Библиографическое описание:

Кеворкова К. И., Пистун Ю. В., Ковачева Г. П. Эмоциональное развитие дошкольников посредством приобщения к художественной литературе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 82-85.



 

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности является одной из важных задач дошкольного образования. Процесс становления личности чрезвычайно сложный. К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него непосредственный характер.

Именно эмоциональное развитие дошкольника является существенным условием для обеспечения эффективности процесса воспитания. Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка, имеющую свои цели, направленность, мотивы. Каждый ребенок обладает громадными потенциальными возможностями. Необходимо лишь создать оптимальные условия для их выявления и реализации. Вот почему правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство ею очень важны.

В своей работе нам хотелось бы раскрыть методы и приемы, которые могут оказать существенную помощь по развитию мотивационно-эмоциональной сферы дошкольников.

Одним из компонентов, оказывающих влияние на формирование у детей таких качеств и свойств, при наличии которых ребенок станет личностью, является художественная литература. Она вносит существенный вклад в развитие эмоциональной сферы детей. Восприятие ребенком художественного произведения является особой формой осмысленной деятельности, и формирует новое представление и новое эмоциональное отношение к окружающему. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, являются неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. [1. с. 84]

Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться. Поэтому при чтении книг нельзя забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью уверенный в том, что малыш верно понимает изображаемые явления, взрослый может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств.

Художественные произведения не только расширяют представления ребенка, но и вводят его в особый мир глубоких и эмоциональных переживаний и открытий. Как маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства и злобы? Конечно из произведений искусства, и особенно из сказок. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Только чтения сказки недостаточно, чтобы помочь малышу глубже почувствовать события и поступки персонажей. Поэтому огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в книгах, мультфильмы, игры-драматизации и беседы.

Планируя вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эффективными оказываются такие приемы, как ведение беседы сразу по двум произведениям, обобщающая беседа по нескольким произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев. В конце обсуждения необходимо подвести итог сказанному детьми, подчеркнуть особенно удачные сравнения и примеры, приведенные ребятами.

После проведения беседы мы рекомендуем продолжить обсуждение в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра должна проводиться сразу после прочтения, пока еще свежи непосредственные детские впечатления. Желательно заранее еще до чтения подготовить персонажи, с которыми будет происходить общение детей. Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; лиса и заяц из сказки «Лиса, заяц и петух». Куклы-персонажи высказывают свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью: отрицательный персонаж поощряет неблаговидные поступки, а положительный — добрые, справедливые дела и взаимоотношения. Затем в беседу постепенно втягиваются дети. Переход этот должен осуществляться тактично, незаметно. В конце группа приходит к единому мнению.

Следующий этап в работе по приобщению к художественной литературе — это игра-драматизация. Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. [1. с.92] Однако нужно подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.

Если в произведении, прочитанном в группе и понравившемся детям, есть четко противоположные персонажи и ситуации нравственной направленности, его можно предложить для разыгрывания. Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе прошли беседы детей с персонажами.

Самый ответственный момент — подбор артистов, особенно для исполнения противоположных ролей. Роль положительного персонажа желательно предоставить ребенку с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного героя предложить дошкольнику, отличающемуся нравственным поведением. Нужно внимательно следить, не вносит ли ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к сказочным моментам, которые являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций. Здесь особенно важны и отклики зрителей, их оценка действий персонажа. Игра — драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы его жизненного опыта [2. с.13].

Разнообразные приемы игр-драматизаций, в которых происходит как бы сближение детей с персонажами произведения, позволяют не только выявить эмоциональный отклик каждого ребенка, но и создать условия для формирования у него эмоциональной отзывчивости, как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Дети получают, таким образом, возможность прочувствовать до конца в процессе игры то, что было ими пережито во время восприятия художественного произведения.

Подводя итог выше сказанного, хочется отметить что, детская художественная литература — действенная сила нравственного воспитания, и надо уметь целенаправленно ею пользоваться. Ведь сопереживание персонажам художественного произведения, в частности сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление, причем эти отдельные эмоции в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по значимости, продолжительности, устойчивости. Многие дети дошкольного возраста, не владея в силу возрастных особенностей навыками анализа художественного произведения, нуждаются в продолжении работы над книгой под руководством взрослого непосредственно после чтения сказки, рассказа. Такие приемы, как игра-беседа с персонажами, игра-драматизация по сюжету сказки, способствует формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.

Поэтапность проведения такой работы обеспечивает постепенность сближения детей с персонажами, и они начинают видеть то, что они не замечали или не хотели замечать прежде.

Подготовка детей к восприятию произведения как серьезному и радостному событию осуществляется с помощью предварительной беседы педагога с детьми по поводу книги, ее автора.

В процессе работы должна соблюдаться постепенность, последовательность перехода от одного этапа работы к другому: от чтения к беседе воспитателя с детьми или приему «нравственной лесенки», далее — к прямому контакту с персонажами (игры-беседы, кукольные спектакли в виде игр, выставки рисунков) и, наконец к играм драматизациям.

По мере необходимости допускается возврат к некоторым дидактическим приемам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций.

Сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок и их активным общением с детьми (прием взаимодействия любимых детьми или хорошо им известных персонажей с персонажами новых, только что прочитанных произведений. Этот прием эффективен, когда возникают трудности у детей с соответствующим эмоциональным отношением к героям. [3. с. 163]

Усилить сопереживание соответствующим героям сказки и проникновение ребенка в нравственное содержание произведения помогает прием игр-драматизаций.

Вся эта система принципов и соответствующих им методических приемов в целом призвана помочь в формировании у детей образно-эмоционального обобщения воспринятого художественного материала.

Если под влиянием самого восприятия художественного произведения, а также всех последующих этапов, дети расширили и обогатили свой эмоциональный опыт или изменили прежние ценностные установки, нужно научить дошкольников переносить эти чувства и эмоции в реальные ситуации. Для этого требуется:

          научить детей видеть эмоциональное состояние другого (игра-драматизация с повторами определенных сцен и с предложением какому-либо ребенку играть в них сначала одну, а затем тут же — другую роль; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, специально нацеленных на это; участие детей в творческих кукольных спектаклях и драматизациях то в качестве исполнителей, то в качестве зрителей);

          создавать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ситуации, аналогичные сказочным по своей нравственной сути; воспитывать активное отношение к реальным ситуациям; учить жалеть, защищать, помогать (здесь действенным является прием сближения и быстрой смены ситуаций — жизненной и сказочной);

          обучать детей выбору соответствующего персонажа, которому они смогут подражать в жизненных ситуациях, аналогичных сказочным (различные контакты с персонажами, при которых педагог косвенно — и через других персонажей или других детей — одобряет или не одобряет выбор ребенка; пример соответствующего выбора другими детьми для того ребенка, у которого этот выбор оказался неправильным).

Таким образом, хочется отметить, что научить каждого ребенка умению видеть и понимать другого человека, способности поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умению действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого, помогает художественная литература.

Художественная литература является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости и человечности.

 

Литература:

 

  1. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  2. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. — Советская педагогика, 1946. № 6 с.12–13
  3. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребёнком-дошкольником // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост.Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 1997. — с.163–164.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle