Библиографическое описание:

Андрюкова М. Ю. Возможности использования историко-педагогического опыта внешкольного образования в современной теории и практике дополнительного художественно-эстетического образования детей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 113-116.

В рамках современного информационного периода общественного развития, предъявляющего высокие требования к уровню интеллектуального развития человека, значительную актуальность приобретает проблема гуманизации общества нашей страны, развития и сохранения ее культурных ценностей. Одну из основных функций в данном направлении выполняет система образования, и в частности, дополнительное художественно-эстетическое образования детей.

Данная область образования имеет особый потенциал в формировании высокой культуры личности, приобщая к богатству культурных, художественных традиций и ценностей, что способствует их развитию и сохранению. Система дополнительного образования, на принципах которой основывается художественно-эстетическое образование учащихся, вносит значительный вклад в развитие личности, ее самоактуализацию, самоопределение и самореализацию.

В развитие современного общества нашей страны дополнительного художественно-эстетическое образования детей приобрело значительные возможности по средствам накопленного теоретико-методологического и практического опыта педагогической деятельности в рамках внешкольного образования детей и подростков. Данное направление было сформировано в конце XIX — начале XX вв. и являлось общественно значимой частью народного образования.

Обращение к историко-педагогическому опыту внешкольного образования обусловлено стремлением выделить приоритетные теоретико-методологические и практические основы, которые характеризуют современный этап развития системы дополнительного образования детей в направлении воспитания учащихся средствами искусства и способствуют более глубокому научному осмыслению и актуализации накопленного историко-педагогического опыта по данной проблеме в современных социокультурных условиях.

На основе анализа изученной историко-педагогической литературы необходимо выделить следующие приоритетные теоретико-методологические и практические основы внешкольного (дополнительного) художественно-эстетического образования:

1. Существует ряд ключевых идей, исходящих из гуманистической научно-педагогической парадигмы начала XX в., которые определяют концепцию современного дополнительного образования детей и подростков, и способствующих увеличению воспитательного потенциала художественного творчества. Нами были выделены следующие идеи:

-          образование представляет внутреннее развитие личности человека, т. е. самообразование, предполагающее активную творческую деятельность, основанную на возрастных особенностях, способностях и интересах учащихся (В. П. Вахтеров, С. Г. Гессен);

-          основой образования является развивающаяся личность ребенка, его интересы и потребности, учет которых способствует созданию культурной среды и тем самым социализации учащихся (А. У. Зеленко, В.Н. и С. Т. Шацкие);

-          свободная творческая деятельность детей и подростков, основанная на самопроизвольном развитии учащихся, результатом которой становится самоактуализация и самореализация личности ребенка (К. Н. Вентцель);

-          всестороннее развитие цельной личности детей и подростков в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях (П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, Е. Н. Медынский);

-          педагог, как непосредственный руководитель учебной деятельности детей и подростков должен занимать место помощника в развитии их личности, принимать интересы и способности учащихся (К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий);

-          связь дополнительного образования детей и подростков с общеобразовательной школой, способствующая эффективному удовлетворению умственных, нравственных и эстетических запросов учащихся, которые возникают в рамках школьного образования (Е. Н. Медынский).

2. Историческими предпосылками возникновения, становления и развития современного дополнительного художественно-эстетического образования детей послужили теория и практика народной культурно-просветительской деятельности, детского движения и внешкольного образования в России на рубеже XIX-XX вв.

Следует отметить, что на основе выше обозначенных идей, именно в данный период (либерально-буржуазный период) были сформулированы ключевые принципы внешкольного и дополнительного образования детей и подростков такие, как: свобода выбора и добровольность посещения учащимися какого-либо детского внешкольного объединения; учет интересов, потребностей и возрастных особенностей учащихся; открытость и общедоступность учреждений внешкольного образования; бесплатность занятий.

Данные принципы явились основой для определения цели дополнительного образования, представляющей всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В свою очередь, современная система дополнительного художественно-эстетическое образования предоставляет детям и подросткам значительные возможности и условия для развития их эстетических интересов и творческих способностей, позволяет расширить рамки, задаваемые учебным процессом в общеобразовательной школе.

3. В настоящее время система дополнительного образования детей представляет культурно обусловленное социально-педагогическое явление, многоуровневый социальный институт, который интегрирует воспитание, обучение, развитие личности детей и подростков, находящихся в центре данных процессов, и выполняет ценностно-ориентационную, культурообразующую, коммуникативную, социально-адаптационную и другие функций.

В частности, художественно-эстетическое образование учащихся реализуется в государственных и негосударственных учреждениях дополнительного образования, дифференцированных по различию их потенциалов и охвату образовательных областей (однопрофильные, многопрофильные), а также в учреждениях культуры, в общественных объединениях и т. д.

4. Дополнительное образование детей является своеобразной педагогической системой, обусловленной сочетанием объективно существующих особенностей социокультурного, социально-экономического развития общества и индивидуального развития детей и подростков.

Следует отметить, что в большей степени данная область образования, исходя из принципов своей организации, удовлетворяет запросы личности детей и подростков, ориентируется на зону их ближайшего развития ребенка.

5. Содержание дополнительного образования детей отражает:

-          культурно-исторические ценности общества;

-          интересы и возможности развивающейся личности ребенка;

-          организацию и формирование опыта, эмоционально-ценностных отношений в условиях творческой деятельности;

-          психолого-педагогическую поддержку детям и подросткам в индивидуальном развитии;

-          уровни развития личности, выделенные в соответствии с социально-философской градацией содержания свободного времени (досуговый уровень, уровень потребления готовых знаний, интеллектуально-поисковый и креативно-созидательный уровни).

Обобщениеисторико-педагогического опыта внешкольного образования позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в России сложилась эффективная система дополнительного художественно-эстетического образования детей. Однако, с целью достижения более высоких результатов в данной области образования необходимо решить ряд проблем, существующих на современном этапе развития этой системы.

К наиболее значимым проблемам следует отнести необходимость в:

-          формировании на государственном уровне отношения к художественно-эстетическому образованию детей как непосредственно важному условию гармоничного развития личности человека.

В связи с данным аспектом, актуальным является совершенствование нормативно-правого регулирования системы дополнительного образования: усиление законодательной базы, необходимой для полноценного функционирования и развития данной системы; определение единого статуса учреждений дополнительного образования (Детские школы искусств относятся к Министерству культуры РФ, а кружки, студии при дворцах и домах культуры относятся к Министерству образования и науки РФ);

-          создании целостной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов дополнительного образования в педагогических высших учебных заведениях и институтах повышения квалификации, соответствующей актуальным целям и задачам системы дополнительного художественно-эстетического образования детей;

-          создании комплексного подхода к формированию содержания дополнительного художественно-эстетического образования, что также обусловливает создание нового поколения учебно-методических комплексов в рамках данной системы: дополнительные образовательные программы, учебники и учебные пособия, аудиовизуальные материалы, отвечающие современным образовательным требованиям.

-          поиск наиболее эффективных путей взаимодействие данной области образования с общеобразовательными учреждениями, организациями сферы культуры и искусства (выставочными залами, музеями, кинотеатрами, театрами, филармониями и т. д.), представителями различных видов искусств (профессиональными актерами, музыкантами, певцами, танцорами, художниками и т. д.);

-          поиск путей интеграции в систему дополнительного образования детей групп детей, которые обладают определенными особенностями психического и физического развития, т. е. относящихся к числу социально неблагополучных;

-          поиск дополнительных финансовых источников (ввод платных услуг, привлечение партнеров и спонсоров) в связи с переходом учреждений дополнительного образования детей в автономный режим функционирования;

-          совершенствование материально-технической базы учреждений дополнительного образования (актовый и выставочный залы, учебные аудитории, мастерские, различное специальное оборудование: музыкальные инструменты, учебная мебель, компьютерное оборудование и т. д.).

Проблемы дополнительного художественно-эстетического образования детей непосредственно связанны со значительными реорганизациями данной системы, ставшие следствием возрастающей динамики и многообразия политических, социально-экономических и социокультурных процессов в российском обществе на рубеже XX–XXI вв.

Значительный вклад в стратегическое решение данных проблем внесли такие разработки, как «Концепции художественного образования в Российской Федерации» (2001 г.), «Проект концепции развития детских школ искусств в Российской Федерации» (2013 г.).

В рамках «Концепции художественного образования в Российской Федерации» были определены цели художественного образования, заключающиеся в повышении общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании, а также «сохранении и развитии сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства» [9].

Также были уточнены основные задачи данной области образования, направленные на: формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных, возрастных групп населения России, их приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры.

В отношении развития в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей следует обратить особое внимание на такие задачи, как:

-          «широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

-          использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

-          привлечение ресурсов художественно-эстетического образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

-          выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития» [9].

Другими важными разделами данной концепции рассмотрены содержание и основные методологические принципы художественного образования, а также пути реализации представленных концептуальных замыслов в рамках стратегии и направлений развития системы образования в России на период до 2025 г., определенных «Национальной доктрины образования в Российской Федерации».

Значительным потенциалом в качественном развитии дополнительного художественно-эстетического образования обладает «Проект концепции развития детских школ искусств в Российской Федерации», представляющий комплекс положений, как результат рефлексивного анализа деятельности данной формы образования.

На проектном уровне концепцией определяются цели, задачи, ключевые направления деятельности детских школ искусств, как одной из основных форм дополнительного художественно-эстетического образования.

В рамках данного проекта концепции характеризуется современное положение детских школ искусств, подробно анализируются проблемные направления деятельности детских школ искусств, требующие корректировки и модернизации, а также возможные пути их решения. Экспертами выделены такие направления, как: нормативно-правовое, административное, кадровый потенциал, финансово-экономическое, содержательное направление (программы, методики и т. д.), организационное, информационное [10].

Также проектом представлены аспекты, раскрывающие критерии оценки качества услуг, оказываемых детскими школами искусств, необходимые действия для реализации Концепции и ожидаемые результаты этого процесса.

Данная часть исследования показала, что накопленный историко-педагогический опыт в процессе становления и развития дополнительного художественно-эстетического образования детей в России в конце XIX — начале XXI вв. обладает значительным информационным запасом об особенностях развитиях теоретико-методологических основ и педагогического опыта в рамках деятельности учреждений дополнительного образования по направлению воспитания детей и подростков средствами искусства, что позволяет в полной мере объективно оценить современное состояние данной области образования и выполнить прогноз оптимальных педагогических решений существующих противоречий и проблем.

 

Литература:

 

1.         Блонский, П. П. Педалогия: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 288 с. 2. Вахтеров, В. П. Внешкольное образование народа [Текст] / В. П. Вахтеров. — М.:, 1896. — 380 с.

2.         Вахтеров, В. П. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. — М.: Педагогика, 1987. — 400 с.

3.         Вентцель, К. Н. Новые пути воспитания и образования детей [Текст] / К. Н. Вентцель. — М.: Кооперативное издательство «Земля и фабрика», 1923.

4.         Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.

5.         Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г., Михайлова, Н. Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 352 с.

6.         Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу пед. ин-тов [Текст] / Б. Т. Лихачев. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.

7.         Медынский, Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника [Текст] / Е. Н. Медынский.1918. с. 249.

8.         Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://nanobukva.ru/b/wert/bakushinskij_a__-_khudozhestvennoe_tvorchestvo_i_vospitanie

9.         Концепция художественного образования в РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://old.gnesin.ru. 115

10.     Проект концепции развития детских школ искусств в Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mkrf.ru 125

11.     Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://docs.kodeks.ru.

12.     Федеральный закон «О дополнительном образовании» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ubo.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle