Библиографическое описание:

Соколова О. В. Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 192-195.

В настоящее время преобладающими и общепринятыми технологиями обучения в вузе являются традиционные, построенные на представлении материала дисциплины на лекции и последующем закреплении его в процессе практических занятий. Однако, они не обеспечивают адекватную передачу нарастающего объема научных и практических знаний по дисциплине и формирования у будущих специалистов навыков, отвечающих современным требованиям профессиональной деятельности.

Отметим наиболее существенные недостатки традиционных технологий обучения:

  • усредненный темп изучения материала, предлагаемый всем обучаемым без учета скорости протекания мыслительных процессов;

  • единый, усредненный объем знаний, усваиваемый обучаемыми с разными способностями и интересами;

  • большой удельный вес знаний, получаемых в готовом виде через преподавателя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, что приводит к пассивности мышления;

  • система проверки знаний из-за отсутствия оперативной обратной связи не дает объективных данных о процессе усвоения учебного материала;

  • недостаточное стимулирование познавательной активности обучающихся, опора в основном на непосредственно побуждающие мотивы, связанные с действиями преподавателя (образность и эмоциональность изложения, использование средств наглядности, умелая система опроса и т.д.);

  • преобладание словесных методов изложения знаний, создающих объективные предпосылки для рассеивания внимания;

  • затрудненность самостоятельной работы обучаемых с действующими учебниками из-за недостаточной расчлененности учебного материала, нечеткости в выделении основных вопросов, большого объема изложения каждой темы, недостаточно строгой логики в подаче материала, сухости языка, почти полного отсутствия эмоциональных воздействий.

Поэтому реформирование высшего образования ставит перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных задач.

Ключевыми из них являются:

  • повышение фундаментальности образования в сочетании с усилением практической направленности;

  • интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации в соответствии с целями и содержанием обучения.

Кроме того, смена образовательной парадигмы сопровождается изменением оценки результата обучения с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» на понятия «компетенция», «компетентность». Компетенция проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности. Компетентность трактуется как обобщенная характеристика, включающая когнитивную (знания), операционно-технологическую (умения, навыки), мотивационно-ценностную, этическую, социальную и поведенческую составляющие личности. Профессиональная компетентность выпускника вуза определяет его социальную значимость, востребованность на рынке труда, мобильность и устойчивость к изменениям социально-экономических условий.

Реализация принципов компетентностного подхода в образовательной деятельности вузов требует существенных изменений, как в проектировании содержания образования, так и в организации процесса обучения студентов. Одним из направлений модернизации образования является информатизация – процесс обеспечения сферы образования практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения.

Информатизация образования призвана обеспечить достижение двух стратегических задач:

  • повышение эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и коммуникационных технологий;

  • повышение качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества [1, с.12].

Потенциал информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании проявляется во многих аспектах учебного процесса. В сочетании с инновационными педагогическими технологиями они открывают новые возможности для оптимизации образовательной практики: индивидуализации и дифференциации обучения, повышения эффективности деятельности участников учебного процесса, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения, изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучающегося, совершенствования управления учебным процессом, организации его планирования, контроля и т.д. В идеале, каждому обучаемому должна быть предоставлена возможность для наиболее эффективного изучения материала, а преподавателю — необходимые инструменты для формирования учебных курсов, контроля их прохождения, составления отчетов о результативности обучения.

Реализация идей информатизации образования требует специальных подходов и организационных форм обучения, обеспечивающих переход от иллюстративно-объяснительных методов и механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новое знание.

И.В. Роберт отмечает, что:

  • информатизация образования приводит к существенным изменениям форм и методов обучения, содержания обучения;

  • внедрение средств ИКТ в учебный процесс не приводит к вытеснению педагога или снижению его роли;

  • средства ИКТ могут быть существенным дополнением к традиционным формам обучения, повышая его эффективность при проведении всех форм занятий;

  • определенный педагогический эффект достигается при комплексном использовании в учебном процессе средств ИКТ при организации различных форм учебной деятельности[2, с.23].

Изучение любой дисциплины в вузе не сводится только к запоминанию определенного стандартом набора знаний. Дисциплину надо осмыслить в целом, т.е. осознать её роль в профессиональной подготовке специалиста, выделить и усвоить основные ключевые понятия (ядро дисциплины), уяснить связи с другими дисциплинами (межпредметные связи).

Однако, при небольшом количестве аудиторных часов, отведенных на освоение дисциплины, значительное количество материала выносится на самостоятельное изучение. Не будет преувеличением сказать, что самостоятельная работа с учебником и другими источниками информации представляет для современных студентов значительную трудность. Поэтому задача преподавателя - помочь студенту наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу.

Самостоятельная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса потому что:

  • самостоятельная учебная деятельность позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на аудиторных занятиях;

  • самостоятельная работа раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации;

  • самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня "репродукции" к уровню "умений" и "творчества" как критериев знаний.

Комплексную поддержку самостоятельной работы студентов на всех этапах познавательной деятельности – от первоначального знакомства с учебным материалом до решения профессионально-ориентированных задач обеспечивает электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), представляющий собой сложную дидактическую систему, функционирование которой поддерживает учебный процесс средствами информационных технологий.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – это информационный образовательный ресурс, предназначенный для изложения структурированного учебного материала дисциплины, обеспечения текущего контроля и промежуточной аттестации, а также управления познавательной деятельностью студентов при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Он позволяет:

  • эффективно управлять деятельностью по изучению учебной дисциплины;

  • стимулировать учебно-познавательную деятельность;

  • обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;

  • рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию);

  • при размещении в сети обеспечивать организацию виртуальных семинаров, дискуссий, деловых игр и других занятий на основе коммуникационных технологий.

С точки зрения содержания ЭУМК обеспечивает полноту представления конкретной предметной области, эффективность используемых педагогических и методических приемов, а именно:

  • достаточный объем материала, соответствие Государственному образовательному стандарту;

  • актуальность, фактографическую, практическую содержательность, системность и целостность;

  • педагогическую состоятельность посредством используемых методик представления учебного материала, системы контроля, соответствия принципам вариативности и дифференцированного подхода для организации самостоятельной работы обучаемого с ЭУМК.

Учитывая особую важность ЭУМК для обеспечения самостоятельной работы, необходимо включить в систему требований следующие:

  • реализация четкой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучаемым с помощью специальных схем всех цепочек рассуждений;

  • особая четкость постановок задач;

  • подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач;

  • использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучаемых (изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера, требующих для своего решения привлечения знаний из других источников, и т.п.).

Применение информационных и коммуникационных технологий несомненно повышает эффективность образовательного процесса, развивает у студентов продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности. Успешность их использования во многом зависит от того, насколько четко спланирована и организована деятельность студента, насколько гармонично она сочетается с аудиторными занятиями, каким образом построена связь данного курса с дисциплинами, которые студент изучил или будет изучать в процессе получения образования. Необходима постановка межпредметных задач и самостоятельный поиск их решения с использованием средств информационных технологий как на учебных занятиях, так и во внеаудиторное время.


Литература:
  1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы // Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов / Томск: Изд-во «ТМЛ-Пресс», 2008.

  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие/ под ред. И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle