Библиографическое описание:

Атаханова С. О. О педагогической сущности формирования здорового мышления [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 13-15.

За годы независимости в Узбекистане формирование у молодого поколения здорового сознания (как физическое, так и морально-духовное) успело превратиться в приоритетную задачу общественного строительства и гражданского общества, в главное направление проводимой государственной политики. Идея здорового сознания была оценена и продвигалась в качестве (1) неотъемлемой части воспитания гармонично развитого поколения, (2) как ценность духовно-нравственных национальных традиций, в качестве (3) основного содержания национальной инновационной педагогики, (4) основного источника сохранения национального генофонда, (5) жизненной необходимости формирования человека. Поэтому, во всех сферах социальной, экономической, духовной и идеологической жизни общества проводилась пропаганда и агитация идей здорового сознания, здоровое сознание было обозначено функциональной задачей социальных, экономических и политических реформ, и реформ, проводимых в сфере образования. Здоровое сознание превратилось в важнейшую и желаемую архизадачу процесса создания нового демократического и гражданского общества, жизненной потребностью и нормой активной жизнедеятельности человека.

Как было отмечено Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым “Когда речь идет о здоровом поколении, лично я, прежде всего, понимаю здоровое потомство, не только сильное физически, но и также поколение со здоровым духом, здоровым сознанием, стойким убеждением, понимаю поколение патриотов - поколение эрудированное, высоконравственное, смелое. Великое государство может построить только здоровая нация, здоровое поколение».1

Следовательно, постольку, поскольку идея здорового поколения определяется приоритетной задачей современного общества, для воспитания подрастающего поколения здоровым и гармонично развитым потомством, прежде всего, необходимо формировать в них здоровое сознание.

Здоровое сознание состоит из слагаемых социальных, экономических и моральных ценностей, направленных на защиту медицинского, физического, духовного, морального, и идеологического здоровья человека, имеющих собственные исторические особенности, по сути, оно равняется сложению идей, воззрений, понятий, действий, знаний, опыта, навыков, и готовности к деятельности, направленных на защиту и обеспечение здоровья человека.

В вопросах воспитания гармонично развитого поколения, который является общенациональной идеологией современного Узбекистана, и особенно рассматриваемой тематики – педагогической сущности формирования здорового сознания, проявляются ряд её особенностей.

Во-первых, В Республике Узбекистан, с первых лет независимости, ориентация на здоровое и гармонично развитое поколение развивалось в соответствии с принципами создания демократического гражданского общества и правового государства. Он был определен одним из приоритетных направлений государственной политики. Идея здорового поколения в Узбекистане воплотила в себя (а) исторические национальные традиции, (б) современные воззрения, (в) передовые общечеловеческие установки. В этой связи, важно, чтобы понятие здорового сознания для нас воплотило в себя качественные особенности здорового, как в идеологическом, так и социальном, так и физическом отношениях, сознания, связанного с развитием демократического и гражданского общества. Это с одной стороны. А с другой, он должен превратиться в сознание поколений, нынешнего поколения, которое готовится к активной жизни, и дальнейших поколений, чтобы регенерировать его из поколения в поколение.

Во-вторых, развитие науки, ускоренный рост медицинских, социологических, гуманитарных наук в современном мире, вместе с тем, наличие в узбекской истории религиозно-эстетических и моральных воззрений сформировавшихся в течение тысячелетий по вопросу здорового сознания, ставит ребром вопрос об их переосмыслении, освещении, систематизации, отборе соответствующих современности идей, и доведении новому поколению совместно с последними инновационными взглядами на здоровье и его защиту. Следовательно, важной задачей на сегодняшний день является критический пересмотр и широкая пропаганда имеющихся точек зрения по вопросу здорового сознания через призму национальных и общечеловеческих ценностей.

В-третьих, здоровое сознания требует своего практического внедрения. То есть внедрения в жизнь многомиллионного населения, внедрения в жизнь конкретных людей. Здоровое сознание не может оставаться только сознанием. Оно в последующих этапах должна находить этап собственного применения на уровне здоровой культуры, здорового бытия, здорового образа жизни. Сознание лишь тогда может убедительно доказывать свою эффективность, когда оно практически применялось в конкретной человеческой жизни и приносило пользу ему и окружающим. Следовательно, сущность категории здорового сознания заключается в правильном осознании и выборе его педагогической системы и процессов, вместе с тем в решении вопроса какими путями, средствами, методами следует формировать здоровое сознание.

В узбекском национально-ментальном сознании идеи направленные на здоровье существовали во все времена, и они широко пропагандировались. В семьях воспитывали детей в традициях защиты своего здоровья и здоровья своих близких, избегания различных стрессовых ситуаций, охраны здоровья от всех нежелательных явлений, которые могли бы причинить вред здоровью. Так, первой молитвой узбеков перед началом трапезы у дастархана до сих пор являются слова «Пусть будет мир, благополучие и здоровье!». Триединство идей «мира, благополучия и здоровья» из поколения в поколение взращивалось в сознании людей. Любую работу, любую деятельность узбеки традиционно начинают и заканчивают словами “саломатлик” – здоровье. К человеку, который здоров проявлялось доброжелательное и уважительное отношение. То есть, люди и себе желали такого же здоровья. Люди в праздные дня желали друг другу быть здоровыми и приучали этому подрастающее поколение.

В структуре исторически ценностей узбеков, уходящих вглубь веков, свое яркое отражение всегда находили две грани понятия здоровья. Это: (1) телесное здоровье и (2) здоровое морально-духовное сознание. Телесное здоровье воплощает в себе параметры медицинского и физического здоровья человека, а морально-духовное здоровье отражает параметры здоровья духа. Человеческая сердечность у узбеков означает человеческое отношение к другим, почтительность, уважение, открытость и задушевность в общении, гостеприимство, радушие, мирная и спокойная жизнь, практическое воплощение этих качеств в жизнь и превращение этих ценностей в жизненную норму.

Для узбеков понятие здорового сознания проявляется в своем истинном смысле лишь в случае полного охвата указанных обеих граней. Без моральной целостности - нет и настоящего физического здоровья. Поэтому понятие здорового сознания в системе национальных ценностей узбеков имеет свою высокую позицию, его критерии всесторонне разработаны в системе ценностей человеческой морали, этики и эстетики.

Таким образом, будет правильным, если мы здоровое сознание определим как историко-социальную, философско-психологическую, морально-эстетическую категорию. Также следует подчеркнуть, содержание здорового сознания в соответствии с духом времени, постоянно развиваясь и совершенствуясь, впитывает в себе новые знания и опыт, достижения медицинской науки, возможности здорового образа жизни, все новшества касательно прогресса общества. Доказательством тому является то, что в годы независимости после пропаганды большинство людей сознательно перешли на путь защиты себя от таких социальных болезней как зоб, анемия, туберкулез, знают основные признаки и причины возникновения этих болезней, и поэтому количество указанных болезней идет на снижение, а также можно указать на осознание женщинами значимости материнского молока в укреплении иммунной системы ребенка. В результате пропаганды и агитации медицинских знаний среди широких слоев населения осуществлен успешный необходимый сдвиг в пользу здорового сознания населения.

Следовательно, (1) меняющееся социально-экономическое бытие, развитие науки, глобализация, современные экологические, финансовые, идеологические угрозы – все это постоянно обогащает, изменяет содержание понятия здорового сознания. (2) требованием глубокой реформы в системе образования, проводимой в Республике Узбекистан и задачей формирования системы национального образования является задача интеграции в систему образования все новые значения меняющегося и совершенствующегося понятия здорового сознания, постоянное обогащение его содержания, и формирование здорового сознания в мышлении учащихся, учителей и студенчества. (3) Задача формирования здорового сознания требует от компетентных в данной сфере социально-политических структур и институтов – в том числе, (а) системы образования, то есть школ, системы высшего образования; (б) семьи, то есть родителей, членов семьи и детей; (в) медицинских и оздоровительных учреждений; и наконец, (г) негосударственной системы, например, махалли организовать все действия направленные на формирование здорового сознания у широких слоев населения.

С этой точки зрения, здоровое сознание проявляется как один из важнейших социально-философских и педагогико-психологических идей современности. Владение здоровым сознанием является морально-этическим качеством, которое эффективно формируется в процессе целенаправленного учебно-воспитательного процесса.

Обладание здоровым сознанием занимает одну из важнейших мест в совершенствовании индивидуума в качестве личности. Ибо с момента рождения ребенка вопрос о его здоровье становится первейшей задачей, потребностью и стремлением семьи. Однако важным при этом является не столько забота о создании условий по защите его здоровья проявляемое семьей, школой, организуемое социальной атмосферой, сколько формирование в самом ребенке сознания, направленного на защиту своего здоровья. Ибо только при наличии в человеке здорового сознания, возможно создание в социальной среде в котором он проживает, полных условий для самозащиты здоровья, потенциальных возможностей для того, чтобы он мог встать на путь охраны своего здоровья. Здоровье является такой ценностью, которую может в полном смысле этого понятия защитить сам человек, являющийся его владельцем. А полная защита своего здоровья под силу только человеку, обладающему здоровым сознанием.

Вообще-то, здоровое мышление и различные педагогические концепции его формирования, возрастные особенности здорового мышления и вопросы педагогических методик в его формировании требует всестороннего научного изучения. Необходимо подчеркнуть, педагогические концепции формирования здорового сознания у студенческой молодежи высших учебных заведений по настоящее время не исследованы.

В связи с тем, что с первых лет независимости в Узбекистане ориентация на здоровое и гармонично развитое поколение было признано государственно важной задачей, в национальной педагогике были проведены ряд научных исследований по вопросам здорового образа жизни, педагогических основ защиты здоровья, требованиях и процедуре гигиены. Данные исследования послужили причиной для пересмотра содержания педагогической науки в свете новых требований.

В этом плане проведены определенные изыскания учеными нашей страны и зарубежных стран. В частности, философские аспекты зрелого человека, личностной морали, основ нравственности и проблем здорового образа жизни рассмотрены в трудах Т.Махмудова, С.Отамуродова, А. Очилдиева, Ж.Туленова, С.Шермухамедова, Э.Юсупова, А.Эркаева, У.Корабоева; пропаганда здорового образа жизни в различных этапах образования в изысканиях О.Мусурмоновой, Д.Шариповой, Э.Сейтхалилова, Ф.Абдурахимовой, Т.Улматкулова; отдельные психологические особенности в исследованиях Г.Шоумарова, В.Каримовой, Э.Гозиева, Н.Сафоева, З.Нишоновой; непосредственно педагогические аспекты проблемы в научных работах М.Очилова, О.Мусурмоновой, С.Нишоновой, М.Иномовой, У.Маҳкамова, Н.Ортиқова, С.Очилова, М.Куронова, З.Исмаиловой, Г.Ибрагимовой, Д.Рузиевой, С.Юлдашевой.

В частности, глубоко изучены такие вопросы, как педагогические основы оздоровительного направления учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах Республики Узбекистан (Э.Сейтхалилов), педагогические основы подготовки девушек к испытаниям в махаллях на основе здорового образа жизни (Ф.Абдурахимова), научно-педагогические основы формирования национальной гордости у студентов высших учебных заведений (Д.Рузиева), педагогические основы формирования идеологического иммунитета студенческой молодежи на примере духовно-просветительской работы (З.Косимова), повышение духовно-просветительской активности студентов (К. Куронбоев).

В годы независимости понятие здорового сознания изучалось и разъяснялось в рамках духовности и просветительства, зрелого человека, гармонично развитого поколения, гигиены человека, медицинского, физической и духовной защиты и совершенства человека, идеологический бдительности, воспитания молодежи, национального сознания и национальной гордости в сознании молодежи. Отдельные грани современного содержания здорового сознания в качестве социально-политической категории были некоторым образом проанализированы узбекскими учеными. За данный период происходил процесс перехода понятия здорового сознания от чисто медицинской и физический категории к категории идеологической, социальной, философской, духовной. Здоровое сознание было пересмотрено, сформировано и развито в непосредственной связи с переосмыслением таких понятий, как патриотизм, верность, национальное сознание и национальная идеология, религиозное и культурное благодушие, культурное разнообразие, социальное равенство, права человека, идеологическая бдительность, самосознание.

Но, несмотря на это, тема здорового сознания в нашей стране является одной из сфер переосмысления и изучения.


1 Каримов И.А. Ёшларимиз халқимизнинг ишончи ва таянчи. -Т.:Маънавият, 2006, 5-6 стр.



Основные термины: здорового сознания, здорового образа жизни, понятие здорового сознания, формирования здорового сознания, понятия здорового сознания, здоровое сознание, формирование здорового сознания, вопросу здорового сознания, сущности формирования здорового, здорового поколения, поколения здорового сознания, Идея здорового, Идея здорового сознания, Здоровое сознание, идей здорового сознания, здорового мышления, особенности здорового, категории здорового сознания, здорового сознания населения, содержание здорового сознания

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle