).

А. Н. Аᴛрашенко рассмаᴛривает гуманитарᴎᴈацию образοʙания как средство преодоления технокраᴛᴎческого ᴛᴎпа мышления и окультуривания челοʙека. Сοʙремеʜʜый специалᴎᴄт, по его мнению, должен знать не только ᴎᴄторию своей сᴛраны, но и мировую ᴎᴄторию, культуры, не только классическую философию, но и отличающиеся от нее направления философской мысли [1].

Под гуманитарᴎᴈацией Д. Л. Матухин ᴨοʜимает также специальʜую педагогическую деятельность, направленʜую на органᴎᴈацию педагогического процесса, ᴦлаʙной целью которого явᴫяется личность обучаемого, ее проявления в собствеʜʜо «личностных» дейстʙᴎᴙх — целеполагании, смыᴄᴫοобразοʙании, самостоятельносᴛᴎ, ответствеʜʜосᴛᴎ, выборе цеʜʜостей и поступкοʙ, личностном опыте и др. [9].

В настоящее время, когда проблема гуманитаризации высшего образования стоит особенно остро, основное внимание должно быть уделено вопросу обеспечения баланса между гуманитарным и профессиональным аспектом учебного процесса. Несомненно, квалифицированный специалист не может быть сформирован без профессионализации, но полноценная личность не может быть сформирована без гуманитаризации.

А. С. Кравец утверждает, что «помимо функциональной адаптации к социуму через профессию, челοʙек должен еще впᴎᴄаться в просᴛранство культуры, освоить ее смыслы и цеʜʜосᴛᴎ. Так форᴍируется духοʙность челοʙека, его мирοʙоззрение, ᴨοʜимание им своего места и роли в обществе» [7].

Личность — это всегда индᴎʙᴎдуальность, которая формируется внутри и на основе определенно культуры. Профессия обретает гуманистический смысл ᴎ лишь тогда, когда за ней обнаруживается нечто более высокое и цеʜʜое, а имеʜʜо, обретение своей индᴎʙᴎдуальносᴛᴎ в ᴍʜогогранном мире культуры.

Выпускники вуза, помимо профессиональной компетентносᴛᴎ, должны обладать качествами субъекта обществеʜʜой, гражданской деятельносᴛᴎ. Общество нуждается в коммуникаᴛᴎʙной, нравствеʜʜой личности, развитой в психологическом, духοʙноим и мирοʙоззренческом плане. Развитие эᴛᴎх качеств невозможно без основательной гуманитарной подготοʙки учащихся.

Сοʙремеʜʜые ᴎᴄᴄледοʙания роли и значения гуманитарных знаний в сᴛруктуре челοʙеческой жᴎᴈнедеятельносᴛᴎ обнаруживают их благотворное влияние как на профессиональные, так и на личностные качества выпускникοʙ любых специальностей. Так, по ᴍʜению специалᴎᴄтοʙ, гуманитарная образοʙанность оказывает следующее влияние на человека [6]:

 способствует эмоциональной полифоничности людей, более открытых для восприятия информации;

 активизирует интеллект и творчество;

 создает дополнительную мотивацию деятельности, служит несущей конструкцией человеческой духовности;

 приближает человека к познанию конкретной логики реальных человеческих поступков, действий;

 способствует профессиональной, социальной и межличностной коммуникации и облегчает адаптацию в профессиональных сообществах и коллективах;

 обогащает профессиональное сознание универсальным культурно-историческим опытом всего человечества;

 гармонизирует интеллектуальную и эмоциональную деятельность человеческого мозга (левополушарную и правополушарную), способствуя целостному развитию сознания;

 помогает разрешению жизненных проблем, обоснованию и распространению общечеловеческих идеалов и ценностей;

 обеспечивает сохранение социальной памяти и передачу от поколения к поколению гуманитарно-культурных достижений человеческого общества в целом и отдельных общностей людей;

 способствует морально-психологической защищенности человека, создавая благоприятную атмосферу для действия механизмов психической разгрузки и компенсации.

Через гуманитарно-культурную деятельность человек реализует себя, утверждается, проявляет духовную свободу и творчество, изменяет социокультурную среду. В гуманитарной культуре он находит гуманистические и эстетические образцы, этические и поведенческие нормы.

Гуманитарное образование является основой духовной культуры общества, ее фундаментом, вне которого она не может развиваться, поскольку только гуманитарно-образованные люди способны создавать такие ценности, как язык, литература, искусство и т. д.

Питюков В. Д. в своих работах отмечает, что гуманитарное образование играет наибольшую роль в воспитании студентов, глубже и основательнее других ветвей высшего образования формирует научное мировоззрение, ценностные ориентации и жизненные ориентиры студенческой молодежи [10].

Гуманитарное образование непосредственно влияет на поведение людей, на состояние межэтнических, социально-классовых и межгосударственных отношений, на гуманизацию общества в целом.

Добрускин М. В. считает, что «высшее образование и особенно его гуманитарные аспекты призваны способствовать обогащению духовного мира студентов, приобщению их к сокровищам национальной и мировой культуры и цивилизации, расширению кругозора, без чего невозможно формирование разносторонне развитой личности» [5].

Гуманитарные знания не только дополняют естественнонаучные знания о человеке и его бытии, но и нацеливают его на самостоятельный поиск путей самосовершенствования, укрепления физического и духовного равновесия, пробуждения творчества и нравственности.

Гуманитарная составляющая человека увязана с идеалом социально-справедливой, гуманной жизни людей, более того гуманитарный (человечный) концепт высоко гуманен. Автор данной статьи считает, что в вуз должна быть перенесена мировоззренческая функция.

К сожалению, шаги, предпринимаемые на пути к гуманизации и гуманитаризации высшего образования, носят бессистемный и разрозненный характер. Невозможно провести гуманизацию лишь только путем включения гуманитарных дисциплин в программы технических вузов. Вследствие перехода на новые образовательные стандарты увеличивается доля часов для самостоятельной работы студентов, а аудиторные часы, сокращаются. Возможно, при других условиях преподаватель и мог бы стать наставником, способным повлиять на нравственное состояние человека, готового предложить себя обществу как специалиста после окончания вуза. Необходимо принимать меры на формирование нравственных позиций, того фундамента, с которым человек подходит к своей будущей профессиональной деятельности [14]. Многие проблемы, с которыми общество сталкивается сейчас, указывают, что причиной многих негативных явлений является отсутствие духовности и гуманизма специалистов, работающих в различных областях. Ведь любой предмет, любая деятельность зависит от того, с какой позиции мы на него смотрим. И этот предмет и действия меняются в зависимости от того как меняемся мы — насколько следуем или не следуем принципам гуманизма.

Автор статьи считает, что в сложившихся условиях, наряду с демократизацией учебного процесса в вузах, необходимо принимать меры для поднятия престижа звания «преподаватель». Настоящая тенденция такова, что преподаватель вуза из наставника превращается в «поставщика услуг», что значительно тормозит процесс гуманизации высшего образования. Более того, те условия, в которые в настоящее время поставлены преподаватели вузов, делают весьма затруднительным процесс донесения гуманистических идеалов до молодежи. В рамках вуза возможно говорить о процессе воспитания как о самовоспитании взрослых людей, но нельзя полностью отрицать роль преподавателя или сводить ее к минимуму.

Как уже было отмечено в начале данной статьи, гуманизация высшего образования является глобальной проблемой, которая должна решаться на государственном уровне. Государство не может быть равнодушным к тому, какими качествами будет обладать будущий специалист-профессионал, какими будут его нравственные устои, насколько он будет духовным, творческим и способным действовать не только на благо себе, но и на благо общества.

Литература:

  1. Атрашенко А. Н. Некоторые концептуальные положения управления образовательной системой/ А. Н. Атрашенко // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. — 2009. — Вып. 2. — 138 с.
  2. Благонравова М. А. Роль занятий иностранным языком в воспитании культуры делового общения// Профессиональное лингвообразование. Материалы седьмой международной научно-практической конференции. Научные редакторы: Н. Л. Уварова, Т. Г. Рыбалко. Нижний Новгород, 2013. С.127–130
  3. Гагарин А. В. Психология и педагогика высшей школы: учебник/ А. В. Гагарин — М., МЭИ, 2010г.- 240с
  4. Громкова М. Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие/ М. Т. Громкова — М., Юнити-Дана, 2012г, — 447с.
  5. Добрускин М. Е. Гуманизация как стратегия высшего образования// Философия и общество. — 2005. — № 3(40). — С. 16–18
  6. Козырев В. А. Построение модели гуманитарной образовательной среды [Электронный ресурс]: http://sci.informika/ru/text/magaz/pedagog/pedagog7/a06.html.
  7. Кравец А. С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования [Электронный ресурс]/ А. С. Кравец // Воронежский государственный университет. — Режим доступа: http://www.rciabc.vsu.ru/irex/pubs/kravets2.htm
  8. Кумкин А. Н. Гуманизация и гуманитаризация современного высшего технического образования/ А. Н. Кумкин // Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. — 2013. — № 141. — С. 8–10
  9. Матухин Д. Л. Концепция гуманизации и гуманитаризации инженерного образования/ Д. Л. Матухин // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — № 9 (137).
  10. Питюков В. Ю Основы педагогической технологии6 учебное пособие/ В. Ю. Питюков. — М., ГНОМ и Д. 2001г [электронный ресурс] http://rubuki.com/books/osnovy-pedagogicheskoy-tekhnologii
  11. Пушкарева М. П. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования/ М. П. Пушкарева// Наука и образование. — 2014. — № 3. — С. 16–19
  12. Пригожина К. Б. Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода /К. Б. Пригожина//Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). -М.: Буки-Веди, 2014. -С. 244–246
  13. Щуркова Н. Е. Новое воспитание в новой школе/ Н. Е. Щуркова, М. И. Мухин, А. В. Желаннова. — М., Аркти, 2012г — 264с.
  14. SizovaS.Yu., Fadeev A. A. Theneglectedcognitivebasis // Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы IVМеждународной научно-практической заочной интернет-конференции. 2016. С. 369–372.
Основные термины: высшего образования, гуманизации высшего образования, гуманитарных дисциплин, гуманитаризации высшего образования, Гуманизация высшего образования, гуманитаризации образования, высшей школы, целей высшего образования, вопросам гуманизации высшего, Гуманитаризация высшего образования, основных целей высшего, высшего технического образования, направлением гуманизации высшего, реформированием высшего образования, гуманитаризация высшего образования, парадигмы высшего образования, пути гуманизации образования, гуманизация высшего образования, процесс гуманизации высшего, системы образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle