Библиографическое описание:

Гвалдин А. Ю. Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 29-33.



 

Автор статьи рассматривает педагогическое мастерство как преемственную категорию в целом ряду исследований, обращаясь к наследию Я.Корчака и В. А. Сухомлинского. Педагогическое мастерство рассматривается не только как сложная педагогическая категория, но и многогранное явление внутреннего состояния педагога.

Ключевые слова:педагогическое мастерство, умения педагога, профессионализм, педагогическая техника.

 

Феномен педагогического мастерства является одним из тех феноменов, без исследования которых невозможно говорить о таких важнейших категориях педагогики как педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая компетентность. В разное время понятие педагогическое мастерство рассматривали в своих работах Ю. П. Азаров, Р. А. Валеева, И. А. Зимняя, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, Я. Корчак, Л. И. Маленкова, А. С. Макаренко, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, Е. Н. Шиянов и др. Исследуя понятие «педагогическое мастерство», каждый из учёных акцентирует внимание на той или иной грани этого сложного феномена.

С. И. Ожегов в словаре русского языка определяет «мастерство» как «высокое искусство в какой-либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своём деле». [6] В этом определении мастерства ключевым выступает такое понятие как «искусство», которое позволяет нам дать общее определение педагогического мастерства. Педагогическое мастерство и есть высокое искусство воспитания и обучения, которое достигается на определённом профессиональном этапе и постоянно совершенствуется на протяжении всей педагогической деятельности.

Понятие «педагогическое мастерство» часто трактовалось учёными-педагогами с позиции знаний и умений педагога.

А. С. Макаренко считал, что педагогическое мастерство — это знание особенностей педагогического процесса. У него основой педагогического мастерства выступает знание педагогом своего дела. А. С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. «…Выше всего воспитанники ценят в педагоге уверенное и чёткое знание, умение, искусство, золотые руки, постоянную готовность к работе, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. Я на опыте пришёл к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении и квалификации». [8]

В. А. Сластенин классифицирует умения педагога, рассматривая их сквозь призму синтеза теории и практики, следующим образом:

        Умение соотносить теоретическое содержание учебного процесса с конкретными педагогическими задачами, которые необходимо решить педагогу в процессе своей профессиональной деятельности.

        Умение применять на практике имеющиеся знания, приводя тем самым в в последовательное движение весь педагогический процесс.

        Умение понимать сложные взаимосвязи компонентов педагогического процесса. [9, с.42]

Невозможно рассматривать феномен педагогического мастерства с позиции знаний и умений, не затронув такую категорию как «профессионализм». Профессионализм предполагает эффективное использование навыков, теоретических знаний в решении профессиональных задач. При непосредственном решении педагогических задач мы сталкиваемся с таким явлением как педагогическая техника.

В узком смысле педагогическая техника определяется как совокупность приёмов и средств, направленных на организацию комплексной работы с воспитанниками.

Более широкое определение этому понятию даёт Г. М. Коджаспирова: педагогическая техника — это комплекс общепедагогических умений и навыков педагога, обеспечивающих владение им психофизиологическим состоянием, настроением и эмоциями, телом, речью и организацией педагогически целесообразного общения, т. е. оптимальное поведение педагога и его эффективное взаимодействие с воспитанниками в различных педагогических ситуациях. [3,с.364]

Ю. П. Азаров утверждает, что развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися всё лучшее, профессионально значимое в его личности. [1]

Ряд исследователей подмечают, что помимо навыков и умений, важной составляющей педагогического мастерства являются личностные качества педагога.

В. А. Сластенин и И. Ф. Исаев отмечают в своём определении, что педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. [8]

Е. В. Первухина выделяет основные компоненты мастерства педагога, необходимые ему для решения профессионально-педагогических задач:

  1. Профессионально-педагогическая компетентность педагога.
  2. Владение педагогической техникой.
  3. Высокий уровень общей и педагогической культуры.
  4. Гуманистическая направленность деятельности (идеалы, интересы, ценности, гуманистические отношения).
  5. Профессионально-личностные качества (любовь к детям, интеллигентность, ответственность и т. д.).
  6. Сформированность профессионального самосознания и самоотношения.
  7. Творческие педагогические способности. [7]

Как уже было сказано, педагогическое мастерство достигается на определенном этапе и совершенствуется на протяжении всей педагогической деятельности. С целью обогащения представления о педагогическом мастерстве представилось возможным обратиться к классиками педагогической мудрости, каковыми по праву можно назвать Януша Корчака и Василия Александровича Сухомлинского. Во взглядах на воспитание, в трудах и судьбах этих педагогов-практиков много схожего. Я. Корчак жил и работал в Варшаве, воспитывал детей-сирот в учреждениях «Наш дом» и «Дом сирот». В. А. Сухомлинский был директором Павлышской средней школы на Полтавщине, воспитывал детей, измученных войной, лишённых своих отцов, матерей. Их педагогическое мастерство оттачивала сама жизнь. Война была в судьбе обоих педагогов, оставила свои отпечатки в их педагогическом наследии. Я. Корчак и В. А. Сухомлинский воспитывали детей, опалённых войной, попавших в трудные жизненные условия, требовавших особого педагогического взаимодействия, а самое главное любви. Любовь к детям — это то, что в первую очередь давали своим воспитанникам педагоги, то чего не хватает и в современном обществе.

Исторически сложилось, что педагогическая профессия выполняет две важнейшие социальные функции — адаптивную и гуманистическую. Адаптивная функция связана с приспособлением воспитанников к социокультурным условиям. Гуманистическая функция направлена на развитие личности, утверждение жизненных ценностей и идеалов. Принцип гуманизма является основополагающим в педагогическом наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского.

Я. Корчак, признавая высшей ценностью уважение, выступал за уважение прав ребёнка. Уважение ребёнка должно прежде всего выражаться в признании его достоинства, индивидуальности, неповторимости. Жизнь Януша Корчака — это ещё и пример высшего проявления педагогического долга и самопожертвования. Корчак был воспитателем сиротского дома в варшавском гетто. Гитлеровцы приговорили несчастных детей на смерть в печах Треблинки. Корчак отказался от предложенной ему свободы и выбрал смерть с воспитанниками, поддерживая их и разделяя с ними их участь. Так мог поступить только Мастер. Личность, деятельность и книги замечательного польского педагога-мастера Я. Корчака оказали огромное влияние на становление педагогического мастерства Василия Александровича Сухомлинского. Узнав о его подвиге, Сухомлинский пишет: «Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». [10, с. 21] Одну из своих книг он так и назвал — «Сердце отдаю детям», что созвучно названию книги Я. Корчака «Как любить ребёнка».

В трудах В. А. Сухомлинского главным гуманистическим смыслом является воспитание во имя счастья ребёнка. Он также считал, что духовные ориентиры в жизни человека есть тот стержень, который способствует формированию человечности, высокой культуры общения, умения воспринимать боль другого человека.

Я. Корчак и В. А. Сухомлинский выработали требования к личности педагога, обеспечивающие гуманистическую направленность воспитания. Сухомлинский отмечал: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни, лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». [10, с.322] Теоретические знания, личностные качества, жизненный опыт педагога должны стать для детей авторитетом. Но авторитет в понимании В. А. Сухомлинского это не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями беспрекословного послушания, формальное и авторитарное управление ребёнком. Без духовного общения учителя и ребёнка, без взаимного проникновения в мир мыслей и чувств, переживания друг друга немыслима эмоциональная культура как проявление и составляющее культуры педагогической. «Важнейший источник воспитания чувств педагога — это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ». [10, с.22]

Януш Корчак писал, что педагог должен быть «разумным воспитателем», который в деле воспитания должен опираться на принцип уважения к личности ребёнка и его прав. Для него «разумное воспитание» — это бескорыстие, учёт психологии ребёнка и его индивидуальности, основанный на тщательном его изучении. Я.Корчак готовил «разумных воспитателей» для работы с детьми в своих сиротских домах. Он руководствовался принципом взаимодействия «разумности воспитания» и самовоспитания детей. [2]

Педагогическое мастерство предполагает наличие широкого научного кругозора у педагога. Януш Корчак получил медицинское образование. Выбрав специальность педиатра, он навсегда связал свою жизнь с миром детей. Он также уделял особое внимание детской психологии. Именно поэтому созданная им педагогическая концепция опиралась на широкий научный фундамент, она была результатом синтеза целого комплекса наук о человеке — от медицины и биологии до философии и истории культуры. Знания Корчака позволяли быть не только врачевателем детских недугов, но и детских душ.

О пользе взаимодействия науки и практики в развитии педагогического мастерства воспитателя размышлял Я. Корчак: «Благодаря теории я знаю, а благодаря практике — я чувствую. Теория обогащает интеллект, практика расцвечивает чувство, тренирует волю. «Я знаю» не значит «действую сообразно тому, что я знаю». Чужие взгляды незнакомых людей должны преломиться в моем живом «я». Из теоретических посылок я исхожу не без разбора. Отклоняю — забываю — обхожу — усиливаю — пренебрегаю. В результате я, сознательно или бессознательно, получаю собственную теорию, которая управляет поступками. И это много, если что-нибудь, частица теории, во мне приживется, сохранит право на существование, в какой-то мере повлияет, отчасти воздействует. Отрекаюсь по многу раз от теории, а от себя редко». [5]

В. А. Сухомлинский утверждал, что при решении главных проблем воспитания подростков и формирования их научного мировоззрения необходимо учитывать их психофизиологические особенности и противоречия этого возраста. Педагог, видел, что правильное соотношение воспитательных воздействий с особенностями возраста — залог успеха. Поэтому он подробно раскрывает противоречия свойственные отрочеству, и на этой основе строит свою педагогическую аргументацию, много внимания выделяет вопросам физического воспитания, психического развития, проблемам дружбы, товарищества, любви, придаёт особенно большое значение половому воспитанию и развитию эмоциональной сферы. [10, с.11] В. А. Сухомлинский использовал в своей практике и медицинские знания, внимательно наблюдал за здоровьем своих подопечных: Опытным путём он убедился в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. [10, с.48]

Таким образом, педагогическое наследие Я. Корчака и В. А. Сухомлинского показывает насколько важное значение имеют такие составляющие педагогического мастерства как профессионально-педагогическая компетентность, педагогическая культура, гуманизм, личностные качества. Все перечисленные компоненты предстают в синтезе — знания, интуиции, широкого научного кругозора, позволяющих эффективно решать педагогические задачи, и, в то же время, дара тонко чувствовать состояние хрупкой детской души. Педагогическая деятельность Я. Корчака и В. А. Сухомлинского показывает не только роль знания разных областей наук, но и величие роли личности в педагогической профессии. Современным педагогам можно многое позаимствовать из наследия этих двух классиков педагогической мысли, но следует помнить, что педагогическое мастерство индивидуально и требует постоянного поиска и размышлений. В этом контексте важен совет Корчака: «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде, чем намечаешь круг их обязанностей и прав, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить» [4]». Это настоящие заповеди педагогического мастерства, которые сохранили свою актуальность и в наши дни. Они могут быть руководством к действию для современных молодых педагогов.

 

Литература:

 

  1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — 2 изд. [Текст] / Ю. П. Азаров. — М.:Просвещение, 1985. — 448с.
  2. Валеева Р. А. Педагогическое кредо Януша Корчака / Р. А. Валеева // Народное образование. — 2003. -№ 10. — С.205–213.
  3. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник [Текст] / Г. М. Коджаспирова. — М.:Гардарики, 2004. — 528с.
  4. Корчак Я. Наедине с Богом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.koob.ru/korczak_janush/naedine_s_bogom
  5. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Шведовой Н. Ю. — М.: Советская энциклопедия, 1973.
  7. Первухина Е. В. Мастерство педагога в решении профессионально-педагогических задач [Текст] / Е. В. Первухина // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 562–564.
  8. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  9. Сластенин В. А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А. И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М., 2001. — 512 с.
  10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. — К.: Рад.шк., 1985. — 557с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle