Библиографическое описание:

Попов А. А. Различные подходы к изучению понятия преемственности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 20-22.

В современной науке выделяются пять основных подходов к рассмотрению явления преемственности — философский, социокультурный, социологический, психологический и педагогический.

Древнегреческие мыслители (Аристотель, Гераклит, Пифагор, Платон, Сократ и др.) в своих работах по анализу процессов развития обратили внимание на преемственность, которая определялась как феномен существования природы, общества, человека и человеческого познания, необходимого для познания окружающего мира [3].

В средние века философская научная мысль также проявляла интерес к феномену преемственности. Например, в трудах Фомы Аквинского и Роджера Бэкона в XIII веке преемственности посвящена дискуссия о «перерождении и разложении». Новое время породило математические труды Декарта и философские трактаты Спинозы, в которых говорилось о непрерывности жизни и ее постоянной изменчивости. Немецкая классическая философия посредством диалектических законов (отрицания отрицания и перехода количественных изменений в качественные) предприняла попытки разъяснения принципов существования и действия феномена преемственности. Таким образом, появились подходы к пониманию преемственности как общественной категории, к которой классические философы относили этот феномен [4].

Философская трактовка понятия преемственность отражает «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы» [2].

В философской концепции преемственность базируется на связи с природой, человеческим мышлением и обществом. Философский энциклопедический словарь рассматривает преемственность как связь между различными ступенями развития, которая сохраняет элементы целого при переходе к новому состоянию. Так как любое развитие есть процесс, то преемственность можно рассмотреть как процесс сохранения существенного при последовательной смене ступеней развития природы, человеческого мышления, общества, обеспечивающий взаимосвязь между ними.

Философский подход трактует преемственность в диалектическом контексте как феномен, сохраняющийся в последующем в виде определенных черт предыдущего с обязательным объединением в единое целое. Таким образом, преемственность в философском подходе рассматривается как методологический принцип.

В контексте общественной жизни преемственность понимается как передача социокультурных ценностей и их усвоение последующими поколениями.

Социокультурный подход в понимании преемственности основывается на том, что социализация последующего поколения происходит через преемственную связь с прошлыми поколениями, которая реализуется через взаимодействие традиций и инноваций.

Традиции можно трактовать как стереотипы поведения, ставшие эффективными инструментами выживания в течение нескольких поколений. Они характерны для обществ, слабо реагирующих на изменения окружающей среды.

Инновации, напротив, возникают там, где традиции противоречат изменившейся среде обитания. В таком случае они становятся догмой, т.е правилом, обязательным для исполнения, но не несущим определенную смысловую нагрузку. В определенном смысле, новые поколения отрицают предыдущий опыт, но в процессе жизни накапливают собственный опыт существования, которой, спустя время, становится традицией, передающейся новому поколению. Таким образом, преемственность можно рассматривать как содержательную основу связи поколений между собой.

Современная «постиндустриальная эпоха» развития общества ставит перед явлением преемственности новые задачи. Научно-технический прогресс привел к тому, что накопленный опыт предыдущих поколений человеческого общества и опыт подрастающего поколения находятся в разных социальных плоскостях.

Так, появление различных средств связи, при помощи которых возможно использование любой информации, привело к неправильному восприятию книг. Как следствие, произошел кризис в передаче опыта от старшего поколения к молодому. Привычная схема обучения детей, заключающаяся в обучении у взрослых и при помощи книг, перестала давать результаты и требует пересмотра.

В современных условиях, дети обучаются через общение со сверстниками, делясь своим опытом овладения новыми средствами передачи информации. В свою очередь взрослые становятся адептами неактуального знания, которое не может быть применено к техническим новинкам. При этом непоколебимыми остаются принципы, при которых возможно существование человеческого общества. Данные ценности становятся базисом при реализации социокультурной преемственности, заключающейся в передаче ценностей молодому поколению при помощи определенных методов.

По мнению Т. И. Шнуренко, механизм преемственности ценностных ориентаций из поколения в поколения начинается:

          через передачу старшими поколениями культурных ориентиров через пример, при помощи образца деятельности; к передаче посредством имени (слова), означающее переход к вербальным способам трансляции культуры;

          далее — к усвоению младшими поколениями предписаний и норм старших поколений;

          затем через трансформацию усвоенных ценностей старших поколений, через выбор и интерпретацию данных ценностей к выработке новых принципов и идеалов, соответствующих новым историческим и социально-экономическим условиям;

          и, в конечном итоге, к трансляции новых выработанных ценностных ориентаций, базирующихся на ценностях предыдущих поколений, но максимально приспособленных молодым поколением к новым историческим условиям [6].

Вместе данные механизмы обеспечивают содержательную и иерархическую преемственность. Единство подходов к определению положительного социального опыта образуют содержательную преемственность, а присвоение опыта, его оценка, концептуализация, качественное преобразование составляют иерархическую преемственность.

Социологический подход в понимании преемственности подразумевает ее изучение через потребности общества и государства, которые являются результатом экономических взаимоотношений, принятых в данной цивилизационной модели. В данном контексте социокультурный и социологический подходы совпадают, но последний предполагает наличие преемственности условий как фактора развития общества:

          общество должно иметь научные апробированные критерии для того, чтобы осуществлять отбор из наследия прошлого тех культурных ценностей, которые благоприятствуют гармоничному развитию человека и всего человечества в условиях общественного прогресса;

          в обществе должны существовать идеологические и социально-экономические предпосылки для использования передовых традиций, открытый доступ к культурному наследию, равенство прав для всех участвующих в процессе его развития;

          общество показывает готовность к восприятию культурного наследия прошлого и к социальной рефлексии, то есть к соотнесению прошлого и настоящего.

Образование в рамках социального подхода рассматривается как элемент социальной системы, взаимодействующий с другими её элементами. Также, образование есть социальный институт, связанный с другими социальными институтами и образовательными организациями. Таким образом, социальный подход позволяет исследовать субъектов образовательной деятельности и социальные общности, имеющие отношение к образованию.

В рамках социального подхода, преемственность в образовании заключается в преемственности функций, структур и ступеней института образования, а также его функциональное взаимодействие с другими социальными институтами (семьей, производством, армией, наукой, культурой и т. д.), основывающееся на взаимосвязи социальных общностей в сфере образования [1]. Преемственность способствует систематизации и построению иерархии различных этапов учебного процесса в целостный учебный процесс [5].

На наш взгляд, в исследовании важен педагогический подход к рассмотрению феномена преемственности, основывающийся на представлении преемственности как диалектическом процессе, признающим значимость рассматриваемого феномена как социокультурного явления, рассматривающим ее (преемственность) как одно из главных качеств педагогического процесса.

В ходе педагогического процесса происходит сохранение и передача опыта последующим поколениям в данных условиях окружающей среды, суть которого состоит не только в воспроизводстве, но и в приумножении материальных и духовных ценностей, а также в продолжении человеческого рода. В данном случае педагогический контекст преемственности следует трактовать как добавление сохранённых в неизменном или преобразованном виде ценностей из прошлого в настоящее средствами образования.

Таким образом, анализ преемственности образования как социального института, процесса и результата с философской, социокультурной, социологической, педагогической позиции говорит о полифункциональности, многоаспектности, мобильности, личной и социальной значимости преемственности как базисного качества образования, осуществляемого на разных его уровнях.

 

Литература:

 

  1.                Архипова С. В. Преемственность в образовании: социологический анализ: автореф канд социол наук, 2009. С. 12.
  2.                Баллер Э. Преемственность / Э. А. Баллер // Философская энциклопедия; Гл. ред. Ф. В. Константинов. — Т.4. — М.: Сов. Энциклопедия, 1967. — С. 360.
  3.                Лосев А. Ф. Природа у Гераклита [Текст] // Природа. — 1970. № 6. — С. 44–49.
  4.                Орешкина А. К. Методологические основы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования [Текст]. Автореф. дисс. … д-ра пед.наук. — М., 2009. — 45 с.
  5.                Попов А. А. Сущность проблемы преемственности содержания профессионально-ориентированного образования в системе «школа-вуз» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. № 1 (2). Т. 17. С.328–331.
  6.                Шнуренко Т. И. Динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях межпоколенной преемственности, автореферат канд. психол. наук, Курс, 2009. С. 10–11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle