Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Губарева Е. Г., Солошенко Н. Н. Проектно-исследовательская деятельность школьников как один из эффективных способов обучения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 14-16.



Проектно-исследовательская деятельность школьников как один из эффективных способов обучения

 

Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Эта форма самообразования обеспечивает готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности.Активизация интереса к обучению посредством собственного опыта, называемого еще «исследовательским обучением», является формированием у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление — двигаться к намеченной цели.

В данный вид деятельности включены личностные, регулятивные, общепознавательные, коммуникативныеуниверсальные действия. Методика дифференцированной работы состоит в том, что она устраняет причины трудностей в обучении, формирует психические качества, развивает логическое мышление, требует от учащегося рассуждать, выдвигать гипотезы, запоминать информацию, использовать ее на практике и делать выводы.

Началом работы является контрольно-оценочная система. Поэтому в своей работе используем современный метод фиксации и оценивания учебных достижений учащихся, как компьютерный тест. Для тематического и итогового контроля создаются разноуровневые контрольно-измерительные материалы, тестовые формы, само- и взаимопроверки. Использование в работе КИМов помогают решать как психологические (снятие стресса), так и дидактические задачи. Разработка тестов проводится совместно с методистами ИУУ, руководителем методобъединения, психологом школы. Проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству. Проведено тестирование детей по выявлению групп учащихся, которым интересна математика, природа и естествознание, гуманитарные науки.

При работе над проектом объединяются учащиеся разной степени подготовленности: как обладающие достаточным запасом знаний, так и не готовые к исследовательской деятельности, а потому выполняющие роль “статистов”. Поэтому подготовка всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности — одна из основных задач, стоящая перед учителем — организатором проектного обучения. Сам же учитель в процессе работы над проектом становится соучастником процесса обучения. При этом важно не слишком явно контролировать и регламентировать деятельность школьников — необходимо поощрять их самостоятельность.

К основным принципам, на которых базируется проектная методика, можно также отнести ситуативную обусловленность, самоподготовку и собственную ответственность за выполнение проекта, межпредметные и интегративные связи.

Этапы работы над проектом включают в себя подготовку, планирование исследование, выводы, отчет и оценку результатов проекта и всего процесса его выполнения в целом. При организации проектной деятельности с младшими школьниками учитель должен руководствоваться особенностями развития ребенка.

Первые шаги проектной деятельности начинаются со 2 полугодия 1 класса. Учащиеся знакомятся с терминологией, в классе проводятся тренировочные занятия: «Подумай самостоятельно», «Спроси у другого человека», «Посмотри в книгах», «Посмотри по телевизору» (познакомься с кино- и телефильмами по теме своего исследования), «Получи информацию у компьютера», «Понаблюдай», «Проведи эксперимент», «Свяжись со специалистом».

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям: знакомство с теоретическими понятиями исследовательской работы («исследование», «информация», «знания», «проблема», «гипотеза» и др.), работа по тетради «Я — исследователь» (автор А. И. Савенков); осуществление коллективных исследований с соблюдением всех этапов. На этом направлении учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской работы, проводятся 2–3 тренировочных занятия. Таким образом, во 2 классе происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации, осуществляется работа по проведению кратковременных исследований. В 3–4 классах осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

          социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают;

          коммуникативные навыки: учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно действовать эффективно, всегда подходить к проведению этой работы творчески.

Важно учить детей действовать самостоятельно, учить младших школьников прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями, помогать формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования, учить высказывать суждения, умозаключения, отстаивать своё; мыслительные навыки.

Типы проектов: исследовательские проекты. Темы: «Мой город», «Народы России», «Воздух, которым мы дышим», «Исследование влияния бытовых приборов на организм человека», «Комплексное использование бытовых отходов». Творческие проекты: стенгазета, сценарий праздника, фоторепортаж о лекарственных растениях Приосколья. Игровые проекты (ролевые). Игра «Историческое моделирование» (по разработке психолога В. Ю. Большакова). Например, игровой проект «Добро и зло», который помогает раскрыться учащимся, трудно идущим на контакт и на выстраивание отношений в коллективе. Продолжением будет являться постановка мини-спектакля о добре; открытие мастерской по изготовлению поделок, олицетворяющих зло и добро. Следующим этапом может являться акция «Спеши делать добро». Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду можно отнести проекты “Эмоции человека», «Положительные эмоции», «Витамины и их роль в жизнедеятельности человека», «Чем полезен мед», «Чем полезно молоко». Практико-ориентированные проектынаправлены на решение определенной практической проблемы. Их отличает четко обозначенный результат деятельности с самого начала проекта: разработка действий, рекомендаций, направленных на устранение выявленных нарушений в состоянии природных и социальных объектов. Проект требует четких выводов, например «Инструкция по сбору лекарственных трав».

Повторная диагностика способности ребёнка к творчеству и изобретательству показала, что ни у кого из учащихся нет низкого уровня развития этой способности. Учитель, в свою очередь, из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности учащихся.

 

Литература:

 

  1.      Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Издательство «Учебная литература»,: Издательский дом «Федоров», 2010. 2010. — 80 с
  2.      Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. — М.: Первое сентября, 2010.
  3.      Тяглова Е. В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся// Школьные технологии. — 2007 — № 1- с.103–117

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle