Библиографическое описание:

Анкваб М. Ф. Пример как метод воспитания в народной педагогике абхазов [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 270-272.



 

В статье речь пойдет об одном из важнейших методов воспитания в народной педагогике абхазов — им был и остается личный пример наставника, в роли которого выступает старшее поколение, окружающие, родители. Автор утверждает, что наглядное осуществление нравственных правил, руководство со стороны народных воспитателей особенно важно в деле всестороннего становления личности.

Ключевые слова: Абхазия, Республика Абхазия, народное воспитание, абхазы, абхазский народ, абхазская народная педагогика, личный пример, абхазская этнопедагогика, пример родителей, методы воспитания.

 

Методы семейного воспитания в этнопедагогике любого народа, в том числе и абхазского, представляют собой способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на воспитуемых, на формирование у них нужных качеств, на обогащение их нравственного опыта и многообразных отношений.

Методы отличаются от средств воспитания, с которыми, однако, они тесно связаны и используются в единстве. Под средствами семейного воспитания в народной педагогике понимаются, различные виды деятельности (игра, труд, учеба и т. д.), а также совокупность предметов и объектов культуры (пословицы, поговорки, сказки, легенды, эпос, музыкальное искусство и т. д.).

В народной педагогике воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая влияет на ценностные ориентации ребенка (семья, среда товарищей и друзей и др.). Пути и средства семейного воспитания отличаются своими специфическими особенностями при проведении специальной работы по эстетическому просвещению детей; формированию у них опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности; при воспитании трудовых привычек и формировании нравственных чувств.

Главными методами семейного воспитания в народной педагогике абхазов являются убеждение, упражнение, авторитет, испытание, поощрение, наказание, однако одним из первостепенных методов является пример.

Пример воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.

Психологической основой примера служит подражательность,благодаря которой люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто ее можно наблюдать в опосредованной форме — это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность — это деятельность индивида.

«Общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Воспитание детей — это одновременно и самовоспитание отцов и матерей. Воспитательная сила личного примера родителей и вообще взрослых во многом зависит от их авторитета» [5,с. 33].

Личный пример (особенно родителей) — это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству — всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности.

Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример: «Если у тебя взрослый сын — веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь — веди дружбу с мастерицей». Пример, является основой личностного, социального и нравственного развития ребенка, сюда входят также нравы того круга людей, в котором он живет. Поэтому пример родителей, воспитателей и других людей, окружающих ребенка, абхазы считают одним из основных методов семейного воспитания ребенка, применяемых с первых дней его рождения. Абхазы полагали, что ни одно из положительных качеств не может быть привито младшим, если его нет у старших, поэтому воспитывать считалось необходимым «начиная с соответствующего изменения собственного мировоззрения» [2, с. 198]. Влияние окружающих, в частности родителей, на формирование личности содержится в пословице: «Смотря на мать, дочь сватай» [1, с. 83], «Каков подол матери, таков и у дочери» [3, c. 20]. В народе употребляют вышеприведенную пословицу не только тогда, когда хотят подчеркнуть внешнее сходство матери и дочери, чтобы представить, насколько свои внешние качества сохранит дочь в будущем, но и тогда, когда хотят узнать о воспитанности девушки, так как, по их мнению, воспитанность девушки имеет прямую зависимость от нравственных качеств матери.

Влияние окружающих на воспитание ребенка более отчетливо проступает в пословицах: «Что увидит в гнезде, то и будет делать в полете», «Сын кошки мышей ловит» [3, c. 15, 24]. В этих пословицах отразились результаты наблюдения народа за тем, как дети, не имея жизненного опыта, присматриваются к поступкам взрослых и копируют их, стараются вести себя так, как взрослые. В связи с этим народ отразил в этих пословицах свое требование: раз дети обладают склонностью к подражанию, необходимо создать вокруг них здоровую обстановку. Народ считает, что везде дети должны видеть положительные образцы поведения. Старшие в семье должны всегда следить за собой и быть примерными во всем. «Как ты почитаешь отца и мать, твои дети так будут тебя почитать» [1, с. 83], — говорит пословица, предупреждая молодых родителей, что за плохой пример перед своими детьми, они будут расплачиваться в первую очередь.

Эти мысли народной педагогики о значении примера сходны с высказываниями Я. А. Коменского — «Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей. Ведь что бы дети ни видели — хорошее или дурное, они стремятся этому подражать даже без всякого внешнего побуждения. Таким образом, они учатся раньше подражать, чем познавать. <…> Итак, пусть, прежде всего, сами родители строго блюдут домашнюю дисциплину, а учителями пусть будут самые лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью — вот наиболее действенное замечательное средство к тому, чтобы побудить учеников к самой честной жизни» [4].

Такое требование народной педагогики нельзя не признать близким и нашему времени, если вспомнить указание A. C. Макаренко: «Вы воспитываете его (ребенка) в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь... все это имеет для ребенка большое значение» [6, c. 285].

Пример товарищей и друзей также может оказать положительное влияние на ребенка. Поэтому родители стремились к тому, чтобы их дети имели хорошее окружение. Об этом говорится в пословице: «Из хороших уст выходит хорошее слово», «От общения с хорошим человеком наберешься только хорошего» [3, с. 17, 42].

Но в жизни ребенок видит не только хорошие примеры, но и дурные. Нередко бывает так, что хорошим примерам он не подражает, а почему-то следует дурным. «Подружишься с дурным человеком — станешь похожим на него», «Одна гнилая груша сто груш сгноит», «За какой конец грязной палки не возьмешься — испачкаешься» — говорят абхазы. По мнению народа, это зависит от внутренних позиций самого ребенка, который еще не достиг такой зрелости, чтобы отличить хорошее от дурного. Именно поэтому наличие опытных воспитателей, вооруженных мудростью законов народной педагогики, грамотно направляющих младшее поколение на «путь истинный», крайне необходимо.

 

Литература:

 

  1.      Абхазские пословицы на русском и английском языках / О. Б. Шамба; пер. на анг. Р. Джесси. Сухум, Абхазский государственный университет. Общественный фонд науки, 2009. 140 с.
  2.      Васильев С. А., Петрова Т. Н. Личный пример и авторитет родителей как факторы эффективности физического воспитания детей// В сборнике: Состояние, опыт и перспективы развития физкультурного движения Якутии Сборник региональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию физкультурного движения в Российской Федерации. под редакцией М. Д. Гуляева. Киров, 2014. С. 195–202.
  3.      Гулиа Д. И. Сборник абхазских пословиц, загадок, скороговорок, омонимов и омографов, народных примет о погоде, заговоров и наговоров. Труды Абхазского Научно-Исследовательского Института Языка и Истории им. акад. Н. Я. МАРРА. ИЗДАНИЕ АбНИИ АН СССР. СУХУМИ — АбГИЗ — 1939. 164 с
  4.      Коменский Я. А. Великая дидактика / Избр. пед. соч. — М., 1982.- Т.1.- С. 384.
  5.      Люткова Л. С. Методы семейного воспитания //Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 26. С. 33–35.
  6.      Макаренко A. C. Методика организации воспитательного процесса, пед.соч. в 8 тт., т. 1, М., 1983. С. 267–329.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle