Библиографическое описание:

Трегубова Н. Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к работе в сельской начальной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 12-14.



 

В российской системе образования можно выделить особую группу образовательных учреждений, которые используют идеи разновозрастного обучения в своей работе — это малокомплектные сельские школы. Несмотря на известные недостатки, наличие таких школ в системе образования считается обязательным, поскольку они являются важным социальным фактором.

Малокомплектность подразумевает объединение по вертикали учащихся двух, трёх, четырёх классов в один класс — комплект. Это одно из основных обстоятельств, определяющее специфику построения содержания и форм организации учебно — воспитательного процесса. Без сомнения он отличается от организации учебного процесса в обычном классе. Малокомплектные школы порождают большие педагогические проблемы. Одна из самых главных трудностей, с которой встречаются педагоги — это отсутствие чётких методических рекомендаций по построению и проведению урока в данных условиях на современном этапе развития образования. Поэтому приходиться искать, пробовать, отбирать методы и приёмы самостоятельно. Система обучения в малокомплектной школе рассматривает обучение не как самоцель, а как средство развития личности ребёнка. Технология обучения в малочисленных малокомплектных классах строится на основе создания условий разновозрастного взаимодействия.

Сельская начальная школа нуждается в особенном внимании со стороны государства, общества, поскольку она является культурологической основой жизни сельского социума. Качество образования в школах сельской местности в значительной степени зависит от подготовки педагогических кадров в условиях высшей школы. Специфические условия деятельности сельской малокомплектной и малочисленной начальной школы необходимо учитывать в процессе подготовки будущих учителей начальных классов в ВУЗе.

Эффективность системы формирования готовности будущих учителей к работе в сельской начальной школе в значительной степени зависит от тех педагогических условий, в которых эта подготовка осуществляется. Важным условием подготовки студентов должно быть: позитивная мотивация к работе в сельской начальной школе, интеграция психолого-педагогической и методической подготовки, использование личного опыта студентов, непрерывность связи теоретической и практической подготовки. [1] Необходимо познакомить будущих учителей, в первую очередь с историей существования малокомплектных и малочисленных школ. На основе изменения роли государства и общественности в создании, поддержке и обеспечении деятельности данного вида школ в селе исследователи выделяют пять этапов: 19 — начало 20 века, 1917–1930 годы, 1930–1958 годы, 1958–2001, 2001 до настоящего времени [2].

Процесс обучения и воспитания в сельских малокомплектных и малочисленных школах имеет ряд существенных отличий от других школ. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают. Однако малокомплектная школа имеет свои специфические трудности,обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Большое беспокойство вызывают такие факторы, как: низкая информационная насыщенность школ на селе; отсутствие специальной литературы; недостаточность научно — методических рекомендаций по управлению начальной малокомплектной школой; низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи; отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров.

Малая наполняемость классов имеет и ряд преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности. В условиях малой школы учителю легче осуществлять:индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений; личностно — ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга; практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.)

В сложных своеобразных и нестандартных условиях малокомплектной школы существенно возрастает роль организации учебно — воспитательного процесса. Основной структурной компонент начальной малокомплектной школы — класс — комплект. При работе школы по программе I — IV комплектование классов происходит по договоренности между учителями: в один комплект сводятся смежные (I и II; III и IV) классы или разновозрастные (I и III; II и IV).

Основной формой обучения и воспитания в малокомплектной школе является урок. Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу. Она может проводиться на разных этапах усвоения учебного материала: при подготовке к восприятию нового; при ознакомлении с новым; при первичном закреплении и совершенствовании формулируемых умений и навыков; при контроле и при повторении усвоенного.

Структура уроков в начальной малокомплектной школе не отличается разнообразием. Строятся они в основном по схеме комбинированного урока: организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний, закрепление, задание на дом.

Формы организации различные. Ведущих форм усвоения новых знаний, умений в начальной малокомплектной школе две: работа под руководством учителя, самостоятельная работа учеников. В сумме они занимают около 80–90 % всего времени. Под руководством учителя и при его непосредственном участии осуществляются: некоторые подготовительные упражнения; объяснение нового материала на основе предшествующей самостоятельной работы; беседы-изложения нового материала; объяснения, рассказы, инструктажи; первичное восприятие, осмысление, закрепление нового материала; диагностика уровня обученности; контроль и коррекция усвоенных знаний, умений; показ рациональных приемов применения знаний; тематическое обобщение материала.

В малокомплектной начальной школе остро стоит и вопрос: как составить план урока? Особенность его в том, что в одном и том же плане урока параллельно определяется содержание учебных занятий в двух или нескольких классах и общая их организация. План должен быть максимально кратким, но в то же время содержать материал, необходимый для проведения урока. В нем четко формируется тема урока, цели и названия этапов, вопросы и т. д.

Расписание уроков может быть разнопредметным и однопредметным. При разнопредметном подходе чтение сочетается с родным языком, математикой и т. д. Однако однопредметные уроки имеют ряд достоинств: учителю легче планировать урок и переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой; уроки позволяют увеличить время на работу под непосредственным руководством учителя, развивать активность учащихся; учитель имеет возможность создавать условия для речевого развития детей, формирования навыка самоконтроля и оценочной деятельности. Часть уроков в классах — комплектах может иметь общие этапы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу — слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание.

Учитель малокомплектной школы каждый день должен искать наиболее продуктивные методы работы, совершенствовать их, а пути совершенствования мы видим в процессе конвергенции традиционных и инновационных методов. Конвергенция предполагает процесс сближения разнородных методов, который выражается в появлении у сходящихся сторон одинаковых признаков. О конвергенции педагогических методов говорят современные ученые, утверждая, что это тенденция эволюционирования педагогики в XXI веке. [3] Традиционные методы обучения, которые используются педагогами в начальных классах, в частности — это словесные, наглядные и практические, а инновационные, к которым могут относиться: групповые дискуссии, дидактические игры, деловые и ролевые игры, драматизация, метод проектов, использование видеоурока, урок-экскурсия, урок-спектакль, урок-праздник, урок-интервью, методы, возникающие с учетом развития информационно-коммуникационных технологий, например, интерактивные формы предполагают педагогические методы просмотра и прослушивания. Инновационными по отношению к традиционной системе средств обучения становятся все средства, функционирующие на базе электронных (компьютерных) технологий.

Условия учебно-воспитательной работы малокомплектных школнестандартны и порой неповторимы, чрезвычайно сложны и для учителя и для его учеников. Поэтому сельская малокомплектная школа была и остается, образно говоря, горячей точкой нашей системы образования, проблемой, которая в силу ряда причин всегда будет требовать особого внимания.

 

Литература:

 

  1. Онышкив З. М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе // Концепт. — 2014. — № 10
  2. Войтеховская М. П., Сазонова Н. И. Историко-педагогический анализ развития сельских малокомплектных школ России XIX, начала XXI века//Вестник Томского государственного педагогического университета//№ 12, 2009.
  3. Первова Г. М. Конвергенция методов как тенденция современного развития педагогики // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 6. С. 73–77.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle