Библиографическое описание:

Алешкина О. В., Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Гендерный подход в образовании [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 150-152.

Данная статья посвящена проблеме гендерного подхода в образовании. Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение Гендерного компонента во все области общественной жизни: политику, экономику, культуру, образование.

Ключевые слова: гендер, ФГОС.

 

В последнее десятилетие все большее развитие получает реализация идей тендерного подхода к обучению и воспитанию младших школьников в рамках задачи создания гендерно-ориентированной системы обучения. Гендерно-ориентированная система обучения учитывает психолого-возрастных особенности развития учащихся на соответствующей ступени обучения в школе, способствует гармоничному личностному развитию в зависимости от пола и создает условия для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек [4].

Такая система создает условия для личностного развития и укрепления психического здоровья учащихся за счет внедрения принципов раздельного обучения, обеспечивает возможность воспитания из мальчиков и девочек мужчин и женщин, индивидуумов, способных эффективно взаимодействовать друг с другом и социумом в целом.

Как и в случае со СМИ, семья, школа и центры развлечений также несут ответственность за укрепление тендерных стереотипов. Недавнее исследование продемонстрировало, что учителя чаще оценивают мальчиков положительно, если последние активны, агрессивны, независимы, все исследуют и соревнуются с другими, в то время как девочки часто получают положительную ответную реакцию за послушание, доброту, мягкость, пассивность и положительное отношение к сообществу. Поскольку такие тендерные стереотипы формируются преимущественно в школьные годы, многих девочек не поощряют за независимость действий, за соперничество и активизм в общественной сфере. Девочки, не соответствующие стереотипным ожиданиям, могут подвергаться критике [1].

Традиционные тендерные стереотипы могут затрагивать как мальчиков, так и девочек. Стереотипные ожидания силы и соперничества от мужчин часто противоречат повседневному опыту мальчика: жизнь в семьях с нестандартной структурой, мужская безработица или увеличивающееся присутствие женщин в общественной сфере. Такие противоречия могут усложнить развитие половой идентичности у мальчиков. Мальчики, не соответствующие типичным стереотипам о мужчинах, могут подвергаться агрессии, изоляции и дискриминации.

В учебниках по педагогике и методических пособиях обычно указывается на различие в познавательной деятельности учеников разного возраста, но ничего не говорится о различиях между детьми разного пола. А эти различия очень значительны. Мальчики и девочки обладают разными типами психики, разными типами познания, что в свою очередь определяется разной структурной и функциональной организацией мужского и женского пола. Рассмотрим эту проблему с точки зрения функциональной спецификации двух полушарий мозга. Левое и правое полушарие собирают информацию соответственно от правой (левое) и левой (правое) сторон тела, так как нервные пути перекрещиваются и организуют деятельность тоже противоположной стороны тела. Два полушария мозга симметричны и асимметричны одновременно, так как принципы восприятия и переработки информации, ее запоминания и воспроизведения, организации двигательной деятельности и эмоционального оформления у них разные. Эти основные принципы организации мозга одинаковы у мужчин и женщин [3].

Левое полушарие можно назвать рационально-логическим, алгоритмическим, аналитическим, классификационным. Оно как бы разбивает информацию на блоки, отбрасывает конкретные несущественные детали, выстраивает причинно-следственные или логические цепочки, действует по алгоритму. В школе алгоритм -это правило, шаблон для решения типовых задач. Только в левом полушарии у человека имеются центры речи, а значит, только оно владеет грамматикой и синтаксисом, законами согласования слов в предложении, грамотным построением сложных речевых высказываний устной и письменной речи. Все это обусловлено особым строением левого полушария.

Правое полушарие — образное, пространственное, целостное, синтетическое, интуитивное. Оно воспринимает мир целостно, ничего не отбрасывая и не теряя. Его мышление панорамно. Мысль как бы бежит одновременно по разным направлениям, даже тем, где успех в решении задачи маловероятен, алгоритм не задан (отсюда возможность нестандартных решений) [4].

Если левополушарное мышление может быть оречевлено и доведено до сознания самого субъекта (в нашем случае — ученика) и до того, кому предназначен ответ (учителя), то правополушарное мышление не объясняет, как оно пришло к данному выводу. Левополушарное мышление возможно только при достаточности информации в каждом звене выстраиваемой цепи мышления. Если информации (знаний) не хватает, то левое полушарие бессильно: цепочка мышления рвется и дальнейшая мыслительная деятельность невозможна. Правое полушарие не строит цепочек, поэтому даже если в ваших знаниях есть дырки, бреши, прорехи, оно все равно способно достроить мысленно до целого и принять решение. В школе учитель всегда в нужный момент дает ученику нужную информацию для дальнейшего разворачивания цепи знаний, т. е. школа развивает в основном левополушарное мышление. А вот в жизни никто нам вовремя нужной информации не предоставит и решать приходится, опираясь именно на правополушарное мышление.

Вот здесь в особенностях функционирования двух полушарий мозга и кроются важнейшие различия между мальчиками и девочками. У мужчин специализации полушарий, как и все прогрессивные признаки, выражены ярче, а у женщин картина менее четкая. Но это у взрослых. Чем младше ребенок, тем он более правополушарен. Это связано с тем, что прежде чем дробить картину мира на блоки, прежде чем отбрасывать конкретные детали и высвечивать, как прожектором, часть информации о мире, нужно создать целостную картину мира, тот фундамент, на котором и будет построено здание наших знаний.

Но мальчики по биологическому возрасту младше девочек. Это у юношей-старшеклассников левое полушарие станет рационально-логическим и более специализированным, чем у девочек-одноклассниц. В начальной и средней школе мальчикам требуется обучение, основанное в первую очередь на целостном, синтетическом подходе, с опорой на образность, конкретность, жизненность. Они должны понять принцип, смысл, а не выстраивать этот смысл постепенно из лишенных смысла деталей. Девочки-сверстницы тоже в значительной степени правополушарны, но у них лучше развита речь и алгоритмическое левополушарное мышление. Именно поэтому они лучше ориентируются в правилах, типовых заданиях, лучше выстраивают устный и письменный ответ, способны разъять целое на части (слово на приставку, корень, суффикс и окончание), присвоить словам или блокам знаний названия-ярлыки (сказуемое, подлежащее, род, число, падеж).

У мальчиков-школьников есть еще ряд трудностей в познавательной деятельности, обусловленных особой организацией их мозга. Наши два полушария связаны между собой несколькими пучками нервных волокон и способны обмениваться информацией. Но у детей самый мощный из этих пучков непропорционально мал. Кроме того, у мужчин и мальчиков число таких нервных волокон на 20 % меньше, чем у женщин и девочек. Следовательно, мальчики значительно труднее сопоставляют информацию, полученную и обработанную разными полушариями. Это создает трудности для мальчиков в начальной и, отчасти, в средней школе, но зато дает возможность несколько сдерживать процессы дублирования в работе двух полушарий и позволяет сформировать выраженную и функциональную специализацию у юношей и взрослых мужчин. У женщин специализация выражена слабее. Отсюда — «странная женская логика», «оречевленные» эмоции и меньшая способность женщин к пространственному мышлению.

В детском же возрасте девочки имеют преимущества при обучении с опорой на левополушарное мышление (не логическое, а алгоритмическое). А нашей школе свойственно так называемое «левополушарное третирование» [5].

Педагогика изначально наука мужская по своему содержанию, потому что создавали ее преимущественно педагоги-мужчины. А по форме она женская. Подавляющая часть учителей, особенно в начальной звене, это — женщины. Именно они реализуют те программы и методики, которые разработали педагоги-ученые и методисты. А кто составляет программы и пишет учебники? Чаще всего те, кто любит и умеет письменно выражать свои мысли, то есть левополушарники. Тексты, написанные левополушарниками, имеют свои особенности. Они излишне громоздки, грамматически усложнены, неоправданно перегружены научными терминами, оторваны от реальности и чересчур абстрактны, даже когда они адресованы ученикам 1–2 класса.

Гендер — это социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии.

Уже из этого определения следует, что в отличие от биологически заданного пола, «тендер» является категорией психологической и социальной, обе эти составляющие в разной степени развиваются в результате воспитания человека: психологические характеристики могут корректироваться, а навыки социального поведения при отсутствии у ребенка сколько-нибудь значительного личного опыта воспитываются практически с нуля. И наряду с родителями важнейшую роль в воспитании социально зрелого человека играют воспитатели и педагоги детских учреждений [7].

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. Главная цель образования — создание оптимальных условий для развития ребенка на каждом возрастном этапе и формирование способности к дальнейшему саморазвитию.

Гендерная социализация в школе — это процесс воздействия системы образования на мальчиков и девочек таким образом, чтобы они усвоили принятые в данной социокультурной среде тендерные нормы и ценности, модели мужского и женского поведения.

Психологи выявляют следующие условные различия между мальчиками и девочками. ФГОС НОО ставит задачи обеспечения планируемых результатов и создания условий для качественного образования, развития творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей. Нельзя не учитывать тот факт, что мальчики и девочки в силу их пололичностных особенностей различны. Таким образом, гендерно-ориентированное обучение способствует выполнению требований ФГОС.

При подготовке и проведении образовательных и воспитательных процессов, мероприятий необходимо учитывать особенности психического и физиологического развития мальчиков и девочек, независимо оттого, по какой программе или в каком классе мы работаем. Предлагаю рассмотреть гендерные особенности мальчиков и девочек, которые необходимо учитывать при проектировании учебной деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Бендас, Т. В. Гендерная психология: учеб. нос. / Т. В. Бендас. — СПб.: Питер, 2006. -431с.

2.                  Гендерная стратегия РФ (проект). — М., 2004.-25 с.

3.                  Из истории школы Белоруссии и Литвы / отв. ред. В. З. Смирнов. — М., 1964.-С. 103–104.

4.                  Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / ЕЛ. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.

5.                  Каменская, Е. Н. Гендерный подход в педагогике: дисс.... докт. пед. наук / Е. Н. Каменская. — Ростов н/Д, 2006. — 410 с.

6.                  Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1955. — С.161–376.

7.                  Кон, И. С. Ребёнок и общество: учеб. пос. для студентов вузов / И. С. Кон. — М.: Academia, 2003. — 334 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle