Библиографическое описание:

Атаханова С. О. О педагогической сущности формирования здорового мышления [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 13-15.

За годы независимости в Узбекистане формирование у молодого поколения здорового сознания (как физическое, так и морально-духовное) успело превратиться в приоритетную задачу общественного строительства и гражданского общества, в главное направление проводимой государственной политики. Идея здорового сознания была оценена и продвигалась в качестве (1) неотъемлемой части воспитания гармонично развитого поколения, (2) как ценность духовно-нравственных национальных традиций, в качестве (3) основного содержания национальной инновационной педагогики, (4) основного источника сохранения национального генофонда, (5) жизненной необходимости формирования человека. Поэтому, во всех сферах социальной, экономической, духовной и идеологической жизни общества проводилась пропаганда и агитация идей здорового сознания, здоровое сознание было обозначено функциональной задачей социальных, экономических и политических реформ, и реформ, проводимых в сфере образования. Здоровое сознание превратилось в важнейшую и желаемую архизадачу процесса создания нового демократического и гражданского общества, жизненной потребностью и нормой активной жизнедеятельности человека.

Как было отмечено Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым “Когда речь идет о здоровом поколении, лично я, прежде всего, понимаю здоровое потомство, не только сильное физически, но и также поколение со здоровым духом, здоровым сознанием, стойким убеждением, понимаю поколение патриотов - поколение эрудированное, высоконравственное, смелое. Великое государство может построить только здоровая нация, здоровое поколение».1

Следовательно, постольку, поскольку идея здорового поколения определяется приоритетной задачей современного общества, для воспитания подрастающего поколения здоровым и гармонично развитым потомством, прежде всего, необходимо формировать в них здоровое сознание.

Здоровое сознание состоит из слагаемых социальных, экономических и моральных ценностей, направленных на защиту медицинского, физического, духовного, морального, и идеологического здоровья человека, имеющих собственные исторические особенности, по сути, оно равняется сложению идей, воззрений, понятий, действий, знаний, опыта, навыков, и готовности к деятельности, направленных на защиту и обеспечение здоровья человека.

В вопросах воспитания гармонично развитого поколения, который является общенациональной идеологией современного Узбекистана, и особенно рассматриваемой тематики – педагогической сущности формирования здорового сознания, проявляются ряд её особенностей.

Во-первых, В Республике Узбекистан, с первых лет независимости, ориентация на здоровое и гармонично развитое поколение развивалось в соответствии с принципами создания демократического гражданского общества и правового государства. Он был определен одним из приоритетных направлений государственной политики. Идея здорового поколения в Узбекистане воплотила в себя (а) исторические национальные традиции, (б) современные воззрения, (в) передовые общечеловеческие установки. В этой связи, важно, чтобы понятие здорового сознания для нас воплотило в себя качественные особенности здорового, как в идеологическом, так и социальном, так и физическом отношениях, сознания, связанного с развитием демократического и гражданского общества. Это с одной стороны. А с другой, он должен превратиться в сознание поколений, нынешнего поколения, которое готовится к активной жизни, и дальнейших поколений, чтобы регенерировать его из поколения в поколение.

Во-вторых, развитие науки, ускоренный рост медицинских, социологических, гуманитарных наук в современном мире, вместе с тем, наличие в узбекской истории религиозно-эстетических и моральных воззрений сформировавшихся в течение тысячелетий по вопросу здорового сознания, ставит ребром вопрос об их переосмыслении, освещении, систематизации, отборе соответствующих современности идей, и доведении новому поколению совместно с последними инновационными взглядами на здоровье и его защиту. Следовательно, важной задачей на сегодняшний день является критический пересмотр и широкая пропаганда имеющихся точек зрения по вопросу здорового сознания через призму национальных и общечеловеческих ценностей.

В-третьих, здоровое сознания требует своего практического внедрения. То есть внедрения в жизнь многомиллионного населения, внедрения в жизнь конкретных людей. Здоровое сознание не может оставаться только сознанием. Оно в последующих этапах должна находить этап собственного применения на уровне здоровой культуры, здорового бытия, здорового образа жизни. Сознание лишь тогда может убедительно доказывать свою эффективность, когда оно практически применялось в конкретной человеческой жизни и приносило пользу ему и окружающим. Следовательно, сущность категории здорового сознания заключается в правильном осознании и выборе его педагогической системы и процессов, вместе с тем в решении вопроса какими путями, средствами, методами следует формировать здоровое сознание.

В узбекском национально-ментальном сознании идеи направленные на здоровье существовали во все времена, и они широко пропагандировались. В семьях воспитывали детей в традициях защиты своего здоровья и здоровья своих близких, избегания различных стрессовых ситуаций, охраны здоровья от всех нежелательных явлений, которые могли бы причинить вред здоровью. Так, первой молитвой узбеков перед началом трапезы у дастархана до сих пор являются слова «Пусть будет мир, благополучие и здоровье!». Триединство идей «мира, благополучия и здоровья» из поколения в поколение взращивалось в сознании людей. Любую работу, любую деятельность узбеки традиционно начинают и заканчивают словами “саломатлик” – здоровье. К человеку, который здоров проявлялось доброжелательное и уважительное отношение. То есть, люди и себе желали такого же здоровья. Люди в праздные дня желали друг другу быть здоровыми и приучали этому подрастающее поколение.

В структуре исторически ценностей узбеков, уходящих вглубь веков, свое яркое отражение всегда находили две грани понятия здоровья. Это: (1) телесное здоровье и (2) здоровое морально-духовное сознание. Телесное здоровье воплощает в себе параметры медицинского и физического здоровья человека, а морально-духовное здоровье отражает параметры здоровья духа. Человеческая сердечность у узбеков означает человеческое отношение к другим, почтительность, уважение, открытость и задушевность в общении, гостеприимство, радушие, мирная и спокойная жизнь, практическое воплощение этих качеств в жизнь и превращение этих ценностей в жизненную норму.

Для узбеков понятие здорового сознания проявляется в своем истинном смысле лишь в случае полного охвата указанных обеих граней. Без моральной целостности - нет и настоящего физического здоровья. Поэтому понятие здорового сознания в системе национальных ценностей узбеков имеет свою высокую позицию, его критерии всесторонне разработаны в системе ценностей человеческой морали, этики и эстетики.

Таким образом, будет правильным, если мы здоровое сознание определим как историко-социальную, философско-психологическую, морально-эстетическую категорию. Также следует подчеркнуть, содержание здорового сознания в соответствии с духом времени, постоянно развиваясь и совершенствуясь, впитывает в себе новые знания и опыт, достижения медицинской науки, возможности здорового образа жизни, все новшества касательно прогресса общества. Доказательством тому является то, что в годы независимости после пропаганды большинство людей сознательно перешли на путь защиты себя от таких социальных болезней как зоб, анемия, туберкулез, знают основные признаки и причины возникновения этих болезней, и поэтому количество указанных болезней идет на снижение, а также можно указать на осознание женщинами значимости материнского молока в укреплении иммунной системы ребенка. В результате пропаганды и агитации медицинских знаний среди широких слоев населения осуществлен успешный необходимый сдвиг в пользу здорового сознания населения.

Следовательно, (1) меняющееся социально-экономическое бытие, развитие науки, глобализация, современные экологические, финансовые, идеологические угрозы – все это постоянно обогащает, изменяет содержание понятия здорового сознания. (2) требованием глубокой реформы в системе образования, проводимой в Республике Узбекистан и задачей формирования системы национального образования является задача интеграции в систему образования все новые значения меняющегося и совершенствующегося понятия здорового сознания, постоянное обогащение его содержания, и формирование здорового сознания в мышлении учащихся, учителей и студенчества. (3) Задача формирования здорового сознания требует от компетентных в данной сфере социально-политических структур и институтов – в том числе, (а) системы образования, то есть школ, системы высшего образования; (б) семьи, то есть родителей, членов семьи и детей; (в) медицинских и оздоровительных учреждений; и наконец, (г) негосударственной системы, например, махалли организовать все действия направленные на формирование здорового сознания у широких слоев населения.

С этой точки зрения, здоровое сознание проявляется как один из важнейших социально-философских и педагогико-психологических идей современности. Владение здоровым сознанием является морально-этическим качеством, которое эффективно формируется в процессе целенаправленного учебно-воспитательного процесса.

Обладание здоровым сознанием занимает одну из важнейших мест в совершенствовании индивидуума в качестве личности. Ибо с момента рождения ребенка вопрос о его здоровье становится первейшей задачей, потребностью и стремлением семьи. Однако важным при этом является не столько забота о создании условий по защите его здоровья проявляемое семьей, школой, организуемое социальной атмосферой, сколько формирование в самом ребенке сознания, направленного на защиту своего здоровья. Ибо только при наличии в человеке здорового сознания, возможно создание в социальной среде в котором он проживает, полных условий для самозащиты здоровья, потенциальных возможностей для того, чтобы он мог встать на путь охраны своего здоровья. Здоровье является такой ценностью, которую может в полном смысле этого понятия защитить сам человек, являющийся его владельцем. А полная защита своего здоровья под силу только человеку, обладающему здоровым сознанием.

Вообще-то, здоровое мышление и различные педагогические концепции его формирования, возрастные особенности здорового мышления и вопросы педагогических методик в его формировании требует всестороннего научного изучения. Необходимо подчеркнуть, педагогические концепции формирования здорового сознания у студенческой молодежи высших учебных заведений по настоящее время не исследованы.

В связи с тем, что с первых лет независимости в Узбекистане ориентация на здоровое и гармонично развитое поколение было признано государственно важной задачей, в национальной педагогике были проведены ряд научных исследований по вопросам здорового образа жизни, педагогических основ защиты здоровья, требованиях и процедуре гигиены. Данные исследования послужили причиной для пересмотра содержания педагогической науки в свете новых требований.

В этом плане проведены определенные изыскания учеными нашей страны и зарубежных стран. В частности, философские аспекты зрелого человека, личностной морали, основ нравственности и проблем здорового образа жизни рассмотрены в трудах Т.Махмудова, С.Отамуродова, А. Очилдиева, Ж.Туленова, С.Шермухамедова, Э.Юсупова, А.Эркаева, У.Корабоева; пропаганда здорового образа жизни в различных этапах образования в изысканиях О.Мусурмоновой, Д.Шариповой, Э.Сейтхалилова, Ф.Абдурахимовой, Т.Улматкулова; отдельные психологические особенности в исследованиях Г.Шоумарова, В.Каримовой, Э.Гозиева, Н.Сафоева, З.Нишоновой; непосредственно педагогические аспекты проблемы в научных работах М.Очилова, О.Мусурмоновой, С.Нишоновой, М.Иномовой, У.Маҳкамова, Н.Ортиқова, С.Очилова, М.Куронова, З.Исмаиловой, Г.Ибрагимовой, Д.Рузиевой, С.Юлдашевой.

В частности, глубоко изучены такие вопросы, как педагогические основы оздоровительного направления учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах Республики Узбекистан (Э.Сейтхалилов), педагогические основы подготовки девушек к испытаниям в махаллях на основе здорового образа жизни (Ф.Абдурахимова), научно-педагогические основы формирования национальной гордости у студентов высших учебных заведений (Д.Рузиева), педагогические основы формирования идеологического иммунитета студенческой молодежи на примере духовно-просветительской работы (З.Косимова), повышение духовно-просветительской активности студентов (К. Куронбоев).

В годы независимости понятие здорового сознания изучалось и разъяснялось в рамках духовности и просветительства, зрелого человека, гармонично развитого поколения, гигиены человека, медицинского, физической и духовной защиты и совершенства человека, идеологический бдительности, воспитания молодежи, национального сознания и национальной гордости в сознании молодежи. Отдельные грани современного содержания здорового сознания в качестве социально-политической категории были некоторым образом проанализированы узбекскими учеными. За данный период происходил процесс перехода понятия здорового сознания от чисто медицинской и физический категории к категории идеологической, социальной, философской, духовной. Здоровое сознание было пересмотрено, сформировано и развито в непосредственной связи с переосмыслением таких понятий, как патриотизм, верность, национальное сознание и национальная идеология, религиозное и культурное благодушие, культурное разнообразие, социальное равенство, права человека, идеологическая бдительность, самосознание.

Но, несмотря на это, тема здорового сознания в нашей стране является одной из сфер переосмысления и изучения.


1 Каримов И.А. Ёшларимиз халқимизнинг ишончи ва таянчи. -Т.:Маънавият, 2006, 5-6 стр.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle