Библиографическое описание:

Огольцова Е. Г., Нариман А. С., Байдюсенова С. Е. Некоторые аспекты гуманитаризации и гуманизации в процессе подготовки инженеров // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 355-357.

В последние годы, когда идёт процесс формирования новой системы высшего образования, всё острее становится проблема гуманитаризации высшего технического образования. Это связано с тем, что глобальный технократизм, как метод мышления и принцип деятельности пост-индустриального общества, дегуманизировал социальные отношения, привёл к разрушению духовности человека. Сложилась ситуация при которой, разрыв между достижениями в технике, технологиях и достижениями в гуманитарной сфере всё увеличивается, что приводит к техногенным катастрофам: Чернобыльская АЭС, Саяно-Шушенская ГЭС, авиа и автокатастрофы, обрушения зданий и так далее. При этом причиной трагедий всё чаще становится «человеческий фактор».

Особенность современного этапа, переживаемого человеческой цивилизацией, заключается в том, что всё новые вызовы и сами рыночные отношения постепенно ликвидируют гуманитарную культуру вообще и социокультурную составляющую в системе образования в частности. Такое общество не может иметь будущего. Развитая гуманитарная культура является необходимым условием выживания и дальнейшего развития современной цивилизации, успешного преодоления глобальных проблем современного мира.

Сегодня, когда главным приоритетом стали ценности потребления и стал реальностью факт социального расслоения по принципу элитарности, гуманитаризация образования является одним из важнейших средств объединения людей, их самосовершенствования на основе идеалов, способствующих становлению личности, обладающей глубокими и всесторонними знаниями, умениями, практической подготовкой, высокой культурой, чувством ответственности, научным мировоззрением.

Реализация этих целей возможна лишь в тесной связи с гуманизацией всего процесса университетского обучения, с его инновационной переориентацией, направленностью на постоянный познавательный интерес, самообразование. Гуманитаризация высшего образования является одним из важнейших механизмов гуманизации.

Термины «гуманистический» и «гуманитарный» весьма близки по своему смыслу в обыденном употреблении. Тем не менее, их всё чаще начинают трактовать по-разному, и в этом есть определённый смысл. Гуманизм (от латинского humanus - человеческий) - это исторически изменяющаяся система воззрений. Она признаёт ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой между людьми. В узком смысле - это культурное движение эпохи Возрождения.

Таким образом, термин «гуманизм» применяют в двух значениях: в более широком плане - это система ценностей, возвышающих человеческую личность, которая ставит в основу любого проекта или действия благо и счастье человека, его неотъемлемые и естественные права на достойную жизнь. В узком значении данный термин связывают с процессами в области культуры эпохи Возрождения (XIV - XVI вв.). С этим периодом в жизни европейских стран связано появление самого термина «гуманизм». Его представители, прежде всего, обратились к наследию периода античности, стремясь к возвышению человека через познание его сущности [1].

Термин «гуманитарный» в дальнейшем закрепляется за гуманитарными науками и учебными дисциплинами, а представителей этих наук стали называть гуманитариями в отличие от гуманистов, т.е. всех людей, которые руководствуются в своей деятельности гуманистическими идеалами. Следовательно, гуманизация высшего образования означает то, что именно человек должен находиться в центре внимания системы. Её главной целью является развитие и становление человеческой личности, развитие её творческого потенциала, её самореализации. Определяющий критерий эффективности такой системы образования - степень реализации главной цели.

Под гуманитаризацией образования следует понимать наполнение или дополнение образовательной программы гуманитарным содержанием, т.е. предполагает включение в учебный процесс комплексного цикла гуманитарных дисциплин, а так же становление особой «идеологии» обучения, пронизанной духовностью, которой должны быть в разумных пределах насыщены все естественно-научные, технические и гуманитарные дисциплины.

Однако до сих пор в России имеет место резкое разделение и даже противопоставление гуманитарной и технической сфер деятельности, мышления и образования. Сложившаяся система образования фактически поделена на две слабо взаимодействующие части: гуманитарную и техническую. При этом гуманитарная составляющая учебного процесса практически вымывается в последние годы, что не может не вызывать тревоги у российского преподавательского сообщества.

Роль инженера в современном российском обществе неоспорима. Современная наука и производство предъявляют высокие требования к содержанию высшего образования в целом и инженерного в частности. Сегодня Россия и Казахстан вступают в новый период создания инновационной экономики на базе ускоренного развития науки, образования и высоких технологий, инженерному образованию в инновационном развитии экономики принадлежит особая роль. Оно должно способствовать системным изменениям в экономике и обществе. Современное высшее образование - не просто один из результатов инновационного развития, сколько необходимое условие его осуществления.

Об этом речь шла в выступлении Д.А.Медведева с посланием к Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. По словам главы государства, реализовать в экономике концепцию четырёх «И» - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации, можно в полном объёме включив пятую составляющую - интеллект. Однако новые попытки модернизации образования пока не привели к повышению эффективности и конкурентоспособности подготовки инженеров. Сам процесс преобразований сдерживается трудностями затянувшегося переходного периода, который сопровождается недостаточным объёмом производства, ВВП (который в 15 раз меньше чем в Евросоюзе) и национального дохода, что отражается на бюджетном финансировании университетов [2].

Важнейшая проблема современного этапа развития государств - это повышение качества инженерного образования. Нельзя отрицать, что сохраняются такие проблемы, как слабое знание выпускниками технических университетов иностранных языков, мировой и отечественной истории, философии, социологии недостаточное использование в программах обучения трёхмерных информационных технологий и особенно недостаток культурологической, экономической, менеджерской подготовки. Гуманитарная составляющая наряду с профессиональным обучением призвана обеспечить мотивацию овладения специальностью, формирование личности будущего специалиста, его нравственной и гражданской позиции.

Качество образования будет достигнуто в случае, если высокие технологии, используемые в промышленной сфере, органично сольются с высокими технологиями в сфере гуманитарной, гуманитарными технологиями, способствующие развитию человека. Именно такое образование станет инновационным.

Подготовка современных инженеров должна обязательно исходить из двойственной природы техники, то есть из объективного и субъективного компонентов. Объективность техники состоит в том, что она создаётся и эксплуатируется на основе законов естествознания; субъективность - в том, что именно человек в производственном процессе активно взаимодействует с ней. Лишь широко образованный инженер, умеющий прогнозировать последствия своей деятельности, может правильно определять потребности в новой технике, исходя из понимания окружающей действительности.

Именно поэтому гуманитаризация образования вообще, и особенно инженерного, является важнейшей задачей высшей школы XXI века. Реализация этой цели должна осуществляться на основе комплекса мер: во-первых, необходимо самое широкое обсуждение положения дел в этой сфере. На встрече с лауреатами конкурса «Учитель года России» 5 октября 2010 года президент России Д.А. Медведев поручил Минобрнауки провести общественное обсуждение законопроекта «Об образовании» - по примеру прошедшей публичной дискуссии на тему законопроекта «О полиции». «Образование - это не менее важная сфера, чем правоохранительная», отметил руководитель государства.

Во-вторых, создание в университетах страны адекватной гуманитарной среды;

в-третьих, необходимо расширение перечня дисциплин гуманитарного цикла, читаемого будущим инженерам; придание гуманистической направленности естественно - научным и техническим дисциплинам на основе обращения к истории данной науки, раскрытии борьбы научных идей, страниц биографии выдающихся учёных и т.д.;

в-четвёртых, - модульность - системность и межпредметность знаний, что достигается посредством формирования междисциплинарных модулей, объединяющих в себе общеобразовательные и специальные дисциплины, что предполагает ответственность за качество подготовки будущего специалиста не только выпускающей кафедры, но и кафедр, отвечающих за успешное освоение соответствующего модуля;

в-пятых, ориентация образовательного процесса на конечные результаты: то есть чёткое определение того, что именно будет знать и уметь делать будущий инженер, в чём будет компетентен, чтобы быть востребованным на рынке труда и уметь учитывать гуманитарную составляющую своей деятельности;

в-шестых, переход от традиционного - профессионально-квалификационного («знаниевого») подхода к компетентносной модели подготовки инженеров, разработка и внедрение механизмов обновления содержания образования и развития новых технологий обучения, включая модульные, информационные и другие;

в-седьмых, постоянный и всеобъемлющий контроль образовательного процесса: разработка методологии и методик оценки качества инженерного образования.

Начавшаяся модернизация системы образования, включая инженерное, требует скорейшей разработки антикризисных мер, преобразований в содержании, структуре, технологии обучения, формах и способах его организации, создания принципиально нового технологического обеспечения учебного процесса, создания в университетах гуманитарной среды, совершенствования профессионально-педагогической культуры на основе личностно - ориентированного обучения.


Литература:

  1. Климов Е.А. Путь в профессию [Текст] / Е.А. Климов //Л. – 1874. – 190с.

  2. Концепция Государственной политики в системе образования [Текст] / Сборник законодательных документов по высшему образованию. – Алматы, 1996. ч.1. – 324с.




Основные термины (генерируются автоматически): высшего образования, высшего образования, качества инженерного образования, качества инженерного образования, гуманитаризация образования, гуманитаризация образования, системы образования, системы образования, подготовки инженеров, подготовки инженеров, системы высшего образования, системы высшего образования, высшего технического образования, высшего технического образования, Гуманитаризация высшего образования, Гуманитаризация высшего образования, гуманизация высшего образования, гуманизация высшего образования, высшего профессионального образования, высшего профессионального образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle