Библиографическое описание:

Егорова И. С., Михалкина Е. А. О самообразовании бакалавров физико-математического образования в условиях креативной образовательной среды [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 63-66.

Современная российская действительность характеризуется активно идущими процессами модернизации. В условиях глобальной информатизации и глобального рынка, интеграции мировой экономики, реализации долгосрочных планов развития экономики и социальной сферы, включения России в Болонский процесс потенциальный работодатель предъявляет к молодому специалисту новые требования. Сегодня, согласно Болонской декларации, профессионал должен быть: мобильным и конкурентоспособным, способным к принятию нестандартного решения и оценки его эффективности, к проектированию своей деятельности и дальнейшему саморазвитию. Как следствие, возникает необходимость реформ в сфере образования. Стратегической линией последних должно стать создание условий для освоения личностью новых способов деятельности и моделей мышления, что предполагает развитие у неё как критического, так и творческого отношения к миру.

Анализ государственных документов («Национальная доктрина образования РФ (2000 – 2025 гг»), «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» и др.) показал, что современная педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Основная цель образования формулируется как развитие креативных способностей учащихся, индивидуализация их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Достижение заявленной цели напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование учителя является необходимым условием его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Вместе с тем, способность учителя к самообразованию не формируется одновременно с получением диплома педагогического вуза. Это должен быть непрерывный, сознательный и специально организованный процесс, осуществляемый в ходе обучения различным профессиональным дисциплинам.

В основе такого непрерывного самообразования лежит процесс самообучения, обеспечивающий не только овладение способами приобретения необходимых знаний, но и формирование самостоятельности как профессионально значимого качества личности. Поэтому одной из важнейших задач высшей школы сегодня становится формирование готовности будущих специалистов к самообразованию и проявлению творческой активности.

В психолого-педагогической литературе отмечают тесную связь самообразования и саморазвития. Первое рассматривая как продукт обучения и высший уровень познавательной деятельности, как готовность личности выходить за пределы учебных требований, предъявляя к себе требования, обусловленные осознанием своих возможностей, новым отношением к себе и своей деятельности. Определяя самообучение через понятие "готовность", ряд исследователей (Н. М.Трофимова, Е. И. Еремина и др.) исходят из того, что это состояние личности, которое характеризуется способностью к выходу за пределы учебных требований в сферу свободной познавательной деятельности. Считаем, что высшим уровнем готовности личности к самообразованию является формирование креативной компетенции. При этом под креативностью будем понимать творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых идей.[3]

В то же время сложившаяся в практике образования система обучения студентов недостаточно ориентирована на развитие креативности учащихся и чаще выступает фактором, порождающим феномен выученной беспомощности (А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин и др.).

С позиций психологии проблема креативности рассматривается, как правило, в контексте общей теории творческих способностей и одаренности (Я.Л. Пономарев, Б.М. Теплов). Однако в настоящее время науке (психологии и особенно в педагогике) характер связи креативности с различными подструктурами личности мало изучен. В.Н. Дружинина отмечал, что креативность в процессе своего развития может становиться «глубинным свойством личности», но далеко не всегда реализуется в практике обучения и воспитания. Остается актуальным вопрос о понятии, структуре и педагогических условиях формирования креативности как интегративного личностного качества в процессе обучения студента в вузе.

В данной работе остановимся на проблеме формирования креативной компетенции у бакалавра физико-математического образования.

Под креативностью будем понимать творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых идей. Креативную компетенцию рассматривать как способность к творчеству.

В структуре данной компетенции нами было определено 4 компонента: когнитивный (умение использовать математические знания для решения профессиональных творческих задач); мотивационный (наличие системы мотивов, лежащих в основе положительного отношения к творческой деятельности); деятельностный (совокупность таких специальных качеств, как умение формулировать проблему, креативно подойти к ее решению; владение методиками развития творческих способностей учеников через математические знания; умение творчески использовать накопленный опыт и создавать новые методики); рефлексивный (рефлексия по поводу собственной творческой деятельности; рефлексия по поводу своей роли учителя в процессе выполнения учащимися заданий, направленных на формирование креативности).

Считаем, что развитие выделенных составляющих приведет к формированию креативной компетенции бакалавра Педагогического образования в целом на одном из трех уровней:

  • Пороговый уровень характеризует креативную компетенцию как не сформированную у студента; на занятиях он не проявляет интереса к творческим задачам, способен действовать только по стандартной предложенной схеме.

  • Типичный уровень показывает, что компетенция сформирована частично, студент проявляет интерес к творческой деятельности и может ее осуществлять совместно с другими участниками образовательного процесса.

  • Продвинутый уровень отличает сформированность творческой компетенции. Студент имеет высокую мотивацию на решение творческих задач, способен креативно воспользоваться имеющимися математическими знаниями, организовать творческую деятельность других участников образовательного процесса.[1]

Достижения высшего (продвинутого) уровня представляется возможным в специально организованной образовательную среде, способствующей формированию способности к самообразованию и развитию креативной компетенции бакалавра физико-математического образования – креативную образовательную среду.

Под средой в психолого-педагогической литературе подразумевают окружающие человека общественные, духовные и материальные условия его существования, формирования и деятельности. Если среда, непосредственно связанна с процессом обучения, воспитания, формирования и развития, то её называют образовательной средой. В такой среде образовательная среда создаются условия для формирования личности, в частности такого качества, как культурное самоопределение.[3]

Под креативной образовательной средой будем понимать образовательную среду, которая не только предоставляет возможность каждому обучающемуся на каждом образовательном уровне развить исходный творческий потенциал, но и пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку, называется. Основными требованиями к такой образовательной среде являются высокая степень неопределённости и проблемности, непрерывность и преемственность, принятие обучающегося и включение его в активную образовательную деятельность.

При создании креативной образовательной среды необходимо учитывать ряд принципов: приоритетное внимание к мотивационному обеспечению процесса обучения и самообучения; опора на процессы саморазвития и индивидуализация обучения; постепенное расширение сферы самостоятельности обучающихся и уменьшение доли педагогического руководства ими; обеспечение принятия обучающимся некоей роли в учебном процессе; обучение рациональным способам учебной деятельности и самостоятельного приобретения знаний; инициирование обучающегося к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений - рефлексии; ведущая ориентация на творчество в учении и познании; активизация совместной деятельности обучающихся; ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий. [2]

С учетом перечисленных принципов нами была разработана программа реализации модели развития креативности бакалавра физико-математического образования при изучении профессиональных дисциплин. Обучение математике обладает заметными преимуществами по сравнению с другими учебными предметами в плане интеллектуального и творческого развития будущих специалистов. Оно предоставляет возможность развивать такие качества мышления, которые позволят не только осваивать новые области знания и обеспечивать успешность профессиональной деятельности, но и приобретать опыт творческого развития. Наряду с абстрактностью, алгоритмичностью, логичностью, в ходе изучения математических дисциплин у студентов формируются также гибкость, оригинальность, широта и глубина мыслительной деятельности студента.

У авторов имеется опыт реализации модели формирования креативной компетенции бакалавра физико-математического образования при изучении дисциплины «Технологии и методики обучения математике». Выбор дисциплины обусловлен тем, что бакалаврам педагогического образования предстоит научить школьников осознанно идти по пути самообразования, самообучения, самовоспитания. И именно при изучении дисциплины «Технологии и методики обучения математике» студенты должны приобрести опыт подобной деятельности.

В реализации модели, наряду с традиционными (лекция, практическое занятие, групповая работа), используются следующие формы организации занятий: подготовленная лекция; поисковый семинар; семинар – презентация проектов; семинар – круглый стол. Среди методов обучения: дискуссия, дебаты, эвристическая беседа, взаимообучение, работа в микрогруппах, разыгрывание различных ситуаций («Поиск», «Будущий специалист»), проблемно-поисковое и проектное обучение.

В содержание обучения дисциплине «Технологии и методики обучения математике» мы включаем следующие задания, направленные на формирование составляющих креативной компетенции: задания, направленные на формирование определенных профессиональных умений; задания-ситуации, моделирующие профессиональную творческую деятельность учителя математики; ситуации реальной школьной практики, ориентирующих бу­дущих учителей математики на творческую педагогическую деятельность.
Остановимся подробнее на заданиях-ситуациях. Разработанный комплект ситуаций реальной школьной практики, ориентирует студента на творческую педагогическую деятельность. Такие задания составляются в соответствии с принципами: практичности (образовательный продукт, получаемый студентами в ходе работы с предлагаемой ситуацией, должен быть практически значимым, полезным в будущей профессио­нальной деятельности, ориентированным на школу «завтрашнего дня»); межпредметности (предлагаемые ситуации должны спо­собствовать системному усвоению знаний из разных областей; креативности (в предлагаемых студентам ситуациях должна содержаться проблема, имеющая вариативные пути решения, возможность для проявления студентами своих профессиональных позиций, склонностей, своего Я, отличных от принятых стандартных подходов к решению подобных ситуаций). [4]

Рассмотрим пример. На одном из практических занятий при изучении учебного модуля «Организация обучения математике» курса «Технологии и методики обучения математике» студентам предлагается задание-ситуация: «Представьте себя в роли преподавателя дисциплины «Технологии и методики обучения математики», анализирующего конспекты, составленные студентами. Проанализируйте данные конспекты и ответьте на ряд вопросов: учтены ли требования к составлению конспекта урока по математике (если нет, то какие не учтены); прослеживается ли в конспекте логика урока; какие возможны трудности при проведении урока по данному конспекту?» Молодые «преподаватели» должны подготовить и презентовать беседу со студентами по данным конспектам, в которой отражены плюсы и минусы, прокомментированы возможные затруднения при проведении урока и даны рекомендации по их преодолению.

Считаем, что изучение дисциплины «Технологии и методики обучения математике», организованное подобным образом формирует опыт креативной деятельности у студентов, способствует развитию креативной компетенции бакалавра физико-математического образования, а значит, формирует готовность к самообразованию и творческой активности.

Предложенная модель креативной образовательной среды, разработанная в рамках государственного образовательного стандарта послужит основой для разработки и реализации модели формирования креативной компетенции бакалавра Педагогического образования (ФГОС), что позволит удовлетворить социальный заказ общества в сфере подготовки будущих учителей математики.


Литература:

  1. Егорова И.С., Михалкина Е.А. О реализации модели формирования креативной компетенции бакалавра педагогического образования при изучении раздела «Дифференциальные уравнения». /Материалы Всероссийской конференции, посвященной 100-летию со дня рождения С.Эльдмана, (отв. ред. С.В. Ларин). – Красноярск: Издательство Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2010. – стр.109-113
  2. Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе / В. Н. Петрова // Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение". –2007. - №7.– http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/7/Petrova/

  3. Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра, 1997. – 540 с.

  4. Шкерина Л.В., Кейв М.А., Тумашева О.В. Моделирование креативной компетентностно-ориентированной образовательной среды бакалавра – будущего учителя: монография / Л.В. Шкерина, М.А.Кейв, О.В.Тумашева: Краснояр. пед. ун-ит им.В.П.Астафьева. – Красноярск, 2009. – 368с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle