Библиографическое описание:

Слепенькин А. Е. Современные аудиовизуальные и информационные технологии в образовании [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 132-134.

В 2001 году была принята Концепция модернизации российского образования, практической целью которой является разработка конкретных мер по обеспечению доступности качественного профессионального образования.

Во всех странах мира, независимо от уровня их экономического развития, решаются такие проблемы как увеличение доступа людей к образованию на любом этапе их жизненного пути при наличии разных стартовых возможностей и потребностей; обеспечение качества профессионального образования, отвечающего требованиям, предъявляемым развивающимся обществом и рыночной экономикой; построение современной системы повышения квалификации специалистов, так как самообразование методом проб и ошибок (для многих - это основной путь профессионального роста) может дать непредсказуемый результат.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

На разных стадиях своего развития общество предъявляло все более новые стандарты, требование к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

На протяжении всей своей жизни человек взаимодействует с окружающим миром, принимая информацию о ней и от него с помощью своих пяти органов чувств. По мнению М.Маклая, одного из популярных социологов ХХ века, человек воспринимает реальность не такой, какова она есть, а такой, какой она «подается» средствами коммуникации. Сегодняшний мир – это визуально ориентированный мир, мир виртуальных возможностей и информационных технологий. Поэтому телевидение и видео стали привлекать аудиторию не только в качестве развлечения, но и активно использоваться с познавательной целью во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

Бурное развитие средств информации изменило дидактический ландшафт, ученическую аудиторию: повысился общий интеллектуальный уровень обучаемых. Современный ученик – это поколение полностью воспитанное под влиянием информационных технологий. Хотим мы этого или нет, но сегодня школа, колледж, вуз значительно уступает средствам массовой информации в формировании естественнонаучной картины мира. Любая перспективная система образования уже не может ориентироваться только на учителя – как единственного источника учебной информации. Сегодня его роль заключается, прежде всего, в организации познавательного процесса, всестороннем развитии учащихся. Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов – телевидение, видео, средства мультимедиа. Их применение в учебно-воспитательном процессе позволит значительно повысить эффективность наглядности в обучении, полнее и точнее информировать студентов об изучаемом предмете или явлении, расширять арсенал методических приемов педагога в учебном процессе изложения знаний.

Информационная картина мира представляет собой свод информации, позволяющей адекватно воспринимать окружающий объективный мир и взаимодействовать с ним, выбирать собственное информационное пространство и личную информационную среду, через которую с помощью системы прямых и обратных информационных связей влиять на природу и общество, решать массу проблем, включая глобальные. В настоящий период развития общества любая деятельность человека представляет собой процесс сбора информации, принятия на ее основе решений и их выполнение.

Объективные потребности развития современного общества обусловили создание и применение в системе образования различных средств обучения.

Аудиовизуальная система обучения (АВСО) (иначе говоря – «слухозрительные» от лат. audire слышать и visuails зрительный) особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процесс, включающая экранные и звуковые пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации.

Подразделяются на (по классификации Ляховицкого):

- визуальные (зрительные) средства (видеограммы) – рисунки, таблицы, схемы, репродукции с произведений живописи, транспаранты, диафильмы, диапозитивы;

- аудитивные (слуховые) средства (видеограммы) – грамзапись, магнитозапись, радиопередатчик;

- собственно аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства (видеограммы) – кино, теле и диафильмы со звуковым сопровождением, программы для ЭВМ.

Аудиовизуальные средства обучения могут быть:

- учебными, специально предназначенными для занятий языком и содержащими методически обработанный учебный материал (наглядные пособия);

- учебными, созданными для занятий по другим дисциплинам, но привлекаемыми в качестве учебных материалов по языку (средства наглядности);

- естественными средствами массовой коммуникации, включаемыми в учебный процесс.

Дидактические особенности аудиовизуальных средств обучения:

- высокая информационная насыщенность;

- рационализация преподнесения учебной информации;

- показ изучаемых явлений в развитии, динамики;

- реальность отображения действительности.

Аудиовизуальные средства обучения являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информационной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих эмоциональный фон педагогического процесса.


Литература:

  1. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие / Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001.

  2. Выгорский Л.С. Педагогическая психология / под ред.В.В.Давыдова. /М.: Педагогика,1991.

  3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании /М.: Педагогика,2002.

  4. Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании /СПб.: СПбГУКиТ,2004.

  5. Розин М.В. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир /М.:Владос,1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle