Библиографическое описание:

Белоусова Е. Ю., Клевцова М. Н., Семерез А. С., Ходеева С. Ф. Игра — путь воспитания и развития детей [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-49.

Воспитание детей — дело, конечно же, весьма серьезное, но все-таки нужно быть при этом веселым. Ведь кто, как не наши дети, умеют раскованно, естественно веселится, радоваться, жизни. Поэтому мы должны работать с детьми весело, задорно. Радостное настроение одно из могучих средств воспитательного воздействия. В наше время у детей больше, чем когда бы то ни было, оснований весело проводить свой досуг.

В воспитании и развитии детей большую роль занимает игра. Игра- основной вид детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самодеятельность. В младшем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет ряд преимуществ, ведь в игре ребенку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Игра должна формулироваться не как передача знаний, умений и навыков, а как развитие определенных воспитательных процессов или способностей ребенка. Игровые действия включают в себя обучающую задачу, то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Так же побуждает ребенка к игре игровой материал. Он имеет большое значение для обучения и развития детей. Для того что бы игра увлекала каждого ребенка, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциями он вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Многие игры учат детей мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

Развивающая игра — это весьма эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Ее правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Оценивая вместе с взрослыми действия сверстников, отмечая их ошибки, дети лучше усваивают правила игры, а после осознает свои собственные просчеты. В дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Главным условием нормального развития и воспитания детей является доброжелательные и открытые отношение его со сверстниками и воспитателем, собственность к сотрудничеству, совместной деятельности. Воспитатель должен ввести ребенка в детский коллектив, научить его общаться и дружить, ведь от этого, как сложатся отношения ребенка с воспитателем и с другими детьми, зависит его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии. Познавательные действия, направленные на решение обучающей задачи, должны предлагаться с учетом возрастных возможностей детей и не должны утомлять их. Рациональные приемы познавательной деятельности, показанные ребенку взрослым, увеличивают ее эффективность не только в игре, но и на занятиях.

Не только воспитатели, но и родители всегда окружают своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить ребенка радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Игра для малышей — желанный и незаменимый вид деятельности. В раннем возрасте только в игре ребенок может проявить свою индивидуальность, творческие способности, свои мысли, фантазию, желания, чувства. На основе подражания дети с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, пестушек, приговорок, стихов. Пока ребенок маленький, с ним играют взрослые, рассказывают сказки, поют песни, читают стихи и загадки. Когда ребенок немного подрастает, он использует детский фольклор в играх со своими любимыми игрушками. А став взрослым будет использовать свой опыт в воспитании своих детей и внуков. Так сохраняется традиция пестования. Дети не только приобщаются к народному творчеству, но и обогащает свою речь. У детей появляются эмоции в мимике, жестах, выразительном проговаривании текста. Прежде всего, между ребенком и взрослым должны быть доверительные отношения. Взрослый должен проявлять знаки любви и внимания к детям. Чаще обнимать его, гладить про голове, сопровождая свои движения ласковыми словами.

Однако, существует проблема того, что дети не играют, — недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент взрослых игра — бесполезная деятельность, которая не пригодиться в будущем. Под бесполезностью в этом случае понимается отсутствие жизненно необходимого результата. Но как обнаружить область, открытую разуму и скрытую от наших глаз. Для этого мы должны на некоторое время оторваться от непосредственно наблюдаемой действительности и условно переместиться в мир, который существует в его представлении. И эту функцию выполняет сюжетно — ролевая игра. Именно в игре ребенок совершает прорыв из области реально существующего в область воображаемого. В игре он впервые осуществляет интеллектуальную систематическую работу, с помощью образов, громкой речи, и игровых действий удерживают идею игры, создает сюжет и следует ему, строит поведенческие коллизии. Но самое главное, в игре дети учатся относиться к придуманному им миру как к настоящему, со своей серьезностью.

Играя, дети всегда находятся на стыке реального и игрового мира, занимают одновременно позиции реальную — ребенка, и условную — взрослого. Это — основное достижение игры. Она оставляет после себя вспаханное поле, на котором могут произрастать плоды теоретической деятельности искусство, наука.

В последние годы особое внимание уделяется развивающему значению сюжетно — ролевой игры. Выделяют специфическое и не специфическое значение игры. Игра, как и любая деятельность, не только предполагает наличие у человека определенных способностей, но и создает условие для их дальнейшего развития. В развитой форме сюжетно — ролевой игры проявляются такие способности, как способность действовать в плане представлений, ориентироваться в сфере человеческих отношений и координировать свои действия и действия других людей. Эти способности являются специфическими для сюжетно — ролевой игры и в полной мере про являются в самостоятельной игре. Но игра может выступать и в своем не специфическом значении. Это происходит в том случае, когда взрослые используют игру для передачи знаний, вводят в нее дидактические задачи. Игру нужно применять в ее специфическом значении. Существует новая концепция становления сюжетно — ролевой игры в дошкольном возрасте. В качестве основного мотива игры выделяется фантазирование. Именно оно, делает ребенка независимым от внешних обстоятельств, позволяет комбинировать события, менять роли. В игре детям необходимо не только использовать специальные средства, но и обозначать смысл своих действий для партнера.

Выделяют три способа построения игры. Наиболее простой является развертывание и условные обозначения предметных действий в игре. Следующий по сложности способ — ролевое поведение, связанное с обозначением и реализацией условной ролевой позиции и подчиняющие себе предметно — игровые действия, смысл которых уже определяется ролью. Третий способ построения игры является сюжетосложение, связанное с развертыванием последовательности целостных ситуаций, их обозначением и планированием. Каждый последующий способ является более сложным по отношению к предыдущему и вбирает его в себя. В этой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общение. Но самое главное, что порождает сюжетно — ролевая игра, — это стремление к самореализации, самовыражению. Самое недоразвитие ребенка отражается прежде всего на игровой деятельности. Игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. В игре развивается самосознание детей, то, как ребенок относится к самому себе, кем он себя считает, как себя называет, по мнению ученых, зависит от отношения к нему других людей и прежде всего родителей.

В дошкольном возрасте происходит осознание закрытости своего внутреннего мира. Дети могут схитрить, говоря об усталости и боли, зная, что никто проверить это не может. Постижение внутреннего мира другого человека — процесс сложный. Сначала ребенок наделяет других людей теми чувствами и мыслями, которые есть у него, затем открывает, что они имеют свои желания и намерения. В игре он, по сути дела, открывает иной, чем свой собственный мир. Так же существую свободные и самостоятельные игры — это лучшее условие для выражения ребенком своих переживаний, для установления взаимоотношений со сверстниками. Ребенок собственными эмоциями, личным опытом оживляет мнимые ситуации, постигает жизненный смысл взятой роли. Чтобы проявить живые, подлинные чувства сообразно роли, нужна свободная самостоятельная игра, лишенная заданности и внешнего наблюдения. Ребенок, не постигший тайну вживания в роль, не сможет понять чувства и мысли другого человека, проникнуть в мир, предугадать его поведение и желание. Таким образом, игры со свободным сюжетом направлены, с одной стороны, на свободное волеизъявление, на раскрепощенное выражение чувств ребенка, его впечатлений, его представлений о мире, а с другой стороны на овладение ролями других людей, примеривание их позиций на себя. Это могут быть самостоятельные игры детей или игры с незначительной поддержкой взрослого. Таким образом можно делать вывод, что прежде чем социальные силы человека окрепнут и будут применяться в реальном мире, они должны пройти фазу свободного проявления в игре.

Много веков существует загадка детской игры, которая до конца не разгадана и сейчас. Почему дети играют и для чего нужна игра? Игра служит детям для укрепления физических и духовных сил. Для того что бы подготовиться к жизни среди взрослых людей, необходим период тренировки, во время которого ребенок научается владеть своим телом и чувствами. В этом и заключается смысл детства. Игра детей на первый взгляд кажется пустой забавой, на самом деле игра имеет огромное значение для подготовки к будущей жизни. Предварительная тренировка нужна потому, что окружающая действительность жестока, полна неожиданностей. И нужна относительно безопасная область, где ребенок мог бы, не причиняя себе вреда, поупражняться. Игра и есть такая область. У человека детство длится долго, и игра в нем центральное место. Игра приносит нам удовольствие. Это радость от самого действия. Ребенок получает функциональное удовольствие от действий самих по себе. Испытав наслаждение в игре, ребенок пытается его возобновить, повторяя действия, движения. В ходе этих повторений его поведение совершенствуется. Особенно показательна в этом смысле игра самых маленьких детей, которые с упорством многократно повторяют понравившиеся им действия и движения. Игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни. Ребенок живет в тесном мире, и он старается раздвинуть границы этого мира с помощью игры. Он строит наблюдаемый им мир взрослых людей с помощью своей фантазии. Теснота мира, в которой живет ребенок, — первая причина возникновения игры. Вторая причина — давление со стороны взрослых, испытываемое ребенком, и стремление к освобождению. Мы сделаем выводы, что игра не только упражняет, но и развивает, воспитывает ребенка, а также помогает им во взрослой новой для них жизни.

 

Литература:

 

1.                  Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей/В.А Недоспасова.- М.: Просвящение,2002–94с.

2.                  Развивающие игры для детей дошкольного возраста /авт.-сост.Ю. В. Щербакова, С. Г. Зубанова.-М.: Глобус, 2007.-175с.

3.                  Удовольствие –в игре:Сборник /сост. И. Борне- Кляйн, М. Арндт, В. Зингер.-М.: Знание,1983.-96с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle