Библиографическое описание:

Усть-Качкинцева Е. Ю., Прокопьева Л. А. Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 44-47.

 

В данной статье рассматриваются профессиональные компетенции, которые нам диктует ФГОС ВПО, затрагиваются вопросы сформированности данных компетенций у выпускников вуза. Ищется взаимосвязь между качеством и количеством производственной практики и сформированностью профессиональных компетенций у выпускника ВУЗа.

Ключевые слова: информационные технологии, образование, производственная практика, профессиональная компетентность, ВУЗ, студент, компетенции, выпускник, ФГОС, ВПО.

 

Одной из проблем современного образования является подготовка выпускников с низким уровнем сформированности профессиональных компетенций. Выпускник, получивший диплом ВУЗа сталкивается с проблемой трудоустройства на ранке труда.

Развитие информационных технологий, а также промышленности, внедрение современных методов управления и организации производства, систем автоматизации требует от выпускника (молодого специалиста) высокого уровня готовности к профессиональной деятельности.

В связи с этим Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предъявляет ряд требований к уровню подготовки выпускника: «способностью использовать основные естественнонаучные законы, применять математический аппарат в профессиональной деятельности, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-1); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы информации проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах (ПК-2); способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-3); способностью формировать комплекс мер по информационной безопасности с учетом его правовой обоснованности, административно-управленческой и технической реализуемости и экономической целесообразности (ПК-4) и др»..

Данные компетенции выпускника ВУЗа являются основополагающими при устройстве на работу. Весте с тем наблюдается серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи. Поэтому особую значимость приобретает ориентация высшего профессионального образования на взаимодействие с работодателями по рациональной организации производственной практики студентов ВУЗа для формирования их профессиональной компетентности.

Вопросы повышения качества образования в педагогическом процессе затрагивались Арзуманова Н. В., Зенкина С. В. [1, с. 8–12], Тишина И.Ю [6, с. 81], Берденникова Н. Г. [2, с. 172].

Роль формирования компетентности в профессиональном образовании анализировались исследователями: Шадрикова В. Д. [8], Бухаровой Г. Д. [3, с. 86], Зеера Э. Ф. [4, с. 126], Марковой А. К. [5].

Таким образом, актуальность данного исследования определяется следующим противоречием:

                    Между количеством часов, выделенных на производственную практику и требованиями ФГОС к выпускнику.

                    Между острой потребностью современного производства в кадрах с высокой профессиональной компетентностью и недостаточным уровнем их готовности решать типовые и нестандартные практические профессиональные задачи.

Указанное противоречие позволило сформулировать проблему: «Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа».

Объект исследования: формирование профессиональной компетентности студентов ВУЗа.

Предмет исследования: производственная практика студентов ВУЗа.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние педагогических условий на формирование профессиональной компетентности студентов ВУЗа в процессе производственной практики.

Гипотеза исследования: производственная практика станет фактором формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа в том случае, если:

                    Высшие учебные заведения будут напрямую сотрудничать с рынком труда.

                    Работодатель предоставляет возможность студенту ВУЗа неоднократно пройти производственную практику на конкретном рабочем месте, закрепив за ним наставника-профессионала.

                    После прохождения производственной практики у студента ВУЗа накоплен достаточный фонд знаний и сформированы необходимые компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО).

                    Компетенции в дальнейшем будут применяться самостоятельно выпускником ВУЗа на конкретном рабочем месте.

Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:

                    Обосновать понятие производственной практики, как фактора формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа.

                    Выявить и обосновать профессиональные компетентности студентов ВУЗа.

                    Разработать и апробировать методики формирования профессиональных компетенций студентов ВУЗа.

                    Проанализировать результаты использования разработанных методик и оценить сформированность компетенций выпускника ВУЗа.

Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись методы теоретического анализа, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, моделирование и статистическая обработка полученных результатов.

Опытно-поисковая база исследования. Исследование проходило в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.

В исследовании участвовало 100 выпускников ВУЗа. Были опрошены выпускники 2015 года специальности 050100 «Педагогическое образование».

 

Таблица 1

Усвоенность профессиональных компетенций до и после изменения производственной практики

ПК

Процент усвоенности компетенции у выпускника в настоящее время

Планируемый результат освоения компетенции при увеличении производственной практики

ПК — 1

72 %

100 %

ПК — 2

90 %

100 %

ПК — 3

45 %

100 %

ПК — 4

60 %

100 %

ПК — 5

63 %

100 %

ПК — 6

55 %

100 %

ПК — 7

80 %

100 %

ПК — 8

78 %

100 %

ПК — 9

40 %

100 %

ПК — 10

41 %

100 %

ПК — 11

49 %

100 %

 

Заключение

Результаты исследования показали, что выходя из стен высшего учебного заведения, выпускник нуждается в улучшении качества и увеличении количества производственной практики во время образовательного процесса.

Рис. 1. Влияние практики на компетентность выпускника

 

Литература:

 

  1.                Арзуманова Н. В., Зенкина C. B. Роль инфокоммуникационных технологий в формировании качеств современного специалиста // Труды V-й Международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 5. Часть 2. Ростов-на-Дону: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. С. 8–12.
  2.                Берденникова Наталья Григорьевна. Методическое обеспечение процесса обучения как фактор повышения качества образования в вузе: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Берденникова Наталья Григорьевна; [Место защиты: Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС РФ].- Санкт-Петербург, 2007.- 172 с.: ил.
  3.                Бухарова, Г.Д., Старикова, Л. Д. Общая и профессиональная педагогика [Text]: учебное пособие / — М.: Академия, 2009. — 336 с. — ISBN 978–5-7695–58 87–0: 387–86 р.
  4.                Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности/ Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126с.
  1.                5.Маркова А. К. Психология профессионализма. Издательство: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 г.
  1.                Тишина, И. Ю. О повышении качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ для детей [Текст] / И. Ю. Тишина //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — Челябинск, 2009. — № 3. — С. 173–81 (0,55 п.л.).
  2.                Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle