Библиографическое описание:

Труфанова Н. А., Ширина Т. М. Формирование культуры поведения у дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 78-80.

 

 

Этикетное поведение детей мы формируем постоянно, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты, т. е. в реальной жизни и в специально созданных ситуациях. Вот примеры таких ситуаций:

Мальчики играли на участке в снежки и попали девочке в лицо, та расплакалась. Как лучше отреагировать воспитателю? Наказать виновников? Пожалеть девочку? Сделать вид, что не заметил?

Воспитатель предложил детям почитать; все расселись вокруг него, но одна девочка осталась стоять: ей не хватило стула. Для чего воспитатель создал такую ситуацию? Постоянное закрепление и позитивная оценка поведения создают условия для осознанного и эмоционального выбора того или иного действия и поступка.

Для воспитания этикетного поведения необходим ряд условий. Во-первых, позитивный настрой детей на соблюдение этикета и доброжелательное общение воспитателя и воспитанников. Нельзя забыть или обидеть кого-либо из воспитанников. Для позитивного настроя воспитатель обращается к детям по именам, доброжелательно и ласково, высказывает похвалу, дарит призы, применяет разные увлекательные для детей способы обучения.

Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов.

Принципы воспитания: воспитываем детей в процессе их деятельности, сочетая педагогическое руководство с развитием детской инициативы и самостоятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, при единстве требований воспитателя и родителей.

Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.

Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манер поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Способы педагогического воздействия на детей разнообразны. Среди тех, что используются при обучении детей правилам этикета, выделим основные: приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, пример для подражания, поощрение и наказание.

Детям дается определенный образец поведения, например, за столом правильно держать столовые приборы, в разговоре со старшими или ровесниками внимательно слушать собеседника и смотреть ему в лицо. Приучая к соблюдению правила, следует не только его показать, но и контролировать точность и неукоснительность его выполнения.

В упражнении многократно повторяется то или иное действие, например правильно взять нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

Воспитывающие ситуации возникают тогда, когда мы создаем условия, в которых ребенок стоит перед выбором, например уступить свой стул девочке или нет, использовать за столом вилку и нож или одну вилку, привести в порядок игрушечный уголок после игры или нет.

Дошкольнику необходим пример для подражания, являющийся своеобразным наглядным образцом. Им может стать воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой.

Поощрение осуществляется различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага. Важным условием воспитания этикетного поведения является разумность поощрения, т. е. его адекватность совершенному поступку.

Этическая беседа с детьми помогает выяснить, знают ли и понимают ли они нормы и правила поведения. Такую беседу разумнее проводить с небольшой группой в 5–8 детей, чтобы каждый ребенок мог высказать свое мнение. Мастерство педагога проявляется в том, насколько он знает возможности детей для ведения беседы по нравственно-поведенческим вопросам.

Наказание применяется крайне редко. Оно должно быть направлено на возникновение у провинившегося желания поступать хорошо, исправить свой недостаток. Иногда достаточно словесного осуждения воспитателем и другими детьми негативного поступка, Наказание, причиняющее физическую боль или демонстрирующее неуважение к личности ребенка, не допускается вовсе. «Наказание информирует наказуемого о том, чего нельзя делать, но не сообщает ему, что делать можно. Наказание не дает человеку возможности понять самому, какое поведение в данной ситуации является лучшим, Это основное препятствие эффективному обучению, считает психолог О. А. Шаграева.

Разнообразие словесных методов, среди которых значительное место занимают рассказ, разъяснение, беседа, помогает осознанному изучению поведенческих правил. Но применяя их, следует избегать скучной морализации и нотаций. Реальная или сказочная история создает условия для эмоционального восприятия поведенческих правил. Ребенок переживает поведение героя, видит его хорошие или плохие поступки узнает о том, к чему они могут привести. Для дошкольника немаловажное значение имеет позитивный конец этикетной сказки: поссорившиеся герои помирились, неумейки научились что-то делать, незнайка многое узнал и понял, нарушители исправились. Поскольку социальный опыт дошкольника очень мал, ему необходимо разъяснять, как и почему следует поступать в той или взгляды, убеждения, привычки, стремление к искренним ответам или умение подладиться под ожидания взрослого. Это знание поможет воспитателю правильно построить этическую беседу и найти в ней место этикетным вопросам.

Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, какпринято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее оббежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Один бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения ребёнка. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.

Во время музыкального занятия проводятся музыкальные игры. Дети водят хоровод. Воспитатель снова обращает внимание на правила этикета, но делает это ненавязчиво.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращают внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду — кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагиваются правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются правила гостевого этикета: в гости пришли родителя, их надо принять и развлечь.

Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что вся народная культура базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра «Бояре, а мы к вам пришли». Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости, принимали их с радостью; на Руси существовал обычай выбора невесты. Играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Вместо невесты можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружеские отношения между ребятами.

На занятии или в свободное время проводят сюжетно-ролевые игры, например о профессиях. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т. п.

Во время занятий, в других режимных моментах организуют дидактические игры, главная цель которых — развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотно карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида. Воспитатель и дети — соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их обучения правильному поведению. Тогда не будет жестких и непонятных детям требований, скучных нотаций, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь детей, осознавших в ходе игры ее разумность и необходимость.

 

 Литература:

 

  1. Р. С. Буре, Л. Ф. Островская «Воспитатель и дети», М. ЮВЕНТА, 2006г.
  2. Н. В. Ведерникова, Л. А. Смирнягина «Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста» http://www.den-za-dnem.ru
  3. Курочкина И. Н. «Этикет для детей и взрослых»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия» 2001.
  4. Семенчук О. Б. «Учимся культуре повседневного общения». /Воспитатель ДОУ № 9 2011.
  5. Тестова О. Б. «Театр вежливости». /Воспитатель ДОУ № 3 2011.
  6. Эквист Лидия Глебовна «Актуальность нравственного воспитания дошкольников». /Воспитатель ДОУ № 9 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle