Библиографическое описание:

Боронина Е. В., Кадина В. В. Некоторые особенности организации коррекционной работы на уроках музыки в общеобразовательной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 167-170.

С каждым годом увеличивается число детей, имеющих отклонения в психическом развитии, состоянии здоровья и поведении, достигая 45–50 % от общего контингента (по данным Н. П. Вайзмана). [5] Каждый из них нуждается в коррекционной, компенсирующей и реабилитационной работе. Такие дети приходят учиться в обычные школы, где нет коррекционных классов, и без должного к ним внимания, негативно влияют не только на дисциплину в классе, но и на весь учебный процесс, мешая усваивать знания своим одноклассникам.

Для детей с трудностями в воспитании и поведении существует термин «трудный ребёнок». Он не является научным. Это общее обозначение детей, отличных от других одним отрицательным признаком: все они представляют трудности в отношении воспитания. Данный термин чаще всего используется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».

Существуют как внешние, так и внутренние причины социально-педагогической запущенности. Внешними причинами являются недостаток семейного воспитания и допущенные ошибки в воспитательной образовательной работе, а внутренними причинами — могут быть индивидуальные психологические и личностные особенности ребёнка.

В категорию «трудный ребёнок» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами. Рассматриваемая категория детей, сталкиваясь с какими — либо препятствиями, в достижении своих целей, переживает особое эмоциональное состояние — фрустрация (от лат. frustration — обман, тщетное ожидание). В состоянии фрустрации ребёнок испытывает комплекс негативных эмоций: гнев, отчаяние, тревогу, раздражение, разочарование и т. д. длительное пребывание в таком состоянии может привести к полной дезорганизации деятельности ребёнка. Такое состояние повышает агрессивность, провоцирует появление комплексов неполноценности. В таких условиях очень важно выбрать правильные методы психологической и педагогической работы с «трудными» детьми.

В наше время существует достаточно много отечественной психологической и педагогической литературы посвященной теме воспитания «трудно воспитуемых детей», сложности и значимости данного периода детства и связанных с ним трудностей. Предлагается достаточно много профилактических, коррекционных, развивающих программ, использующие традиционные и нетрадиционные методы работы с детьми, это рекомендации М. Р. Битяновой [2], И. В. Дубровиной [9], Р. В. Овчаровой [16–17], Л. В. Выготского и многих других [3–4].

Группа учёных под руководством доктора педагогических наук Н. М. Назарова

[15] с большим вниманием изучали возможности взаимодействия педагогики и искусства в коррекционном направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии и воспитании. Анализируя эти процессы, учёные выделили особое место воспитанию средствами искусства. По их мнению, это новое направление педагогической науки, базируясь на трёх областях научного знания — педагогики, искусства и психологии, воздействует на нравственно — этические, эстетические, коммуникативно — рефлексивные основы личности и способствует адаптации ребёнка в социуме.

Одним из наиболее доступных видов искусства для восприятия «трудных детей» является музыка. Она имеет огромное влияние на подсознание ребёнка и может быть средством успокоения и лечения.

Ещё древнегреческий философ и учёный Аристотель говорил о влиянии музыки на душевное состояние человека. Исследования его ученика Аристоксена в области музыкального лада привели к новым открытиям: фригийский лад действует на человека возбуждающе, а дорийский успокаивает и лучше всего подходит для воспитательных целей.

Музыка является одним из предметов эстетического цикла в общеобразовательной школе. На уроке учитель использует различные формы и методы работы: слушание музыкальных произведений, пластическое дирижирование, исполнение песен, игра на шумовых музыкальных инструментах, ритмические упражнения, движения под музыку и многие другие. Эти занятия оказывают на учащихся положительное психотерапевтическое действие, снимая нервно — психологическое напряжение, вызванное другими уроками. Не случайно в связи с установленными Федеральным законом РФ «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» уроки эстетического цикла — музыка, изобразительное искусство, физическая культура ставятся после более сложных предметов.

На уроках музыки применяются арт-терапевтические приёмы, которые не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческий потенциал ребёнка.

В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусства. Это метод развития сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм искусства. Всего существует четыре вида терапии искусством.

Музыкотерапия — контролируемое использование звуков и музыки в коррекции психики человека, представляющая собой деятельность, включающую воспроизведение, фантазирование и импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений. Танцевально-двигательная терапия (хореотерапия) — психокоррекционное использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояние личности. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. [12]

Эти методы применяются для развития навыков общения, повышения самооценки ребёнка и укрепления уверенности в себе.

Особенностями арт-терапевтического подхода являются:

1.                  Безоценочное восприятие всех работ. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своих чувств и мыслей.

2.                  Дети — сами эксперты своих работ.

3.                  Все работы рассматриваются с равным уважением, вне зависимости от профессиональных качеств ребёнка. Каждая работа уникальна.

4.                  Сохранение детской тайны.

5.                  Рассказ о своей работе осуществляет сам ребёнок.

При работе с классом нужно установить определённые правила.

1.                  Внимательно слушать друг друга

2.                  Не перебивать говорящего.

3.                  Уважать мнение друг друга.

4.                  Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.

5.                  Все должны себя чувствовать комфортно.

6.                  Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.

Использование на уроках музыки техники, предложенной С. К. Кожохиной в своей книге «Растём и развиваемся с помощью искусства» [12], даёт возможность связать воедино воспитание эстетического восприятия музыки, развитие исполнительских возможностей, музыкально — слуховых представлений, музыкальной памяти и слуха учащихся, способность ярко характеризовать образ, оказывая корректирующее воздействие на организм ребёнка.

Упражнение № 1: «Танец радости»

Материалы для работы: музыка (любые зажигательные ритмы этнической музыки, классики или джаза); шифоновые платки или шарф; краски (гуашь, акварель, масляная пастель); бумага, кисти, баночка для воды.

Первый этап. «Музыка и движение».

Движение под музыку с шифоновой тканью. Ткань, выполняет функцию защиты. Ребёнок становится одновременно видимым и не видимым, это даёт свободу движения и выражения чувств и эмоций под музыку. Музыка и движения помогут ребёнку избавиться от напряжения и получить удовольствие от управления своим телом.

Второй этап. «Живопись» (творческая работа).

Закончив танец, предложите нарисовать картину с любым изображением, но главное условие это выразить в цвете эмоции, и ощущения испытываемые детьми во время танца.

Третий этап. «Описание картины».

По завершении творческой работы необходимо придумать название для картины и сочинить историю по своей картине.

Во время и после окончания работы необходимо хвалить детей. Впоследствии важно организовать выставку картин в классе и провести презентацию для родителей.

Данная работа помогает детям чувствовать своё тело, прислушиваться к своим ощущениям и выражать их с помощью движений и художественных образов.

Упражнение № 2. «Рождение художественного образа, навеянного классической музыкой.

Рекомендуемые музыкальные произведения: «Прелюдия» № 8 И. С. Бах; «Прелюдия» № 4 Ф. Шопена; «Баркарола» П. И. Чайковского; «Пастораль» Ж. Бизе; «Лебедь» К. Сен-Санса; «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского.

Материалы для работы: краски «гуашь» или акварель, восковые мелки, бумага формата А3, кисти беличьи № 8, № 2, баночка с водой.

Первый этап. Слушание музыки.

Прослушав небольшое музыкальное произведение (2–3 минуты), попросить детей рассказать о том, что они представили во время звучания музыки.

Второй этап. Изображение представленного.

Изобразить на листке бумаги красками или восковыми мелками свои ощущения отражённые в образах.

Арт-терапевтические формы, используемые на уроке музыки, создают благоприятные условия для решения ряда важнейших задач: осознание наличия разных эмоциональных состояний у детей и умение выражать свои эмоции и чувства; развитие и укрепление внутреннего «Я»; помощь родителям с «особыми» детьми и детьми с признаками одарённости.

Музыка как вид искусства способна влиять на физиологические процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыкальное произведение доставляет удовольствие, то сердечно — сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Если музыка не приятна, то усиливается сердцебиение учащихся, поднимается давление. Яркая, ритмичная музыка вызывает у детей непроизвольное движение в такт рукой, ногой или головой. Неосознанные движения могут быть совершенно разнообразными. Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. Очень важны и актуальны сегодня музыкально — коррекционные занятия в сочетании с другими видами работы на уроке. Музыкальные занятия способствуют развитию памяти воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир.

 

Литература:

 

1.                  Балакирев В. П. Отрицательные переживания у детей. //«Журнал практического психолога», М., № 1, 1996.

2.                  Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.

3.                  Выготский Л. С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.

4.                  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991.

5.                  Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. М., 1994.-140.

6.                  Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.

7.                  Декер-Фойгт Г.-Т. Введение в музыкотерапию./ пер. с нем. СПб.: Питер, 2003.

8.                  Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Изд. центр «Академия», 2000.

9.                  Дубровина И. В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1997.

10.              Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1998.

11.              Киселёва М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007.

12.              Кожохина С. К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.

13.              Кравцова Е. Е. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 1990.

14.              Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М., 1993.

15.              Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

16.              Овчарова Р. В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. М., 1996.

17.              Овчарова Р. Р. Психологический портрет социокультурно — и педагогически запущенного ребенка. М., 1994.

18.              Смолина Е. А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007.

19.              Самоукина Н. В. Психотехнические игры и упражнения, и коррекционные программы. М., 1993.

20.              Фуржанов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle