Автор: Прокина Любовь Павловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 11.07.2017

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Прокина Л. П. Практикум по выразительному чтению в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов // Молодой ученый. — 2017. — №28. — С. 94-96.



В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Рассматриваются основные компетентности, формируемые в процессе освоения указанного междисциплинарного курса, и являющиеся важной частью общей профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов.

Кроме того, в статье описываются психолого-педагогические предпосылки подготовки студентов к овладению искусством художественного чтения.

Ключевые слова: выразительное чтение, искусство художественного чтения,общая профессиональная компетентность будущего учителя, ценностно-смысловая компетентность,общекультурная компетентность, учебно-познавательная компетентность, коммуникативная компетентность, педагогическая компетентность,лингвистическая компетентность, литературоведческая компетентность, психологическая компетентность,научно-методическая компетентность

Термин «выразительное чтение» зародился в педагогической практике в 50-ые годы XX столетия. Под выразительным чтением стало пониматься искусство художественного чтения в условиях школы, его первая ступень.

Профессионально-педагогическая подготовка учителя начальных классов рассматривается современными учёными с учётом компонентов структуры индивидуальности будущего учителя, а также требований к профессиональной культуре. Основные компетентности, формируемые в процессе освоения междисциплинарного курса «Детская литература с практикумом по выразительному чтению», и являющиеся важной частью общей профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов, можно представить в следующей логике:

  1. Ценностно-смысловая компетентность

В своей педагогической деятельности современный учитель опирается на гуманистическую парадигму образования, согласно которой человек — абсолютная ценность. Ценности образования должны соответствовать общечеловеческим ценностям. Обучающийся — не объект воздействия воспитания, а субъект учения, и индивидуальность ученика есть главная ценность, поэтому система образования должна стать главным творцом ценностей.

Студенты младших курсов педагогического колледжа испытывают определённые трудности в личной самореализации. В процессе обучения каждый из них должен стать социально активной личностью. Работа над художественными произведениями на уроке детской литературы с практикумом по выразительному чтению в процессе подготовки чтеца к исполнению вовлекает студента в работу как личность, требует организации своего внутреннего мира, проявления критичности оценки поступков героев и мотивов их поведения.

  1. Общекультурная компетентность

Данный вид компетентности формируется в процессе культурологической деятельности студентов, которая создаёт условия для формирования и развития культуры. Она включает в себя культуру поведения, культуру эмоций и переживаний, культуру мышления и речи, культуру педагогического общения, которая совершенствуется и на занятиях детской литературы с практикумом по выразительному чтению.

  1. Учебно-познавательная компетентность (когнитивная)

Детская литература с практикумом по выразительному чтению — один из предметов литературоведческого и методического циклов, обеспечивающих необходимый уровень профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности: умение воспринимать и анализировать художественные произведения, проводить исполнительский анализ этих произведений в живом устном слове. Приобретённые знания, умения и навыки студенты углубляют и закрепляют на занятиях по методике преподавания русского языка и литературного чтения, а также во время педагогической практики.

  1. Коммуникативная компетентность

Формирование коммуникативной компетентности в современных условиях связано с информатизацией и компьютеризацией образования. Необходимо формировать новую модель подготовки студентов, помочь приспособиться к новой социальной среде. Этому способствует использование на уроке аудио- видео- файлов с чтением мастеров художественного слова, лингафонных записей чтения студентов с целью анализа, обмен текстовыми сообщениями, рассылку учебной информации и т. д.

Обучение без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Нельзя забывать, что художественное общение — личностное обращение людей друг к другу, предполагающее обмен информацией, но не сводимое к нему [1].

Чтец только в том случае сможет по-настоящему воздействовать на аудиторию своими мыслями, чувствами, когда он владеет процессом общения. Живая связь с аудиторией — основной вид общения в искусстве звучащего слова.

Речь — главный инструмент человеческого общения. Искусство правильно говорить предполагает умение точно формулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком [2]. Умение говорить предполагает ориентацию на собеседника, а не на себя.

  1. Педагогическая компетентность

Данный вид компетентности проявляется в высоком профессионализме, который находит своё отражение в педагогической деятельности учителя начальных классов, в его мастерстве и опыте [3]. При литературоведческом анализе изучаемых художественных произведений студенты определяют воспитательное и познавательное значение этих текстов. Также они моделируют фрагменты уроков литературного чтения в начальных классах по данным произведениям.

  1. Лингвистическая компетентность

Материалом для обучения искусству чтения является художественное произведение, которое с лингвистической точки зрения является текстом. Студенту в процессе подготовки к чтению необходимо сначала разобраться в текстовой информации: определить главную идею, решить те или иные проблемные ситуации. Текст — это коммуникативная единица речи, поэтому у студентов необходимо формировать умение создавать и воспринимать тексты в процессе речевой коммуникации [4].

Задача чтеца в работе над текстом — овладеть логикой авторского мышления, чтобы за каждым словом он видел конкретную действительность.

  1. Литературоведческая компетентность

Студенты педагогического колледжа должны иметь верное представление о литературном произведении как идейно-художественном целом, определять тему и идею произведения, характеризовать главных героев, определять жанр, композицию, сюжет, изобразительно-выразительные средства. Чтобы прочитать литературное произведение выразительно, студенту необходимо глубоко проанализировать текст, прежде всего, разобраться в образе рассказчика, от лица которого ему придётся читать.

Для того чтобы исполнить произведение, чтец должен совершить деятельность, близкую той, что проделал писатель. Литературный материал требует от чтеца непрерывной работы воображения. Чтец должен передать свои видения слушателям, зрителям, а те — получить их. Это целостный двусторонний процесс.

  1. Психологическая компетентность

Данный вид компетентности предполагает, что будущий учитель начальных классов должен знать общую и возрастную психологию, чтобы вести наблюдения над читательскими интересами младших школьников, над особенностями их мышления, воображения, чувств, а также знать психологию обучения, т. е. психологию восприятия школьниками литературных произведений, уметь определять этапы восприятия художественного произведения.

Чтец должен уметь обладать волевыми качествами, чтобы оказывать воздействие на слушателей. Манер чтения должно быть столько, сколько на свете произведений. Только само произведение может и должно определять манеру исполнителя [5].

  1. Научно-методическая компетентность

Эта компетентность заключается в понимании будущим учителем начальных классов основ и принципов изучения литературного чтения младшим школьником, совершенствования читательской культуры учащихся. Методика преподавания литературного чтения — наука педагогическая, комплексная. Она базируется на данных других дисциплин — литературоведении, языкознании, педагогики, психологии.

Мастерство учителя начальных классов напрямую зависит от его умения художественно читать и рассказывать детям на уроках русского языка и литературного чтения и уметь обучать их этому искусству.

Таким образом, рассмотренные психолого-педагогические предпосылки подготовки студентов к овладению искусством художественного чтения позволяют сделать следующие выводы:

  1. Наибольшую тревогу в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов вызывает недостаточное владение им коммуникативной культурой, которая влияет на совершенствование педагогического мастерства.
  2. Только искусство художественного чтения вместе с другими видами искусств поможет развить у обучающихся представление о единой картине мира.
  3. Важную роль в системе профессиональной подготовки студентов — учителей начальных классов призван сыграть междисциплинарный курс «Детская литература с практикумом по выразительному чтению», который органично вписывается в модель формулирования у них профессионально-коммуникативной компетентности. Особую значимость для этой дисциплины приобретает формирование у студентов всех выше перечисленных компетентностей.
  4. Роль творческих способностей будущих учителей начальных классов к художественному чтению показана в их исполнительском искусстве литературных произведений.

Литература:

  1. Братченко, С. Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение: Автореф. дисс. к. псих. н. [Текст]/ С. Л. Братченко. — Л., 1987. — 26 с.
  2. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации. [Текст]/ Д. П. Гавра. — СПб.: Питер, 2011. — 284 с.
  3. Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального образования педагога. [Текст]/ Г. М. Коджаспирова. — М.: ВН-Пцентр, 1994. — 342 с.
  4. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи. [Текст]/ Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. — М.: Проспект, 2013. — 439 с.
  5. Малюков, А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности. [Текст]/ А. Н. Малюков. — Дубна: Феникс, 1999. — 250 с.
Основные термины (генерируются автоматически): начальных классов, учителя начальных классов, будущего учителя начальных, литературного чтения, художественного чтения, подготовки студентов, выразительному чтению, компетентности будущего учителя, профессиональной компетентности будущего, вид компетентности, общей профессиональной компетентности, искусством художественного чтения, искусство художественного чтения, учителей начальных классов, педагогического колледжа, педагогической деятельности, предпосылки подготовки студентов, профессиональной подготовки студентов, овладению искусством художественного, компетентность будущего учителя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос