Библиографическое описание:

Муцаева Т. С. Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 24-27.

Интерактивный метод («inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо или чем-либо. Интерактивные методы и приемы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем и друг с другом, но и с компьютером, интерактивной доской и другими интерактивными средствами.

Термин «интерактивные методы» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: первая группа — обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа — бескомпьютерное — специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивные методы исключают доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока [16].

Интерактивные методы обучения требует соблюдения следующих правил: запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний; не допускаются суждения о неразрешимости проблемы; чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи; в ходе «мозгового штурма» приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей; при решении трудноразрешимой проблемы, она расчленяется на составные части; наличие ролей; доброжелательная, творческая атмосфера проведения; активное взаимодействие всех участников игры; имитация в игре реального процесса с помощью модели; распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом; различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций; наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия; учет вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений; реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры; использование гибкого масштаба времени; применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и игровых коллективов, а также системы стимулирования [2,7].

Интерактивные средства обучения — это средства, при которых возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между участниками учебного процесса или между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

К интерактивным средствам обучения относят: печатные учебники и печатные пособия по типу интеллектуального самоучителя; мультимедийные учебники; мультимедийные образовательные программы; компьютер; интерактивные доски (панели, планшеты); медиавизор; средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными; электронные библиотеки [3,10].

Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных средств обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует, по сравнению с обычными уроками, организацию познавательной деятельности учащихся.

Умелое использование различных компьютерных технологий приобретает в наши дни общегосударственное значение, и одна из важнейших задач школы — вооружать учащихся знаниями и навыками использования современных компьютерных технологий.

С компьютеризацией обучения во всем мире связаны надежды повысить эффективность учебного процесса, уменьшить разрыв между требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает школа.

Благодаря компьютеру учитель получает возможность более совершенного контроля над процессом обучения, в котором уменьшается степень инструктивного введения в учебные ситуации и необходимость замены пассивных иллюстраций примерами.

Применение компьютерных программных средств на уроке могут позволить учителю: сделать мыслительное — наглядным, а именно повысить уровень наглядности при обучении математике; повысить индивидуализацию обучения; облегчить проверку и анализ различных проверочных работ; повысить интерес и познавательную активность учащихся [1,4].

Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на занятии является достижение более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в конкретную социокультурную среду. Это происходит за счет использования мультимедийного проектора, интерактивной доски и компьютера, обеспечивающего выход в интернет. Благодаря размерам интерактивной доски, изображения видны всему классу, а это в свою очередь — способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. Она помогает мне донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.

Используя возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам и на уроках математики, ознакомления с окружающим миром. Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах, на отсканированных документах. При проведении математических диктантов «Проверь себя» возможно использовать таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как учащиеся должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом [9,14].

В интерактивных методах обучения активно используются ролевые игры. Д. Н. Кавтарадзе выделяет несколько видов ролевых игр: ролевая игра в форме дискуссии и специальная ролевая игра, для проведения которой необходимо сформулировать и осознать смысл ситуации. Принципы ролевой игры как метода взаимодействия участников образовательного процесса. Во-первых, ролевая игра предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли. В отличие от деловой игры, участники ролевой игры имеют различные цели и исполняют разные роли, способствующие формированию умений и навыков, помогающих решению проблем профессионального самоопределения. Во-вторых, ролевая игра предполагает подражание ее участников действительности в речевом и неречевом поведении. В-третьих, взаимодействие участников игры не только на основе диалога и полилога, наличие сотрудничества и партнерства между участниками.

Организация целесообразного взаимодействия в результате ролевой игры считается невозможной без соблюдения определенных ее правил: наличие ролей; доброжелательная, творческая атмосфера проведения; активное взаимодействие всех участников игры.

Таким образом, при подготовке к игре совершенствуются познавательные умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Основной целью деловой игры является моделирование определенной управленческой, экономической, психологической, педагогической ситуации и сформулировать умение анализировать их и принимать оптимальные решения.

Анализ определений понятия «деловая игра» показал, что в педагогической, психологической, социологической энциклопедической литературе данное понятие определяется совершенно одинаково и представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Причем, в зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Особо хотелось бы отметить тот факт, что только социологический словарь относит деловую игру к методам активного обучения [11].

Дискуссия, как интерактивный метод обучения, в переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор. Учебной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Эффективность использования учебной дискуссии как метода обучения определяется целым рядом факторов: актуальность выбранной проблемы; сопоставление различных позиций участников дискуссии; информированность, компетентность и научная корректность дискутантов; владение учителем методикой дискуссионной процедуры; соблюдение правил и регламента и др.

Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволило выделить следующие их особенности. Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии. В стадию оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личных амбиций отклонений от темы дискуссии. Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии [6,13].

Еще одним из интерактивных методов обучения является метод анализа конкретных ситуаций. Учащимся предъявляется ситуация, связанная с учебным материалом по данной теме и требующая принятия решения по определенной системе поведения в данных условиях. Е. С. Заир-Бек данный метод называет ситуационными играми. В них могут участвовать несколько групп, каждая из которых вырабатывает собственный вариант решения. При обсуждении решений возможно предварительное рецензирование, публичная защита решений, различные способы оценки результатов. В зависимости от целей использования в учебном процессе, ситуации могут носить различный характер: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, оценочные ситуации, проблемные ситуации, прогностические ситуации.

Для слушателей бывают чрезвычайно полезны и познавательном отношении периодические встречи за «круглым столом» с учеными, экономистами, деятелями искусства, представителями общественных организации, учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений, государственных органов и др. Перед каждой такой встречей преподаватель предлагает слушателям выдвинуть интересующую их тему и сформулировать вопросы для обсуждения. Отобранные вопросы передаются гостю «круглого стола» для подготовки к выступлению и ответов. Одновременно на «круглый стол» могут быть приглашены несколько специалистов, занимающихся исследованием данной проблемы. Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить слушателей па обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения [5,12].

Признаками использования интерактивного обучения являются также следующие методы и приемы:

-          Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.

-          Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.

-          Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.

-          Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.

-          Свобода выбора.

-          Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.

-          Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.

-          Творческие задачи.

Включение методов и приемов интерактивного обучения в состав уроков математики помогает переключить внимание учащихся на нужные моменты, перенаправить их деятельность в другое русло, сконцентрировать внимание учащихся на общих актуальных выводах [8,15].

Существует также и ряд проблем при реализации обучения, с использованием компьютерных технологий, а именно: проблемы технические, поскольку во многих школах отсутствует современная техника (переносные компьютерные классы); методические проблемы, поскольку существует недостаточное количество подходящих обучающих программ; ресурсные проблемы, поскольку большинство программ являются лишь техническим инструментом; временные программы, поскольку пока не разработана методика, требуется значительно больше времени при подготовке к уроку.

Из всего вышесказанного следует, чтобы применять компьютерные технологии на уроках необходимо преодолеть различные трудности, а также прежде чем вводить какие-либо обучающие программы следует оценить все плюсы и минусы их использования.

 

Литература:

 

1.         Агапов Е. М. Индивидуальная работа с учащимися на уроках математики. — М., Просвещение, 1999.

2.         Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики.//.// Математика в школе. 1996, № 2 с. 56–60

3.         Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. -2014. -№ 4. С.156–159.

4.         Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы. В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы VII Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2015. С. 178–181.

5.         Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе. Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 22–25.

6.         Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7.

7.         Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География». Педагогика высшей школы. 2015. № 2 (2). С. 31–35.

8.         Гакаев Р. А., Хадаев Т. Ш. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала. В сборнике: Педагогическое мастерство материалы VI Международной научной конференции. Москва, 2015. С. 5–8.

9.         Гакаев Р. А. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала / Р. А. Гакаев, Т. Ш. Хадаев // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 5–8.

10.     Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности”, Открытая школа. — 1998. — № 2

11.     Гусев В. А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе.- Математика в школе.-1990.-№ 4.

12.     Дорофеев Г. В. Дифференциация в обучении математике.- Математика в школе.-1990.№ 6.-С.15–20.

13.     Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1990.

14.     Касьяненко М. Д. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении математики. — М. Просвещение, 1988.

15.     Окунев А. А. О развитии творческих способностей учащихся: Кн. Для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988.

16.     Ситникова Т. В. Приемы активизации учащихся в 5–6 классах.// Математика в школе. 1993, № 2 с. 24

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle