Роль расширенного сознания в развитии музыкальности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (191) февраль 2018 г.

Дата публикации: 03.02.2018

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Панасюк Н. Н. Роль расширенного сознания в развитии музыкальности // Молодой ученый. — 2018. — №5. — С. 184-185. — URL https://moluch.ru/archive/191/48168/ (дата обращения: 19.04.2019).



В условиях создания демократического государства на основе рыночной экономики, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения в постоянно меняющихся условиях. Серьезные изменения происходят в системе образования. Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, формирование успешной активной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В современной школе преобладает аналитический левополушарный стиль обучения с опорой на языковое, логическое мышление. В этой ситуации дети с доминированием левого полушария оказываются в более выгодном положении. Правополушарным детям в такой системе не очень комфортно. С правым полушарием связано чувственное восприятие, образное мышление, творчество, которое может проявляться во всех сферах деятельности человека, обеспечивая нестандартность, неоднозначность способов решения тех или иных проблем. Уроки музыки в школе позволяют уравновешивать однобокость развития личности, развивать не только левое, но и правое полушарие. Роль музыки для решения этой проблемы огромна. Приобщение к слушанию музыки, исполнение ее на музыкальных инструментах, знание ее, изучение — одно из важнейших решений этой глобальной задачи. Для того, чтобы развить у учащихся всю тонкость проникновения в классическую музыку нужно посмотреть, как это развитие происходит у профессиональных музыкантов и что такое музыкальность.

Под музыкальностью подразумевается ряд способностей: музыкальный слух, который развивается в детском возрасте и ритм (внешний и внутренний), музыкальная память, способность сознания воспринимать истинную красоту музыкальных звуков, способность их анализировать и, наконец, способность переживания различных настроений, даваемых музыкальными пьесами. Три последние способности можно назвать высшими и главными, а первые- низшими и второстепенными. При отсутствии высших способностей стоит ли развивать низшие? Их исключительное развитие может создать только музыкальный автомат. Музыкальным человеком может считаться только тот, кто понимает и чувствует красоту в музыке.

Отсюда ясно, что для развития музыкальности требуется прежде всего расширение сознания для восприятия музыкальной красоты, а остальные способности, после расширения сознания, уже гораздо легче поддадутся развитию. Что же такое расширение сознания? Всякое знание о предмете внешнем или внутреннем(психическом) есть расширение сознания. Когда человек изучает целый ряд предметов в течение более или менее продолжительного времени, то у него постепенно расширяется кругозор мышления: для него мир внешний и внутренний становится шире и интереснее. Следовательно, посредством изучения предметов, его сознание начало видеть, если так можно выразиться, внешний и внутренний мир более полно и глубже; и с его сознанием происходит именно то, что я называю расширением сознания: при внимательном изучении каждого предмета, последний становится все интереснее. На самом же деле предмет остается неизменным, изменяется только или, вернее, расширяется познавательная способность о нем, а следовательно, и о других предметах. Возможно, что у ученика не остается потом в памяти подробных сведений о предмете, но зато остается результат его знаний — расширенное сознание, а это главное в области психического совершенства.

Если же человек, при изучении предметов, ограничивается только запоминанием их в большом количестве, не уделяя времени для размышления (концентрация сознания) о них,то он может помнить о многих предметах с подробным описанием их. Но это будет не знание, а только автоматическая способность подсознания, которое при усилии воли всегда выводит в сознание раз навсегда запечатленный предмет. Поэтому человек, обладающий только хорошей памятью, не является еще человеком знания. Истинно знающий (так называемый ученый) может обладать средней памятью, а обладающий феноменальной памятью еще не есть знающий.

Итак, развитие музыкальности зависит от расширения сознания, а не только от развития слуха, а следовательно, и методы должны строиться на этом положении. Творческая сила есть сила психическая, и от ее развития зависит и развитие слуха и пр. Другого пути нет.

В процессе изучения музыки недостатки существующей системы особенно явно обнаруживаются в работе с подростками. Не случайно этот возрастной этап называется в психологии этапом кризиса детского изобразительного творчества. Чрезмерное возбуждение левого и торможение правого полушария приводит к тому, что свобода, смелость и спонтанность, характерные черты детского музыкального творчества сменяются пунктуальностью и аналитичностью, пропадает непосредственность чувств, умение быстро схватывать ситуацию. Музыкальность — искусство познания красоты посредством органа слуха — зависит не только от развития кортиева органа, но, главным образом, и от расширения сознания в познании красоты в звуках, и восприятии идеи, которую композитор хотел выразить в своей музыке. Слух, как и всякий орган, будет постольку развиваться, поскольку на него обращается внимание, которое проявляется благодаря двум факторам: интереса и воли. Давление воли на внимание всегда наступает, как только интерес начинает ослабевать. Но так как у большинства учеников внимание пропорционально интересу, то при частом повторении какого-нибудь дела интерес к нему ослабевает и ослабевает также и внимание. При отсутствии, или почти отсутствии, внимания (психической силы, благодаря которой все совершенствуется) наступает автоматическая работа и тогда всякий прогресс прекращается. Если при посредстве воли внимание начнет опять участвовать в деле, то возобновляется и прогресс.

Не подлежит сомнению, что секрет Паганини в его громадной силе воли, удивительной концентрации внимания и сознания на исполняемом предмете, оригинальной индивидуальности, которая благодаря воле и концентрации внимания, проявлялась во всей силе и блеске.

Литература:

  1. Кандинский. В. В. О духовном в искусстве. М., Архимед, 1992
  2. Борисова А. И. Развитие художественного восприятия в младшем подростковом возрасте средствами абстрактного искусства. Актуальные вопросы современной психологии. — Орехово — Зуево. 2001,с. 41–43.
  3. Назаров И. Т. психо-физиологический метод изучения музыки. С.-Петербург, Т-в «А. Иогансен» 1914
  4. Эдварс Б. Художник внутри вас. Курс раскрытия творческих способностей. Минск. Попурри, 2001
Основные термины (генерируются автоматически): расширение сознания, правое полушарие, внимание, современная школа, решение этой, развитие слуха, развитие музыкальности, предмет, изучение предметов, способность.


Похожие статьи

Обучение изобразительному искусству подростков с опорой на...

Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика

Следует отметить, что развитие правого полушария необходимо и право и левополушарным людям. Как утверждает И. Соньер: «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном...

Цель современного образования — развитие и выявление творческих способностей, потенциала

Б. М. Теплов считал главным признаком музыкальности «переживание музыки как

слуховые (музыкальный слух). К. В. Тарасова делит музыкальные способности на...

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Труды Н. А. Ветлугиной рассматривают развитие у ребенка общей музыкальности.

Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат

Все это, несомненно, развивает музыкальные способности детей. Литература

Музыкальное образование — главный фактор развития ребенка...

Никто из ребят до этого не занимался музыкой. Детей протестировали неврологи, психологи и педагоги на предмет умения читать, моторики речи

Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому...

Формирование речевой активности у воспитанников после...

При отсутствии слуха речь затухает на фазе гуления и без специального обучения не развивается.

При этом мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и

Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки.

Интонационные упражнения в развитии слуховых навыков...

Для того чтобы состояние слуха музыканта-профессионала соответствовало уровню решения новых художественных задач нужна специальная система тренировки слуха.

Музыкальный слухэто способность, поддающаяся развитию и воспитанию.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Это является основой для развития фонематического слуха.

Цель: развитие слухового внимания, развитие быстроты реакции.

Обучение пониманию иноязычной речи на слух при обучении английскому языку в средней школе.

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

Восприятие — это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие — не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо.

Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих...

Эта способность развивается путем следующего упражнения — «Внутренний глаз».

Поощрение интересных вариантов решения, как отдельных предметов, так и

Изображение природы как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Обучение изобразительному искусству подростков с опорой на...

Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика

Следует отметить, что развитие правого полушария необходимо и право и левополушарным людям. Как утверждает И. Соньер: «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном...

Цель современного образования — развитие и выявление творческих способностей, потенциала

Б. М. Теплов считал главным признаком музыкальности «переживание музыки как

слуховые (музыкальный слух). К. В. Тарасова делит музыкальные способности на...

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Труды Н. А. Ветлугиной рассматривают развитие у ребенка общей музыкальности.

Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат

Все это, несомненно, развивает музыкальные способности детей. Литература

Музыкальное образование — главный фактор развития ребенка...

Никто из ребят до этого не занимался музыкой. Детей протестировали неврологи, психологи и педагоги на предмет умения читать, моторики речи

Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому...

Формирование речевой активности у воспитанников после...

При отсутствии слуха речь затухает на фазе гуления и без специального обучения не развивается.

При этом мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и

Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки.

Интонационные упражнения в развитии слуховых навыков...

Для того чтобы состояние слуха музыканта-профессионала соответствовало уровню решения новых художественных задач нужна специальная система тренировки слуха.

Музыкальный слухэто способность, поддающаяся развитию и воспитанию.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Это является основой для развития фонематического слуха.

Цель: развитие слухового внимания, развитие быстроты реакции.

Обучение пониманию иноязычной речи на слух при обучении английскому языку в средней школе.

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

Восприятие — это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие — не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо.

Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих...

Эта способность развивается путем следующего упражнения — «Внутренний глаз».

Поощрение интересных вариантов решения, как отдельных предметов, так и

Изображение природы как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задать вопрос