Понятие и некоторые особенности педагогического мастерства | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Авторы: ,

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 15.11.2015

Статья просмотрена: 1072 раза

Библиографическое описание:

Шеранова М. Б., Алимкулов С. О. Понятие и некоторые особенности педагогического мастерства // Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 10-12. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/18/458/ (дата обращения: 22.08.2018).



 

В психолого-педагогической литературе в настоящее время имеются разные характеристики понятия «педагогическое мастерство», но нет единого определения, точно и полно раскрывающего его содержание и сущность. Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы...

С внутренней стороны педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач. Это определение не дает ясного представления о содержании педагогического мастерства, о его компонентах. Нет в нем и указаний на природу педагогического мастерства. Не ясно, например, как приходит к педагогу этот «высокий уровень профессиональной деятельности». То ли это результат научения, то ли это проявление наследственного предрасположения, то ли это единство теоретической вооруженности и практической работы.

Наиболее удачно, по нашему мнению, сущность педагогического мастерства раскрыта в «Педагогической энциклопедии»: это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

Педагог — мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания». Если вдуматься в это определение, то можно заметить, что:

1)     в содержание понятия «педагогическое мастерство» включаются:

          общая высокая культура, эрудиция;

          обширные и глубокие знания из области преподаваемой науки;

          вооруженность знаниями из педагогики, общей, возрастной и педагогической психологии, умение использовать их в практике обучения и воспитания;

          владение в совершенстве методикой учебно-воспитательной работы, которое обнаруживается, по мнению учёных, главным образом в том, что педагог знает, как учить и воспитывать;

2)     педагогическое мастерство воспитуемо, оно доступно каждому, кто избрал профессию учителя по призванию.

Остановимся более подробно на характеристике профессионально-педагогических знаний и на способностях.

Профессиональное знание — это фундамент становления педагогического мастерства. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Знания учителя в области возрастной, педагогической, общей психологии и педагогики обусловливают научное решение сложных вопросов теории и практики подрастающего поколения, вооружают учителя закономерностями процесса овладения знаниями, умениями и навыками в школе, формирования личности школьника, позволяют определить наиболее эффективные основы и методы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическая эрудиция обеспечивает правильный выбор воздействия на основе точного психологического анализа поступка, факта или явления. Недооценка или игнорирование этой первоосновы высокого профессионализма (психолого-педагогических знаний) приводит некоторых учителей к ремесленничеству, штампам, примитивизму, рутине.

Педагогические способности — это составной часть педагогического мастерства. Н. В. Кузьмина подчеркивает, что педагогические способности — специальные, от них зависит овладение педагогическим мастерством. Ученые разных областей научного знания интенсивно занимаются сейчас углубленным исследованием проблемы специально педагогических способностей, их классификации.

В психолого-педагогической литературе чаще всего отмечаются следующие виды педагогических способностей:

Дидактические — это такие способности, которые составляют основу умений излагать материал учащимся доступно, интересно, четко, ясно. Обладая дидактическими способностями, учитель сумеет проявить изобретательность, чтобы вызвать мыслительную активность школьников, внести в учебно-воспитательный процесс что-то новое, необычное, затрагивающее не только ум, но и чувства.

Организаторские — проявляются, во-первых, в способности организовать учащихся, вовлечь их в различные виды общественно полезной деятельности, создать коллектив и сделать его инструментом, при помощи которого формируется соответствующая структура личности. Во-вторых, это способности, позволяющие учителю организовать свою собственную деятельность. Точность, аккуратность, дисциплинированность, ответственное отношение к делу, собранность все это те качества личности, которые являются следствием организаторских способностей.

Коммуникативные — это способности, позволяющие устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися, что рождает у последних доверие и доброжелательность, готовность идти вместе с педагогом. Коммуникативные способности взаимодействуют с организаторскими и вместе обеспечивают должное влияние на школьников, управление детским коллективом, делая его идейно направленным, со здоровым общественным мнением, с правильными межличностными отношениями.

Перцептивные — это способности, лежащие в основе умения проникать во внутренний мир ребенка. «Нужно уметь читать на человеческом лице, — говорил А. С. Макаренко, — на лице ребенка... Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений». Перцептивные способности вооружают воспитателя «вторым видением», умением улавливать тонкие и очень сложные вопросы психики, видеть психическое состояние школьника.

Перцептивные способности лежат в основе живого контакта учителя и учащихся, потому что и на уроке, и на перемене учитель живет ошибками и догадками ребят, их находками и идеями, и именно поэтому срабатывает умение видеть в человеке все человеческое.

Суггестивные — это способности с помощью твердого волевого слова добиваться нужного результата воздействия, это эмоционально-волевое влияние, заставляющее учащихся согласиться с установкой педагога, принять ее. Суггестивные способности — это способности внушать. Поэтому они тесно связаны с авторитетом, волевыми качествами личности учителя, его убежденностью в правоте своих действий и поступков. Можно сказать, что между авторитетом личности и суггестивными способностями существует диалектическая взаимосвязь. Но авторитет должен идти от детей. Авторитет «сверху», то есть навязанный, к внушению не приводит, одной требовательностью и твердостью влияния добиться нельзя.

Научно-познавательные — это способности к овладению информацией, знаниями из соответствующей области науки, что помогает учителю идти в ногу с современной мыслью, детально, абсолютно свободно владеть учебным материалом, творчески, последовательно подходить к проблемам, которые ставит перед ними учебно-воспитательная работа.

Среди ведущих способностей выделяют также эмоциональную устойчивость и оптимистическое прогнозирование.

Следует отметить, что все педагогические способности не проявляются и не действуют изолированно, они тесно связаны между собой и дополняют друг друга, что порождает возможность компенсации отсутствующих или слаборазвитых способностей другими качествами личности и особенностями психических процессов. Здесь кстати вспомнить слова А. С. Макаренко, который утверждал, что нельзя строить воспитание нашего юношества в расчете на талант. «Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении. Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации».

Учитель-мастер способен так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы, с одной стороны, добиться максимальной активизации приобретенных навыков детей, а с другой, — обеспечить движение растущего человека по пути совершенствования различных видов опыта.

В рамках этой темы мы провели маленькое научное исследование в 17-й школе в городе Джизак (Узбекистан). В течение одной недели мы наблюдали за уроками химии, биологии, математики, физики, географии и русского языка. У нас появился один интересный вопрос касательно этой темы: возможны ли неудачи и ошибки у педагога-мастера? Да, возможны. Но отношение к этим неудачам у обыкновенного учителя и учителя-мастера будет различным. Первый может пройти мимо своей ошибки, легко пережить ее. Она не взбудоражит его. Второй — перестрадает, постарается найти ее причины, сделать все, чтобы ошибка не повторилась. Сила педагогического мастерства в том и состоит, что дает возможность учителю свою практическую деятельность по обучению и воспитанию школьников строить, опираясь на имеющийся багаж теоретических и практических знаний и умений, а результаты практики подвергать критическому анализу с учетом планируемых целей и задач.

Так, крупица за крупицей, учитель собирает и накапливает лучший опыт, от урока к уроку оттачивает свое мастерство. Творческая лаборатория педагога-мастера — это не дающие покоя мысли о лучшем уроке, вечный поиск, неослабевающее увлечение. Таким образом знания учителя — мастера находятся в постоянном развитии, в постоянном движении.

 

Литература:

 

  1.                Макаренко А. С. «Проблемы школьного воспитания», Педагогические сочинения — В 8 т.— Т. 4.— 1985, С. 98.
  2.                Насырова.З. М. «Методика проведения занятий по социальной педагогике», методические указания. — Ташкент, -2011.
  3.                Педагогический словарь. — М.:1999. — Т.2. — с 256.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое мастерство, способность, учебно-воспитательная работа, учебно-воспитательный процесс, знание, психолого-педагогическая литература, высокий уровень, педагог, качество личности, умение.

Похожие статьи

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

педагогическое мастерство, способность, учебно-воспитательная работа, учебно-воспитательный процесс, знание, психолого-педагогическая литература, высокий уровень, педагог, качество личности, умение.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Мастерство воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности педагога и воспитателя. Педагог организовывает учебный процесс, добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.Педагог выполняет роль наставника...

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность

высшая школа, педагогическое сотрудничество, образовательный процесс, Педагогика сотрудничества, педагог, воспитание, совместная...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность

педагогические способности, личность учителя, педагогическое общение

В психолого-педагогической литературе чаще всего отмечаются следующие виды...

Личность преподавателя в образовательном процессе

Существенным признаком педагогических способностей являются умение понять, почувствовать особенности личности учащегося.

Литература: Кравцова Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие. М.: Проспект, 2017. — 320с.

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Учитель и ученик… две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

– прогностические умения — общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций...

Педагогические способности и педагогическое мастерство...

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.

К важным профессиональным качествам относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

педагогическое мастерство, способность, учебно-воспитательная работа, учебно-воспитательный процесс, знание, психолого-педагогическая литература, высокий уровень, педагог, качество личности, умение.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Мастерство воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности педагога и воспитателя. Педагог организовывает учебный процесс, добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.Педагог выполняет роль наставника...

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность

высшая школа, педагогическое сотрудничество, образовательный процесс, Педагогика сотрудничества, педагог, воспитание, совместная...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность

педагогические способности, личность учителя, педагогическое общение

В психолого-педагогической литературе чаще всего отмечаются следующие виды...

Личность преподавателя в образовательном процессе

Существенным признаком педагогических способностей являются умение понять, почувствовать особенности личности учащегося.

Литература: Кравцова Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие. М.: Проспект, 2017. — 320с.

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Учитель и ученик… две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

– прогностические умения — общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций...

Педагогические способности и педагогическое мастерство...

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.

К важным профессиональным качествам относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос