Проблемы в системе образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 01.11.2015

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Гладышева, Е. Н. Проблемы в системе образования / Е. Н. Гладышева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9074/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

Забота о потомстве изначально присуща человеческому сообществу. Однако, с ростом дифференциации и усложнением общественных отношений нарушались глубинные связи взрослого сообщества и детей, увеличивалась духовная дистанция между ними. Дети стали находиться рядом, но не внутри взрослого мира. В настоящее время у родителей наблюдается деградация ответственности, свободы и творчества в общении с детьми. Очевиден серьезный дефицит внимания и уважения к ребенку. При этом резко обострилось противоречие между усиливающейся по мере взросления ребенка его потребности во внимании со стороны взрослых и непрерывным ослаблением этого внимания к нему. Не только общество в целом, но и родители передали дело воспитания государству — специализированным дошкольным и школьным учреждениям. В результате мы имеем выросший до уродливых форм отрыв всего взрослого сообщества от детского, проявляющийся в самом главном — отсутствии психологической настроенности и готовности к конкретному взаимодействию. Отсутствует доверие к растущему ребенку, что оставляет его за пределами социально значимых дел. Дети, подростки не включены всерьез в сферу деятельности общества, в обсуждение проблем, которыми живут взрослые.

Таким образом, можно утверждать, что в современном обществе не проработан пласт проблем, связанный с пространством взаимосвязей родителей и детей.

Скудный опыт трудового воспитания изначально передавался преимущественно в семьях. Сегодня комфортные условия существования не формируют потребность трудиться, многие дети не имеют домашних обязанностей. Современный ребенок утрачивает и потребность учиться. Необходимые знания стали доступны в информационном пространстве социума, их всегда можно найти в Интернете, не прилагая усилий. В процессе реализации возможностей развития человека как личности упускается серьезная составляющая формирования способности делать волевые усилия над собой, преодолевать свое «не хочу», «не знаю». Пройдет еще десяток лет и заметное отставание детей по сравнению с развитием предшествующих поколений мы назовем задержкой умственного развития.

Причины снижения успеваемости по дисциплинам естественнонаучного цикла:

                    низкая посещаемость (работают стереотипы со школы);

                    новые технологии меняют умственные навыки (речевой ввод информации, такой как чтение или слушание, менее привлекателен, чем быстро сменяющие друг друга визуальные стимулы);

                    приобретенные эмоции (гиперактивность адреналиновой реакции, которая сопровождает компьютерные игры; они могут приучить мозг к потребности в острых ощущениях);

                    недостаточная мотивация к обучению (студенты ориентированы лишь на оперативные цели);

                    трудности с кратковременной и долговременной памятью (для соответствующего возраста память не развита);

                    отсутствует логическое мышление;

                    плохое здоровье у некоторых студентов;

                    слабые вычислительные навыки.

Эпоха глобальных технических перемен. У студентов — зависимость от планшетов и смартфонов. То, что должно было побудить к обучению, наоборот приглушило зачатки мотивации, стало способствовать потере контроля и волевых усилий обучающихся, снижению интеллектуального потенциала и деградации.

Кнопочное образование: использование информационных технологий для быстрой передачи ответов друг другу, заимствование подсказок Интернета, перевод на любой язык без интеллектуальных затрат со стороны студентов, масштабная отвлекаемость на социальные сети, игры и сервисы компьютерной сети, — вот что мешает сегодня учебному процессу. Заинтересованность в получении знаний сведена на нет удушающим влиянием современных технологий и коммуникаций.

Лишенный нравственных и умственных нагрузок студент превращается в слабого, неспособного к трудовой деятельности маргинала.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих компетенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развитие взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития способности быть субъектом общественных отношений, готовности участвовать в социально необходимой деятельности.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот уникальный и самостоятельный путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие — формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.

Такой подход к построению процесса воспитания, как активного целенаправленного формирования личности, согласуется с методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой поставил перед всем человечеством вопрос: что же происходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основы его жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение, сострадание к человеку) вдруг начинают терять для него весь свой смысл и значение? Что же такое эта самая “цивилизованность” современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостность нравственного сознания и начинает стремиться к самым варварским формам саморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писатель как предчувствовал, какие чудовищные формы примет в «массовом» сознании обывателя XX столетия эта «эмансипированная» стихия «животности».

По сути дела, весь пафос толстовской мысли сконцентрировался на борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткой сведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших — это его нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическому существованию. Задолго до появления различных разновидностей фрейдизма и современных социобиологических теорий писатель с гениальной прозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущности человека.

Пытаясь разобраться во всем этом, он вскрыл противоречия нравственного бытия человека современного общества, указав, что главная причина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется в слепом эгоизме, извратившем духовно ценностную природу познания.

В истории цивилизации были эпохи, когда изменения в технике и в жизни общества почти не ощущались. С появлением бронзы и железа преобразования быта людей пошли быстрее. Совершенствуя технику, двигая вперед промышленность и торговлю, люди улучшали условия собственной жизни. В возникшем промышленном обществе начались глубокие социальные сдвиги, появились иные потребности и запросы. Чтобы удовлетворить их, создают новые технические средства, которые в свою очередь изменяют мир человека. Техническая цивилизация дала вооруженному наукой человечеству ощущение власти над миром.

Самое досадное — это заметное повсюду безразличие к истине, достигающее своей кульминации в открытом публичном восхвалении политического обмана. Оснащенное с таким совершенством, общество бездуховных людей станет только сильнее и деспотичнее. Если бросить взгляд на общую ситуацию нашего времени в культуре, нравственности, то вряд ли можно будет назвать излишне мрачной ее оценку в следующих выражениях. Повсюду пышно цветут иллюзии и заблуждения, люди предоставлены диктату инстинктов, стресс в коммуникациях достиг апогея.

С незапамятных времён в обществе появлялись люди, которые спасали человечество от сползания в варварство, приобщали к культурному наследию, учили творить, дерзать и сеяли разумное, доброе, вечное. Если выкинуть весь педагогический хлам, то «светлая часть» организма будет усиленно сопротивляться пустоте необжитого пространства. Заселить технологии современного мира для текущей деятельности, идеи и мысли потекут в ином русле. Целесообразность смены традиций на техницизм неоднозначна. С одной стороны кнопочное и мультимедийное образование прививает порхающее внимание, невозможность удерживать образы, столь необходимые для профессиональной деятельности. С другой — насыщенность, интенсивность информационной среды, в которую попадает студент.

Переориентация системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, способность гибко реагировать на запросы личности, изменения потребности экономики и нового общественного устройства, возможно, будут основанием для изменений в мотивационно-потребностной сфере личности, чтобы общественные побуждения, мотивы социально полезной деятельности стали устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами, инстинктами и диктатом лености. В условиях социально-экономического кризиса мы имеем другую картину.

Навыки производственной, бытовой, социальной жизни становятся столь разнообразными, многоходовыми, информационно насыщенными, что без соответствующего образования невозможно быть успешным ни в одной сфере жизни. К сожалению, подрастающее поколение никак не хочет понять требования реалий.

А тут и кадровая политика стала хромать. Ставка на молодых провалилась. Некомпетентность, нежелание работать с современными детьми, отнюдь необразцовое поведение и многие другие факторы прописались сегодня в образовательных учреждениях. Низкая заработная плата за педагогический труд (жалования хватает только на чай с сахаром и для поддержания портков) принуждает брать двойную нагрузку. Какое качество образования мы хотим получить от преподавателя, который дает по 10–12 уроков в день, 62 часа в неделю. Когда на нем еще висит бумажный и электронный документооборот, составление рабочих учебных программ, разработка мультимедийного содержания уроков. Мы незаметно подошли к констатации фактов, что в стране процветает эксплуатация учителей, превращение их в рабов умственного труда.

Мы никогда не есть сами, а всегда являем собой часть или продолжение той земли и тех людей, что поставили нас на ноги, дали имя и включили в общеродовой и общенациональный круговорот принадлежности, деятельности, борьбы за существование. Каждый из тех, кто когда-то держал нас в далеком детстве за руку, продолжает это делать и теперь, после нашего взросления, только рука эта менее видима, зато душевно ощутима. В советском детстве были доброжелательные, отзывчивые и энергичные учителя. Есть желание, чтобы и нынешнее поколение детей запомнило людей, работающих с ними, такими же.

Проблемы, которые накопились в системе российского образования за последние годы — разрыв между мирами взрослого и ребенка, недостаточное трудовое воспитание, формирование общества потребления, самоустранение от умственных нагрузок, влияние социума и IT-технологий, слабая политика в кадровой сфере, передаче духовного наследия, нравственного опыта, национального достояния. Можно отметить также недочеты в финансировании, несоответствие между сложившейся системой образования и формирующимися общественными потребностями, проблемы социальной дифференциации и качества образования, действие глобальных цивилизационных сдвигов, низкую практическую направленность образования. Наберется еще десяток проблем, которые требуют участия государства, желательно изменить отношение общества к системе образования, предусмотреть меры ответственности по отношению к будущему нации, иначе возникнет опасная ситуация роста необразованных людей с вредными привычками. Настоящее время требует новых реформ в системе образования, а не «косметического ремонта». Решение проблем — это стратегическая задача страны, иначе падение престижа обучения будет заметно на всех уровнях.

Основные термины (генерируются автоматически): растущий человек, ребенок, общество, потребность, система образования, современное общество, современный мир, студент.

Похожие статьи

Образовательные потребности школьников и родителей...

Потребности в образовании являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом.

И, прежде всего, исследователям следует обращать внимание именно на образовательные потребности современной молодежи, так как они...

Проблемы социализации современных студентов

Образование направлено на воспитание и обучение человека. Образование действует в интересах человека и общества.

Современное общество требует, чтобы каждый человек учился и постоянно повышал собственный образовательный уровень.

Современное образование и наука: основные направления...

высшее образование, наука, Болонский процесс, учебный процесс, современное образование, современное общество, образование, студент, высшее учебное заведение, Европа.

Непрерывное образование как основоположное условие развития...

невозможность современной системы образования обеспечить конкурентоспособность человека узкой специализацией его

Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, государства, общества, согласно закону «Об...

Миссия, видение и ценности современной школы

Во все времена система образования, и школа, прежде всего, представляла собой весьма консервативную структуру. Выполняя свою основную задачу — подготовку молодого поколения к жизни и успешной самореализации в обществе, социализации личности...

Ценностные ориентиры и идеалы современного поколения

Они родились в обществе знаний и используют эти знания с самого начала.

Характеристика поколения. На первый взгляд, понятие NEET — новое в современном мире

Современное информационное пространство в системе воспитания подрастающего поколения.

Социум и социальные процессы в обществе | Статья в журнале...

Социум – почва, на которой вырастал каждый конкретный человек, источник его сил, ума, образования и культуры.

современная молодежь, студент, высшее образование, рынок труда, самая личность, процесс обучения, современное общество, социальная активность...

Параллель между образованием и воспитанием в современном...

Четвертая причина, наконец, лежит в потребности общества, того общества в тесном смысле, которое у нас представляется чиновничеством.

Современное образование и воспитание личности человека.

Влияние особенностей современных школьников на их...

Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми

между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения подростка.

Похожие статьи

Образовательные потребности школьников и родителей...

Потребности в образовании являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом.

И, прежде всего, исследователям следует обращать внимание именно на образовательные потребности современной молодежи, так как они...

Проблемы социализации современных студентов

Образование направлено на воспитание и обучение человека. Образование действует в интересах человека и общества.

Современное общество требует, чтобы каждый человек учился и постоянно повышал собственный образовательный уровень.

Современное образование и наука: основные направления...

высшее образование, наука, Болонский процесс, учебный процесс, современное образование, современное общество, образование, студент, высшее учебное заведение, Европа.

Непрерывное образование как основоположное условие развития...

невозможность современной системы образования обеспечить конкурентоспособность человека узкой специализацией его

Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, государства, общества, согласно закону «Об...

Миссия, видение и ценности современной школы

Во все времена система образования, и школа, прежде всего, представляла собой весьма консервативную структуру. Выполняя свою основную задачу — подготовку молодого поколения к жизни и успешной самореализации в обществе, социализации личности...

Ценностные ориентиры и идеалы современного поколения

Они родились в обществе знаний и используют эти знания с самого начала.

Характеристика поколения. На первый взгляд, понятие NEET — новое в современном мире

Современное информационное пространство в системе воспитания подрастающего поколения.

Социум и социальные процессы в обществе | Статья в журнале...

Социум – почва, на которой вырастал каждый конкретный человек, источник его сил, ума, образования и культуры.

современная молодежь, студент, высшее образование, рынок труда, самая личность, процесс обучения, современное общество, социальная активность...

Параллель между образованием и воспитанием в современном...

Четвертая причина, наконец, лежит в потребности общества, того общества в тесном смысле, которое у нас представляется чиновничеством.

Современное образование и воспитание личности человека.

Влияние особенностей современных школьников на их...

Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми

между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения подростка.