Библиографическое описание:

Прокофьев Д. В. Формирование этических, эстетических, художественно-эстетических установок как основа социальной ответственности студентов педагогического направления в учебно-воспитательной деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 167-169.

В статье представлена концепция формирования социальной ответственности студентов: дано описание подходов (философско-педагогический, аксиологический, культурологический, личностно-деятельностный). Выявляются духовные детерминанты реализации культурно-антропологической идеи становления профессионально-личностного роста студента.

Ключевые слова:ценностные ориентации, компетентностный подход, воспитательная система, духовно-нравственное воспитание, познавательная потребность.

 

The article considers the conception of forming social responsibility of student. It describes both the approaches (philosophical-pedagogical, axiological, culturological, personally active). The article discloses spiritual determinants of culture-anthropologic concept of professional personal formation of students.

Keywords:orientation to material and spiritual values, competence approach, educational system, spiritual-moral upbringing, needs to know.

 

В сознании общества всегда жила мысль о высокой социальной миссии воспитателя, педагога, ибо он творец современного социального прогресса. Современный социальный прогресс тесно связан с содержательным анализом конкретного исторического отрезка времени. Оно включает в себя все явления, все процессы, все события характерные для данного времени, а также явления, связанные с культурой общества, с его духовно-нравственным потенциалом. Вся область духовной жизни личности впитывает в себя те непреходящие ценности, которые передаются из поколения в поколение в процессе воспитания и образования. И формирование ценностных ориентаций на произведениях искусства у будущих воспитателей детского сада и педагогов общеобразовательной школы является важнейшим условием преодоления негативных явлений в культуре, образовании. Круг интересов подлинного педагога, подлинного воспитателя не может ограничиться лишь его специальностью. В его профессии больше, чем в какой-либо другой, сочетаются и педагогическое мастерство, и творческое совершенство, опирающееся на всесторонне образование. К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и благо» [5, с.32].

Формирование социальной ответственности у будущего воспитателя и педагога является основой в становлении компетентного специалиста. Это нашло отражение в новых требованиях к выпускникам вузов: «Новое понимание высшего профессионального образования в контексте компетентностного подхода предполагает интеграцию становления компетентного специалиста с формированием его как социально ответственной личности, способной раскрыть социальные и психологические механизмы реального функционирования произведений искусства в жизни подрастающего поколения» [2]. В педагогической практике формирование у студентов качественного художественного образования нивелировано, т. е. приведено к одному уровню, к одному образцу, к сглаживанию различий, особенностей. Перед студентом, будущим педагогом, воспитателем стоит одна из сложнейших задач: духовно-творческое освоение действительности, ориентация на ценностно-смысловое развитие личности ребенка. Известно, что в планы художественно-эстетического воспитания входит: необходимость вырабатывания у студентов способности воспринимать социальную действительность как единство составляющих его процессов и явлений, в частности явлений, которые могут быть отнесены к художественной культуре общества; раскрытие в нём того, что опосредуется обществом как художественно-ценностное явление, умение не только понимать эти явления, но и оценивать творения искусства, сознательно бороться с негативными, пошлыми явлениями в искусстве.

Важным, на наш взгляд, является определение будущими воспитателями и педагогами роли искусства, его функционирования в жизни подрастающего поколения. Функционирование культуры, прежде всего, заключается в становлении, развитии, познании и совершенствовании человека и общества. «Поскольку художественно-образное освоение действительности представляет собой, как уже говорилось, синтетическое единство четырех основных видов человеческой деятельности — познания, ценностной ориентации, преобразования мира и общение людей, постольку существует четыре функции художественного творчества: по отношении к действительности это познавательная, оценочная, преобразовательная, а по отношению к человеку — функция коммуникативная» [3, с.14]. Человечество всегда будет осваивать действительность, познавать её средствами искусства, стремиться к более полному освоению познанного. Сложность в том, что в реальной жизни искусство всегда связано с социальными установками, которые определяют степень освоения ценностей, заложенных в произведениях искусства. Следовательно, социальная природа искусства, эффективность воздействия его на человечество находятся в самой тесной связи, и зависят от экономического, политического, культурно-просветительского состояния общества. Специфика решения этих вопросов во многом определяются господствующими в этот период в России духовно-нравственными становлениями личности педагога, его этических, эстетических, художественно-эстетических установок, взглядов, суждений, мировоззренческой позиции, формируя качественно иные признаки организации жизнедеятельности. Возникает необходимость расширения в педагогическом образовании поля культурно-просветительского знания, которое может выполнять не только познавательную, развивающую функции, но и сыграть сегодня решающую роль в становлении и развитии педагогического образования. Пути совершенствования и преобразования учебно-воспитательной деятельности, связанные с художественным образованием и воспитанием, в частности, с музыкальным, чаще всего декларируются как всестороннее развитие личности. Осмысление этой проблемы как конкретного целенаправленного процесса на освоение педагогом любой специальности ценностей сокровищницы мирового искусства в очередной раз оказалась представленной самой себе. А ведь этот целенаправленный процесс требует определенного, доказанного программного решения, методологического обоснования, универсальных способов распространения и утверждения социальной ответственности, социальной компетентности студентов педагогического направления. Надо признать, что именно лишение современной педагогики глубокой художественно-эстетической основы заставило остро почувствовать образовавшуюся пустоту и обратиться к художественному просвещению, как к способу освоения мира ценностей, как способу формирования духовно-нравственного мира человека, его мыслительной деятельности.

Воспитание высокого уровня культуры, связанного с её непреходящими ценностями, с педагогической гуманистической направленностью, с расширением культурного пространства студента, общей культурой, педагогической культурой и, наконец, как непременное условие — принятие, понимание значения роли высокого искусства в жизни человека. Мы должны отметить, что существующая практика обучения в педагогических ВУЗах не обеспечивает в должной мере тех необходимых условий, которые могли бы способствовать высокому общественному назначению учителя, творцу современного социального прогресса. «Ведь педагогика — наука и искусство совершенствования личности. Личности как единства физического и духовного, унаследованного и приобретенного, биологического и социального, соматического и психического. Речь идет о взаимодействии человека воспитуемого и человека воспитывающего». [1. с. 13–14].

В современных условиях педагогическое образование начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как особая форма духовно-практической деятельности. За длительный период своего существования педагогическое образование превратилось в фундаментальную категорию социальной жизни, его мы осмысливаем как историко-культурный феномен, ибо процесс, результат образования есть условие развития не только материальной, но и духовной жизни каждого конкретного человека. Формирование творческой активности будущего педагога не есть стихийный процесс. Этот процесс требует целенаправленного стимулирования определенных способностей, знаний, умений, созидательных устремлений, потребности в развитии своих возможностей, ибо в деле воспитания и образования подрастающего человека все большее значение приобретает культура педагога в самом широком и многогранном смысле этого слова. Предполагать, что это уже давно известные идеи, известные принципы нет оснований. Однако надо отметить, что пути и способы формирования творческих возможностей будущих педагогов и воспитателей недостаточно осмыслены теорией и наукой, темпы научного построения таких путей часто не соответствуют росту потребности в них. А ведь исследования эффективности развития творческого потенциала педагога-воспитателя являются на современном этапе жизненно важным требованием общества. И если раньше педагог, воспитатель не имел острой практической потребности в изучении художественного творчества, в освоении ценностей мировой сокровищнице искусства, то сегодня это требование порождено качественным скачком, резким сдвигом в типе социальной стимуляции исследований художественного творчества, где особая роль принадлежит педагогической науке и ей исследовательской мысли. В силу этого в любом обществе ценностное отношение к шедеврам мирового искусства, ценностные ориентации личности являются объектом целенаправленного образования и воспитания. «Цель образования… передача как можно более полного объёма накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе» [4, с.163].

В итоге хотелось бы отметить, что формирование социальной ответственности студентов является проблемой государственного значения, и она требует решения её на государственном уровне.

 

Литература:

 

1.         Бим-Бад Б. М.. Педагогическая антропология» Изд. УРАО, М.; 1998, с.13–14. (приб.стр.4).

2.         Законопроект «Об образовании в Российской Федерации»: http://www. rg.ru/2010/12/01/obrazovanie-dok.html..

3.         Каган М. С. Социальные функции искусства. Общество «Знание» РСФСР. Л.; 1978, с.14.

4.         Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. Изд. центр «ACADEMA». М.; 2000, с.163.

5.         Ушинский К. Д.. Собрание соч., т. 2, М. 1977, с. 32.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle