Библиографическое описание:

Акимова Е. И., Кузьмиченко О. В., Уютнова Е. В. Воспитание толерантности у старших дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 95-97.



 

В статье рассматриваются вопросы об особенностях формирования, уровнях проявления и этапах воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: толерантность, моральные ценности, самоценность, права человека, основы мировоззрения.

 

Декларация принципов толерантности, принятая генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, определяет толерантность как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Толерантность — это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

В современном мире проблема проявления толерантности стоит очень остро, поскольку мы живем в многонациональном обществе, в век глобализации, интеграции, масштабных миграций. В интересах мирового сотрудничества необходимо, чтобы как отдельные люди, так и общины, нации признавали культуру, плюрализм человеческого общества. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Огромную роль в утверждении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН определено: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтов.

В дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком знаний о мире, о взаимоотношениях между людьми, знакомство с социальными ролями и ценностями общества (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Ш.Амонашвили и другие). Д. Б. Эльконин отмечал особую ответственность дошкольного периода детства в том, что в течение его происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях, общественных мотивах и задачах их деятельности.

Ученые многих стран считают, что воспитывать уважительное отношение к другим людям, проявление к ним интереса необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок «открыт» влиянию культур.

Поскольку мы живем в многонациональном государстве, уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, национальностей. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношение к ним отдельных людей и общества в целом.

Свое отношение к человеку иной национальности начинает у ребенка формироваться примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непринуждённых знаниях. Дети старшего дошкольного возраста обычно не вступают в конфликт с детьми других национальностей. Вместе с тем можно заметить проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т. д. В их основе лежат следующие факторы: детская непосредственность, детская бестактность, ограниченный жизненный опыт, отсутствие представлений о культуре и людях других национальностей, недостаток общения с ними. Таким образом, воспитание толерантности необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Важным является и то, что к старшему дошкольному возрасту у детей появляется более широкое понимание социальных связей, проявляется готовность и способность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с позиции другого, учитывать чужую точку зрения. К концу дошкольного возраста у ребенка впервые появляется представление о себе, как члене общества.

Постепенно возникает осознание значимости своих индивидуальных качеств и социального положения. Происходит формирование обобщенного отношения к самому себе, обобщенное отношение к окружающим и понимание своей ценности. Ребенок приобретает возможность контролировать свое поведение, подчинять его определённым правилам. Дошкольник осознает принадлежность к детской группе, начинает понимать и проявлять активное желание участвовать в социально-значимых делах. У него возникают психологические предпосылки к восприятию основ толерантности.

Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности.

Поскольку формирование толерантности у человека проходит ряд стадий, можно условно выделить уровни проявления толерантности:

                   когнитивный — знание ребенком основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;

                   эмоционально-оценочный — осознание того, что мир неоднороден, признание права на отличие;

                   поведенческо-рефлексивный — устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека, его прав; критическое отношение к своему поведению, самоанализ, рефлексия.

На основе выделенных уровней, а также опираясь на положения отечественной педагогики и психологии в области нравственного воспитания, можно выделить следующие этапы воспитания толерантности:

1.Знакомство дошкольников с основными законами и правилами человеческого общежития, с правами человека. Основными условиями на этом этапе являются: наличие адаптированных текстов, владение взрослыми соответствующими знаниями, изменение воспитательной среды дошкольного учреждения в соответствии с правами детей, создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности личности в сочетании с признанием прав окружающих на ответное уважение и доверие. Использование продуктивных видов деятельности, позволяющих реализовывать свои возможности и удовлетворять потребность в самоутверждении.

2.Закрепление полученных представлений, на основании которых должно сформироваться эмоционально-оценочное отношение к поведению людей. На данном этапе эффективными являются: самостоятельное выделение детьми ситуаций, в которых происходит нарушение прав; примеры нетолерантного отношения, оценка их; проигрывание ситуаций, упражнение детей в положительных формах поведения; личный пример взрослого.

3.Формирование устойчивого толерантного поведения. Самостоятельное оценивание ребенком собственных действий и поступков. Обращенность на самого себя. Важно, чтобы дети поняли, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же необходимо показать дошкольникам пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить не только свои интересы, если возникнет необходимость. На данном этапе используются игровая, практическая деятельность, поощрение проявления толерантности, создание ситуаций.

Все эти этапы воспитания толерантности полностью не реализуются в дошкольном детстве, поэтому данная работа должна проводиться и в период школьного обучения.

Формирование толерантного поведения — процесс длительный и трудоемкий. Огромную роль играет в этом процессе взрослый, как образец, выделяемый ребенком.

                   Необходимо, чтобы сами взрослые своим примером показывали детям толерантное отношение и проявляли его в поведении.

                   Надо уважать ребенка, как личность, понимать его, поддерживать и верить в его силы.

                   Надо взаимодействовать с детьми так, чтобы каждый из них научился уважать и ценить человека и в детстве, и в будущем.

Современный культурный человек — это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

 

Литература:

 

  1.              Вовк Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого //Валеология: научно-практический журнал. 2003.№ 3.С.51–52.
  2.              Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. 2000.12сентября. С21.
  3.              Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания//Развитие личности. 2002. № 2. С.104.
  4.              О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошкольной педагогики Магнитогорского государственного университета // Дошкольное воспитание. 2006. № 4. С.98–103.
  5.              Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. 2003. № 11. С.51.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle