Автор: Тарамова Элиза Аюбовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Библиографическое описание:

Тарамова Э. А. Формирование информационной безопасности у студентов вузов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 105-106.

 

Государственные и коммерческие структуры, пользователи информационных и коммуникационных технологий, потребители информационных услуг, столкнувшись с оборотной стороной тотальной компьютеризации, осознают необходимость обеспечения безопасности информационных ресурсов и экономическую целесообразность вложения средств в обеспечение надежного функционирования информационных систем. Однако отсутствие надлежащих знаний, умений и навыков в области информационной безопасности чревато серьезными издержками при использовании информационных и коммуникационных технологий, поскольку одним из основных сдерживающих факторов их внедрения является принципиальная уязвимость от различного рода угроз информационной безопасности.

Острота проблемы информационной безопасности будет только увеличиваться по мере дальнейшего увеличения масштабов внедрения современных информационных и коммуникационных технологий, являющихся технологической основой процессов глобализации, во все сферы жизнедеятельности современного общества, развития электронных систем для государственного управления, бизнеса, банковского дела, платежей, расчётов, торговли и т. д.

Студенты, это социальная группа, объединение молодых людей, характеризующаяся общностью интересов, то есть единым характером труда, образом жизни, специфической культурой учащейся молодежи. Студенты, это учащиеся высшего учебного заведения. В вузе они получают информацию необходимую им для будущей деятельности по выбранной специальности. Информация поступает от преподавателей, но немаловажную роль играет и самостоятельная работа студента, его самостоятельный поиск информации. Самостоятельная работа предполагает поиск информации по какой то теме, изучение информационных потребностей — нужды в информации, в данное время актуально так как в современном мире существует огромное количество информации.

Система подготовки в области информационной безопасности и защиты информации должна быть детерминирована по всем уровням образовательной деятельности, как общего (пропедевтика, базовый и профильный курсыинформатики), гак и профессионального образования: среднего, высшего,послевузовского, дополнительного, и ориентирована на различные специальности и специализации [2, с.27].

Обостряется необходимость общества в подготовленных в информационном плане специалистах, масштабно мыслящих, представляющих весь объем накопленных информационных ресурсов в традиционном и электронном виде,умеющихвести поиск информации, осуществлять рациональное информационное поведение и процессы информационной деятельности.

Анализ направленности и содержания информационной подготовки студентов вузов, как основного средства формирования фундамента информационной культуры, позволяет выделить две группы противоречий, касающихся как информационной подготовки в целом, так и аспектов информационной безопасности, как её инварианта, в частности. В первой из них следует рассматривать противоречия, возникающие между:

а)                  уровнем требований, предъявляемых к индивидууму в постиндустриальном (информационном) обществе и уровнем личностной информационной культуры;

б)                 темпами роста и обновления информационных ресурсов, развития и совершенствования современных информационных и коммуникационных технологий и возможностями их эффективного использования в сферах образования и профессиональной деятельности;

в)                  затратностью внедрения современных информационных и коммуникационных технологий и недостаточной отдачей от их использования в сферах образования и профессиональной деятельности;

г)                  стандартизацией и унификацией требований к качеству подготовки в области информационных и коммуникационных технологий на различных этапах образования.

Вторая группа противоречий обусловлена:

а)                  безусловной ценностью информационных и коммуникационных технологий как среды современного социума и слабым отображением в личностном и общественном сознании их потенциальной опасности, связанных с этим рисков, угроз информационной безопасности;

б)                 всё более значимой ролью информационного противоборства в профессиональной деятельности в условиях современных рыночных отношений и конкурентной среды, и недостаточным уровнем реальной компетентности в области информационной безопасности будущих специалистов;

в)                  несоответствием значимости вопросов информационной безопасности и уровнем педагогического обеспечения их изучения в рамках информационного образования и информационной подготовки, отсутствием соответствующей современным требованиям методической системы обучения информационной безопасности студентов вузов, осуществляющих подготовку основной массы специалистов, не относящихся к группам специалистов в области информационной безопасности и информационных и коммуникационных технологий.

Несмотря на большой объем публикаций по проблеме информационной культуры, особенностями ее внедрения в учебный процесс, тем не менее изучение педагогических условий, способствующих более полному раскрытию ее педагогического потенциала, не проводилось [1, с. 105]. Проблема заключается в недостаточной разработанности теории и методологических подходов к обучению основам информационной безопасности и защиты информации студентов, обучающихся по специальностям, не входящим в группу специальностей по информационной безопасности, органичному внедрению проблематики информационной безопасности в информационную подготовку.

 

Литература:

 

1.                  Лавриненко Н. А.: Педагогические условия формирования информационной культуры студентов, Дис. канд. пед. Наук: 13.00.08/ Краснодар, 2004. — 184с.

2.                  Поляков В. П.:Методическая система обучения информационной безопасности студентов вузов/ Дис. д-ра пед, наук: 13.00.08 / Нижний Новгород, 2006. — 538 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle