Библиографическое описание:

Шарипова Ф. Н. О некоторых методах применения информационных технологий [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 75-78.



 

Ключевые слова: информационное общество, инновационные образовательные технологии, информационные технологии, сетевые учебно-методические комплексы

 

Key words: information society, innovative educational technology, information technology, network educational-methodical complexes

 

Категория залога английского языка представляет большую трудность для студентов каракалпакской аудитории в изучение английского языка.сушествует настоятельная необходимость разработки методики обучения студентов- каракалпаков английскому пассивному залогу. Как известно морфологические единицы должны обучаться на основе синтаксических, то есть на основе речевых образцов. Поэтому в качестве речевых образцов составленных нами предложения даются в списке в порядке возрастания трудностей. Эти речевые образцы в совокупности содержат почты все формы, значения и употребления пассивного залога английского языка. При разработке методики мы учитывали теоретические положения по методике обучения языков таких учёных как Пассов Е. Г., Гуревич К. и других методистов.

Начиная с 80-х годов ХХ столетия происходит стремительный переход человечества от индустриального к информационному обшеству. Теперь во всех областях применяются самые последние достижения компьютерных технологий на всех ступенях высшего образования.(Утеулиев Н., Мамырбаева Д., Худайбергенов А., «Илим хам жамийет» 2005 № 2).

Имеются разные обучающие программы по иностранным языкам. Эти программы дают возможность изучать иностранный язык через интернет, начиная даже с нулевого уровня так как они разделены на уровни владения

                   Для начинающих

                   Для среднего уровня

                   Для одарённых и т.д

Но к сожалению, все эти программы создают проблему для изучающих язык на нативном (родном) языке, так как все объяснения и переводы даются на русском, украинском и других языках

На сегодняшний день для каракалпакской аудитории обучающих программ не разработано. Большинство существующих Web-ресурсов по изучению иностранных языков создано на английском языке. Налицо необходимость внедрения информационной технологии при изучение иностранных языков каракалпакской аудитории

Поэтому разработка различных мультимедийных обучающих комплексов прикладных программ по изучению иностранных языков является актуальной задачей сегодняшнего дня.

Рассмотрим один вариант разработки мультимедийной программы по обучению иностранным языкам. Этот Вариант разработан при помощи программы. Macromediaflash. Авторами данной программы являются д. ф.м н. профессор Утеулиев Н. У., старший информатики старший предподаватель кафедры английского языка Мамырбаева Д.Дж. и ассистент кафедры информатики и математики Худайберганов А. Она содержит методической материал и набор контрольных вопросов в виде тестов, упражнения с так называемыми неполными (или безглагольными) предложениями и анимационные фрагменты. Разъяснительный учебный материал (в частности по пассивному залогу английского глагола) сопровождается формулами анимациями и «Голосом за кадром». Имеются гиперссылки на соответствующие разделы теоретического материала. Практические упражнения в виде тестов разработаны разными способами. Так например в пустую клетку нужно вписать соответствующий глагол в пассивной форме и нажать кнопку «OK»

В результате, если ответ верный можно услышать торжественную музыку; если ответ неверный то звучит знак сожаления. Другое упражнение представляет собой набор предложений в двух столбцах. Первый столбец содержит предложения в активном залоге, Которые имеют различную окраску, а во втором столбце даются вразброс предложения в пассивном залоге. С помощью нажатия кнопки «ОК» нужно найти соответствующие активному залогу предложение в пассивном залоге. Если найден правильный ответ, то предложение второго столбика приобретает цвет предложение второго столбика приобретает цвет предложения первого столбика. Если ответ неверный, то невозможен переход к следующему предложению. Нужно отметить, что на упражнение выделяется определенное количество времени. После выполнения каждого предоставляется возможность посмотреть правильный ответ.

Flash- это интегрированная среда для создания интерактивной анимации, ориентированная на WorldWideWeb. Программу Flash можно использовать для самых различных целей

Такие программы предназначены для состоятельного освоения студентами теоретического и методико-практического разделов учебной программы по английскому языку. Одно из направлений самостоятельной работы студентов с разработанным учебным комплексом — это освоение основных теоретико-методических положений применения упражнений перед началом практических занятий по грамматике английского языка. Сравнивая дидактическую эффективность различных компонентов разработанных учебных комплексов, можно заметить явное превосходство электронных учебников перед традиционными печатными материалами. Таким образом применение информационных технологий обучения в преподавании некоторых вопросов грамматики английского языка позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов типовых учебных программ. Результаты эксперимента, проведенного нами в Каракалпакском государственным университете на факультете иностранных языков в частности на 1 курсе отделения английского языка показывают, что обучении с помощью новых информационных технологий обладает достаточной дидактической эффективностью. При этом высокий уровень интереса обучение с помощью новых информационных технологий обладает достаточной дидактической эффективностью. При этом высокий уровень интереса обучающихся привлекает их внимание к содержанию теоретических и методических аспектов предмета. Следует отметить также, что для повышения эффективности восприятия учебного материала исключительно важное значение в электронных средствах обучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетание текстов с графическими, анимационными и звуковыми иллюстрациями.

Разработанная нами мультимедийная обучающая программа позволяет значительно повысить уровень эффективности преподавания иностранных языков в каракалпакской аудитории.

Мы живем в нестабильном неспокойном мире. XXI век поставил ряд сложных глобальных проблем, от решения которых зависит будущее человечества. Эти проблемы часто называют вызовами XXI века.

Первый вызов — энергетический. Не за горами истощение ресурсов традиционных источников энергии в недрах земли. В то же время потребление энергии, особенно в индустриально развитых странах, продолжает расти. Мы надеемся на ученых, на то, что ими, с одной стороны, будут открыты новые пока неизвестные источники энергии, с другой стороны, разработаны новые энергосберегающие технологии.

Второй вызов — экологический. Человечество хотя и осознало необходимость охраны окружающей среды и использования экологически безопасных технологий, но разработка природоохранных мероприятий и безвредных технологий пока существенно отстает от потребностей экосистемы.

Следующий вызов — демографический. Доля людских ресурсов экономически развитых стран в численности населения планеты продолжает уменьшаться, что не способствует повышению общего культурного уровня населения, которому и предстоит решать проблемы XXI века. Демографические проблемы наиболее остро проявляют себя в России, где на фоне старения населения заметны демографические спады.

Еще один вызов — социальный. Социальные проблемы обостряются в связи с неравенством в распределении ресурсов как между слоями населения в масштабах России, так и между «золотым миллиардом» и остальным человечеством в глобальном масштабе.

Для решения этих проблем наметились следующие тенденции. Первая тенденция — постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий. Вторая тенденция — повышение культурного и профессионального уровня большинства жителей Земли на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования.

Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах.

По данным Юнеско число студентов в мире до сих пор имело тенденцию к росту. Спрос на образовательные услуги сегодня превышает предложение. Ограничение предложения образовательных услуг во многом определяется нехваткой высококвалифицированных преподавательских кадров. Среди других проблем образования — трудности сопровождения учебных материалов, их адаптации к потребностям обучаемых и к динамике развития областей знаний и новых технологий.

Чтобы система образования была готова принять вызовы XXI века, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред (ИОС) открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов (БУМ), наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов.

Итак, информационные технологии и образование — эти две тенденции в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют эпоху XXI века и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем. В свете вышеизложенного начинает формироваться новая перспективная предметная область — «Информационные технологии в образовании». К этой области относится проблематика интеллектуальных обучающих систем, открытого образования, дистанционного обучения, информационных образовательных сред. Эта область тесно соприкасается, с одной стороны, с педагогическими и психологическими проблемами; с другой стороны, с результатами, достигнутыми в таких научно-технических направлениях, как телекоммуникационные технологии и сети; компьютерные системы обработки, визуализации информации и взаимодействия с человеком; искусственный интеллект; автоматизированные системы моделирования сложных процессов; автоматизированные системы принятия решений, структурного синтеза и многие другие.

Очевидно, что круг вопросов, составляющих предмет информационных технологий в образовании, чрезвычайно широк и попытка изложить все аспекты проблемы в одном пособии была бы обречена на неудачу. Поэтому в данном электронном издании сделан акцент на вопросы аппаратного, информационного, программного, лингвистического обеспечения автоматизированных обучающих систем, в ущерб изложению педагогических, психологических и социально-экономических вопросов. Необходимо искать такие приемы и методы обучения, которые способствовали бы развитию обучающихся, обеспечивали самостоятельность их учебной и внеурочной деятельности. В поисках таких методов главный упор делаем на организацию информационного образования, необходимость которого диктует сама жизнь. Использование информационных технологий позволяет эффективно реализовать основные принципы обучения: наглядность, научность, доступность, активность и самостоятельность.

Применение новых информационных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности позволяет направить интеллектуальный потенциал студентов на позитивное развитие. Они должны научиться использовать информационные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а затем и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжить образование в течение всей жизни.

Информационные технологии позволяют сделать содержание изучаемого материала более наглядным, понятным, занимательным; моделировать и исследовать закономерности, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести; создавать комфортные условия с учётом индивидуальных психологических особенностей учащихся и индивидуального темпа работы; способствовать развитию информационной культуры.

Исследовательская деятельность учащихся — деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она является инструментом повышения качества образования. Главная задача учебно-исследовательской деятельности в образовании заключается в развитии природных потребностей учащихся в познании и совершенствовании их исследовательских способностей. Для учащихся исследовательская деятельность — это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Поэтому поисковая исследовательская деятельность способствует выявлению степени одаренности и творческих способностей обучающихся. Кроме того, как считает Д. Б. Богоявленская, если педагог может сформировать у учащихся стойкий интерес к исследовательской деятельности, то он развивает их творческие способности [2, 46].

Данная задача должна решаться не отдельным преподавателем в работе с отдельным учеником, а целостно в рамках образовательной программы учебного заведения с использованием всех имеющихся ресурсов и средств.

Учащиеся нашего учебного заведения занимаются исследовательской работой с 2003 года. Исследовательская деятельность составляет в техникуме особое направление внеклассной работы, тесно связанное с учебным процессом. Преподаватели и мастера, являющиеся руководителями исследований учащихся, объединились в творческую микро группу, методическая тема которой: «Освоение компетентностного подхода к образованию как одного из основных способов совершенствования качества образования» Роль научных руководителей заключается не только в готовности помочь в решении творческих задач и коррекции деятельности учащихся. Она дополняется умением выбрать интересную тему и подсказать направление исследования, предвидеть реальность достижения результатов, организовывать подведение итогов на промежуточных этапах работы и праздничную по форме, но серьёзную по содержанию презентацию всеми участниками их образовательных продуктов. Руководители исследовательской работой стараются заинтересовать учащихся процессом научного познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, формулировать гипотезы и находить пути их проверки, объяснять результаты, делать выводы. При выполнении исследований используются методы современной науки: информационные технологии, лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос.

 

Литература:

 

  1.              Имамов Э. З. Паттахов.М Информационные технологии.-Ташкент Молия-2002.135
  2.              Марахимов А. Р., Рахманкулова С.И интернет ва ундан фойдаланиш асослари.-Тошкент 2001 176 бет
  3.              Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: «Филинъ», 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle