Библиографическое описание:

Лезина О. М. Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературного чтения в младшей школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 147-150.


Современный урок предполагает видение учителем развивающего потенциала урока: развитие проблемно-творческого, критического мышления учащихся, формирование предметных, надпредметных, ключевых образовательных компетенций, развитие их эмоциональной и мотивационной сферы. Знание – не самоцель, а средство для самоопределения человека в мире, способ вхождения ребёнка в культуру и осознания им себя в культурном пространстве – вот то, к чему стремится современный учитель.

Цель обучения литературному чтению в начальных классах - формирование «талантливого читателя» (С.Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

В "Концепции модернизации Российского образования" - делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся. Требования, предъявляемые к выпускнику начальной школы, предполагают, не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и овладение разными способами деятельности.
Помимо стандартных заданий, определённых рамками программы по курсу «Литературное чтение», современный урок требует применения компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование ключевых компетентностей.

В начальной школе необходимо и возможно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Одним из средств развития ключевых компетентностей является использование компетентностно-ориентированных заданий.

Представленные ниже методики направлены на развитие у детей информационных, коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий.

Методики

  • «Верно - неверно»

К тексту предлагаются истинные и ложные высказывания. Задание позволяет учителю провести контроль за усвоением содержания текста, пониманием причинно-следственных связей и направлено на формирование информационных компетентностей.

Прочитай текст Н.Осипова «Подорожник». [2, c.8]

Характеристика задания.

Компетентность: Информационная.

Аспект: Первичная обработка информации.

Структура задания.

Стимул: Ты прочитал рассказ Н.Осипова «Подорожник». Помоги одноклассникам найти верные высказывания.

Задачная формулировка: Отметь в таблице верные высказывания.

Таблица 1

Источник:

А

Автор называет «европейским пришельцем» подорожник.

Б

Автор сравнивает листья и стебли подорожника с пружинами.

В

Напористость – это настойчивость и энергичность.

Г

В сырую погоду семена подорожника увеличиваются в размере.

Д

Семена подорожника в Америку завезли учёные.


Инструмент проверки (ключ): верные ответы: А, В – 2 балла; другой вариант ответа – 0 баллов; максимальное количество баллов: 2 балла.

  • «Что лишнее»

Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание того или иного текста. Учащимся предлагается найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом. Задание направлено на развитие предметных компетентностей.

Прочитай рассказ Е. Лебедева «Ямал - земля такая белая». [2, c.5]

Характеристика задания.

Компетентность: Самоорганизационная.

Аспект: Планирование ресурсов.

Структура задания.

Стимул: Ты прочитал рассказ Е. Лебедева «Ямал - земля такая белая». Помоги одноклассникам узнать значение слова багульник.

Задачная формулировка: Найди в таблице лишние источники, которые не помогут тебе уточнить значение слова багульник.

Таблица 2

Источник:

А

Орфографический словарь

Б

Толковый словарь

В

Словарь синонимов

Г

Учебник математики

Д

Физическая карта Росси


Инструмент проверки (ключ): верные ответы: А, В, Г, Д – 2 балла; другой вариант ответа – 0 баллов; максимальное количество баллов: 2 балла

  • «Ромашка вопросов»

Предлагается придумать вопросы, отражающие содержание текста, что позволяет через содержательность вопросов определить уровень и глубину владения материалом.

Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей, способствует обогащению словарного запаса. Внимание уделяется анализу составленных вопросов («тонкие» и «толстые» вопросы).

  • «Ключевые слова»

Предлагается составить словарь ключевых слов по тексту. Задание позволяет провести контроль над усвоением основных понятий, выделение главного, существенного в содержании текста. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.

  • «Продуктивные задания»

Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по тексту. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующего от учащегося конкретных действий.

Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке. Результатом является «продукт» собственной деятельности с первичной информацией.

Таблица 3

Диагностика формирования ключевых компетентностей

Методики

Формируемые

компетенции

Параметры отслеживания

Результат

«Верно-неверно»

Информационные.

Коммуникативные.


Количество правильных ответов

Выделение самого главного, существенного в содержании текста.


«Что лишнее»

Информационная

Количество правильных ответов

Развитие операций анализа, синтеза.

«Ромашка вопросов»

Предметные.

Коммуникативные.

Количество составленных вопросов. Содержательность вопросов («тонкие», «толстые» вопросы)

Обогащение словарного запаса.

«Ключевые слова»

Предметные.

Информационные.

Коммуникативные.

Самоорганизационные.

Количество слов в цепочке

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза. Выделение самого главного, существенного в содержании текста.

«Продуктив-ных заданий»

Предметные.

Информационные.

Коммуникативные.

Самоорганизационные.

Причинно-следственные связи. Обработка информации. Продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление.

Способность аргументировать свою точку зрения, развитие познавательной активности.


В качестве контроля сформированности учебных умений учащимся предлагается блок из 12 заданий, разделённых на три части. Задания показывают умение воспринимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу их выполнения. Учащимся предлагается художественный или учебно-популярный текст. Задания к тексту может составить сам учитель.

Ниже приводятся примеры заданий, которые можно предложить учащимся, к тексту Ю. Качаева «Что сказали медузы?».

Часть 1 это задания, предусматривающие выбор единственно правильного ответа из трёх предложенных.

С чем автор сравнивает медуз?

А) С прозрачными абажурами с шёлко­вой бахромой.

Б) С надвигающимся штормом.

В) С бурлящим морем перед штормом.

Часть 2 – это задания, требующие записи краткого ответа.

Восстанови последовательность собы­тий текста.

А) Предупреждение о шторме подтвер­дилось.

Б) Исчезновение медуз.

В) Сообщение с метеостанции.

Г) Предположение Сергея Фёдоровича о шторме.

Часть 3 – это задания творческого характера. Здесь требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из двух-трёх предложений.

Сформулируй и запиши ответ, какую информацию ты получил при чтении данного текста?

Сформулируй и запиши ответ, почему текст так назван?

На уроках литературного чтения должны создаваться условия, способствующие поддержанию природного любопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблем. Применение компетентностно-ориентированных заданий даёт учителю возможность достичь более высоких результатов в освоении данной предметной области [1, c.22]. Кроме того, представленные методики могут быть применимы и в других предметных областях. Именно начальная школа вводит ребенка в мир культуры, всерьез и системно знакомит с искусством.
На уроках литературного чтения детское любопытство перерастает в любознательность – одну из главных составляющих творческой личности. Вводя ребенка в мир искусства, и помогая освоиться в нем, учитель помогает ему быть не только потребителем, но и творцом.
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения роль и значение уроков литературы, поскольку их содержание и способы освоения полностью соответствуют задачам образования и воспитания человека, особенно, если воспринимать этот школьный предмет как вид искусства, часть культуры. Во-первых, потому, что он знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому, что как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.


Литература:

  1. Блинов В.И Сергеев И.С., Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М., 2007.

  2. Крылова О.Н. «Литературное чтение» «Тестовые задания». - М., Экзамен».2011.

  3. Кубасова О.В. О новом учебно-методическом комплекте по литературе. Ж «Н.ш.» №9 1999 с.48.

  4. Кубасова О.В. Учим читать. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2002.

  5. Информационно-методическое письмо о новом учебнике по литературному чтению «Любимые страницы» Ж. «Н.ш.» №8 2000 с.42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle