Некоторые подходы к включению будущих педагогов-математиков в исследовательскую деятельность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

I международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Дата публикации: 02.12.2016

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Гусева, М. А. Некоторые подходы к включению будущих педагогов-математиков в исследовательскую деятельность / М. А. Гусева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 178-181. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11524/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье анализируются некоторые важные подходы к включению будущих педагогов-математиков в исследовательскую деятельность в рамках учебного плана подготовки бакалавров по направлению подготовки 050100 — Педагогическое образование (профиль «Математическое образование»).

Ключевые слова: исследовательская деятельность, педагог-исследователь, педагог-математик, педагогическое исследование

Реалии информационного общества таковы, что скорость роста информации в современном мире подчиняется экспоненциальному закону, одна лишь поисковая система Google обрабатывает около 24 петабайт данных каждый день [5]. В современном мире крайне важными представляются умения ориентироваться в потоках быстро меняющейся информации, анализировать и обрабатывать их, а также создавать новую информацию на основе уже имеющейся. В связи с этим, современная педагогическая реальность не представляется возможной без интеграции педагога в исследовательскую деятельность.

Начинающий педагог сталкивается с исследовательской деятельностью еще на этапе собственного обучения. Исследовательскую деятельность студентов в вузе традиционно принято разделять на учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую, каждая из которых имеет несколько подвидов в зависимости от своих целей. Оба вида, несмотря на различия, ответственны за формирование исследовательских компетенций студентов, критического мышления, научного восприятия мира и других качеств, важных как для собственной исследовательской деятельности педагога, так и для организации педагогом исследовательской деятельности своих учеников [1, с.88].

Одним из актуальных направлений профессиональной подготовки будущих педагогов становится стимулирование студентов к творческому подходу в профессиональной деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и применению инновационных методов обучения и воспитания. Формирование мотивации к исследовательской деятельности и ее навыков в стенах вуза происходит в рамках изучения профессиональных дисциплин и системы профессиональных практик.

Организация исследовательской деятельности бакалавров — будущих педагогов-математиков, обучающихся по направлению подготовки 050100 — Педагогическое образование (профиль «Математическое образование»), кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, построена на принципах последовательности, учета индивидуальных особенностей и склонностей студентов. Учитывая опыт кафедры и сложившуюся на механико-математическом факультете традицию подготовки учителей, которая выстроена у нас как университетский период становления профессиональной биографии будущего педагога от момента вхождения в профессионально-образовательное пространство до момента вхождения в самостоятельную профессиональную деятельность [3, с.88], мы организуем исследовательскую деятельность наших студентов опираясь на Я-концепцию, профессиональное самосознание и саморефлексию [4, с. 76].

Обратимся к одной из классификаций дисциплин учебного плана подготовки бакалавров по данному направлению подготовки — с точки зрения их влияния на становление профессиональной биографии будущего педагога. Согласно данной классификации, все дисциплины учебного плана делятся на [2, с.223–225]:

1) базовые (формируют предметные компетенции) — дисциплины предметной подготовки (математические), педагогика, психология, возрастная анатомия и т. п.;

2) ориентирующие (ориентируют студента в современной образовательной системе и формируют мотивацию к педагогической профессии) — введение в систему математического образования России, психолого-педагогические основы обучения математике и пр.;

3) дисциплины профессиональной подготовки педагогических работников (формируют педагогические компетенции) — методика обучения и воспитания (математика), методика и технология профильного обучения математике, дополнительное математическое образование школьников и пр.;

4) дополняющие (развивают некоторые профессионально значимые компетенции) — курсы по выбору: инновационные технологии в обучении математике, современные формы и средства обучения математике, курсы по выбору: проектирование и применение электронных образовательных ресурсов, современные средства оценивания результатов обучения математике и др.;

5) ознакомительные (формируют потенциал для гибкого построения профессиональной биографии с возможностью расширения/углубления в определенное направление профессиональной деятельности) — основы культурно-просветительской деятельности, основы исследовательской деятельности в области математического образования; курсы по выбору: математическое развитие дошкольников, методика обучения математике младших школьников; курсы по выбору: зарубежный опыт обучения математике, региональный опыт обучения математике; курсы по выбору: история математики, история школьного математического образования;

6) общекультурные и общеобразовательные — история, культура речи и пр.

На основе анализа приведенной классификации выделим некоторые подходы, способствующие созданию благоприятных условий для включения студентов в исследовательскую деятельность.

При изучении базовых (1) и общеобразовательных (6) дисциплин наиболее часто используется применяется первый подход — формирование базовых знаний об организации научного исследования, реализующийся посредством таких форм исследовательской деятельности студентов, как подготовка рефератов и докладов с последующим обсуждением в группе, курсовые работы, занятия по основам библиографии и т. п. Студенты знакомятся с принципами подбора и работы с различными информационными источниками, формируют навыки отбора необходимого материала по теме исследования, а также его структурирования, систематизации и оформления согласно принятым требованиям, оформления списка литературы по теме исследования и др.

Второй подход, заключающийся в стимулировании самостоятельности и творческого мышления при решении поставленных задач на учебных практических и лабораторных занятиях, находит широкое применение на дисциплинах группы (2) ориентирующие и (3) профессиональной подготовки педагога. Формы реализации данного подхода — применение активных и интерактивных методов обучения; участие студентов в творческих группах, работающих над совместным решением профессионально-значимых проблем под руководством преподавателя; исследовательские проекты (индивидуальные и групповые), творческие мастерские, круглые столы, дискуссионные занятия и пр. Данный подход способствует формированию умений и навыков, развитию важных личностных качеств педагога-исследователя, а также межличностных компетенций, таких, как способность работать в команде, самокритика и восприятие критики и др.

Третий подход — педагогическая поддержка самореализации будущего учителя через практическую педагогическую деятельность, формирование навыков педагогической рефлексии, самоконтроля и самоанализа. Ключевую роль в формировании педагога-исследователя играет постановка актуальных практических задач, требующих творческого подхода, получение опыта проведения самостоятельного исследования и представления его результатов профессиональной аудитории — как собственной учебной группе, другим группам в потоке, так и преподавателям вуза и практикующим учителям математики. Реализация данного подхода на дисциплинах группы (3) профессиональной подготовки педагога и (4) дополняющие, а также во время педагогической практики, происходит путем участия в работе научных и методических семинаров кафедры, проведения самостоятельных исследований на базе реальных образовательных учреждений.

Кооперация преподавателя и студента для организации плодотворной научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров, представляющая собой четвертый подход, позволяет студентам не только успешно выстроить план работы над научным исследованием, но и опробовать на себе модель «научный руководитель — ученик», сформировать представление о разделении обязанностей в исследовательском тандеме, чтобы в последующем перейти с позиции ученика на позицию научного руководителя в будущей профессиональной деятельности (дисциплины групп (3) профессиональной подготовки педагогического работника, (4) дополняющие и (5) ознакомительные). Одной из первых форм реализации данного подхода, с которыми сталкиваются студенты, является совместное с преподавателем написание научно-методических статей по результатам проведенного педагогического исследования, традиционной площадкой для которого является межвузовский сборник научных трудов «Учитель-ученик: проблемы, поиски, находки», выпускаемый кафедрой математики методики ее преподавания с 2003 года. Кроме того, кафедрой осуществляется научно-методическое сопровождение участия студентов в научных конференциях и профессиональных конкурсах, оформления и защиты курсовых работ и финального самостоятельного исследования (выпускной квалификационной работы).

Поиск новых подходов к включению педагогов-математиков в исследовательскую деятельность, их внедрение в обучение играет важную роль для формирования будущего педагога как педагога-исследователя. Потребность к познанию, исследованию окружающей действительности, способность и готовность к изменению образовательных процессов как на микроуровне (на собственных уроках), так и на более высоких уровнях образования, стремление к творческому решению профессионально-значимых задач способствуют формированию дивергентного мышления педагога и его исследовательской позиции. Исследовательские умения и навыки, а также личностные качества исследователя, сформированные за время обучения в вузе, позволяют будущим педагогам-математикам получить конкурентные преимущества на рынке труда за счет развития исследовательского потенциала в будущей профессиональной карьере, возможности гибкой реорганизации собственной карьеры за счет использования исследовательских навыков при получении новой специализации в непрерывном профессиональном обучении.

Литература:

  1. Багачук А. В. Методические аспекты реализации модели научно-исследовательской образовательной среды профильной подготовки бакалавра — будущего учителя математики // Проектирование научно-исследовательской образовательной среды профильной подготовки бакалавров — будущих учителей математики: коллективная монография / кол. авт.; под ред. А. В. Багачук; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2012. — С. 81–137.
  2. Гусева М. А. Структура процесса становления профессиональной биографии будущего учителя математики в университетский период // Профессиональное образование России: история, современность и перспективы: материалы Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 6 апреля 2012 года). — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. — С.223–227.
  3. Кондаурова И. К. Перспективы организации профессионально ориентированной практики будущих педагогов-математиков, обучающихся по программам бакалавриата с присвоением квалификации «Прикладной бакалавр» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2015. — № 2. — С. 87–91.
  4. Педагогическое образование в университете: контекстно-биографический подход: Монография / Под ред. А. Л. Гаврикова, М. Н. Певзнера. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001.
  5. Din J., Ghemavat S. MapReduce: simplified data processing on large clusters. URL: http://dl.acm.org/citation.cfm?doid=1327452.1327492 (дата обращения: 27.11.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, будущий педагог, направление подготовки, подход, научный руководитель, Педагогическое образование, профессиональная биография, профессиональная подготовка, современный мир, творческий подход.

Ключевые слова

исследовательская деятельность, педагог-исследователь, педагог-математик, педагогическое исследование

Похожие статьи

Подготовка к исследовательской деятельности будущего...

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения.

Ключевые слова: подготовка, исследовательская деятельность, процесс, педагог профессионального образования, принцип, умения.

Профессиональная подготовка педагога...

Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки. Автор: Циулина Марина Владимировна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Исследовательская деятельность как одна из форм...

исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент

Рефлексия современного учителя | Статья в журнале... педагогическая деятельность, педагогическая рефлексия, профессиональная...

Проектная деятельность как необходимый компонент...

Именно поэтому в процессе обучения будущих педагогов необходимо делать акцент на подготовке студентов к проектной деятельности со школьниками. В последние годы меняются стратегии воздействия на человека для усиления его творческой результативности.

Творчество в деятельности современного педагога

Творчество в деятельности современного педагога. Автор: Щербакова Татьяна Николаевна. Рубрика: 1. Общая педагогика.

Для этого необходимо в вузе, на этапе подготовки будущих учителей, формировать творческую личность, обладающую гибким продуктивным...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Профессионально-личностное становление будущего учителя...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема.

Повышение качества подготовки учителей является ключевой идеей модернизации непрерывного педагогического образования.

Исследовательская компетентность как основной компонент...

педагог, исследовательская деятельность, умение, задача, исследовательская компетентность, обязательный уровень, продвинутый уровень, профессиональная деятельность, дошкольное образование, творческий уровень.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов...

Похожие статьи

Подготовка к исследовательской деятельности будущего...

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения.

Ключевые слова: подготовка, исследовательская деятельность, процесс, педагог профессионального образования, принцип, умения.

Профессиональная подготовка педагога...

Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки. Автор: Циулина Марина Владимировна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Исследовательская деятельность как одна из форм...

исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент

Рефлексия современного учителя | Статья в журнале... педагогическая деятельность, педагогическая рефлексия, профессиональная...

Проектная деятельность как необходимый компонент...

Именно поэтому в процессе обучения будущих педагогов необходимо делать акцент на подготовке студентов к проектной деятельности со школьниками. В последние годы меняются стратегии воздействия на человека для усиления его творческой результативности.

Творчество в деятельности современного педагога

Творчество в деятельности современного педагога. Автор: Щербакова Татьяна Николаевна. Рубрика: 1. Общая педагогика.

Для этого необходимо в вузе, на этапе подготовки будущих учителей, формировать творческую личность, обладающую гибким продуктивным...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Профессионально-личностное становление будущего учителя...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема.

Повышение качества подготовки учителей является ключевой идеей модернизации непрерывного педагогического образования.

Исследовательская компетентность как основной компонент...

педагог, исследовательская деятельность, умение, задача, исследовательская компетентность, обязательный уровень, продвинутый уровень, профессиональная деятельность, дошкольное образование, творческий уровень.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов...