Библиографическое описание:

Плоскова В. А. Экономическое воспитание подростков во внеклассной работе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 118-120.

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с экономическим воспитание подростков. В статье представлена программа экономического воспитания подростков, дискуссия на экономические темы рассматривается в качестве эффективного метода воспитания.

Ключевые слова:экономическое воспитание, подростки, внеклассная работа.

 

Современные преобразования в экономической, образовательной, социокультурной сферах жизнедеятельности современной России требуют инноваций в области образования и воспитания, которые основаны на современных научных представлениях, идеях и знаниях.

Внеурочная деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Современные подростки проявляют крайнюю самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих, внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров. Подростковый возраст это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. В этом возрасте очень важно включить подростка в социально значимые экономические отношения, сформировать экономическое мышление.

Необходимость экономического воспитания подрастающего поколения отмечали еще в XIX веке русские ученые-педагоги. Так, например, К. Д. Ушинский считал одной из задач педагогики подготовку подрастающего поколения к включению в хозяйственную жизнь общества. В 20-х годах XX века в отечественной педагогике эта тема приобрела самостоятельное значение. С. Т. Шацкий считал, что при обучении детей необходимо касаться экономических вопросов их жизни, планировать их участие в совместной деятельности со взрослыми. Отечественные исследователи А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, Б. З. Вульфов характеризуют экономическое воспитание как систему мер, направленных на развитие мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает формирование не только таких деловых качеств, как бережливость, предприимчивость, расчетливость, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности.

Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности; хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию; рационализаторства, ответственности; стремления к высокой рентабельности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию.

Мы разделяем точку зрения А. Г. Коршун, что экономическое воспитание — это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают понятия и представления об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных сил, производственных отношениях, о действующем хозяйственном механизме [5].

Механизмы, средства и способы экономического воспитания школьников разнообразны. Содержание общественного экономического сознания становится достоянием школьников в результате их познавательной деятельности. Главным механизмом экономического воспитания школьников является непосредственная, доступная им экономическая деятельность

Экономическое воспитание осуществляется также в процессе экономических отношений, в которые вовлекаются подростки. Они взаимодействуют с родителями и проявляют свое отношение к бюджету семьи, к вещам личного пользования. В общественно полезном труде они вступают в отношения друг с другом, со взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Необходимо добиваться осознания детьми этих отношений с позиций нравственности и их экономического значения. Таким образом, экономическое познание, деятельность и отношения — те механизмы, которые формируют экономическое сознание школьников.

Мы разработали программу по экономическому воспитанию старших подростков «Экономика успеха», которая была успешно реализована во внеклассной работе на базе Омутинской СОШ № 2, Тюменской области.

Цель программы: становление экономического сознания старших подростков как важнейшая социальная ценность.

Становление — это процесс развития, в котором индивид берёт на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала

Задачи программы: формирование и усвоение основных экономических понятий, категорий, законов и процессов; формирование экономической картины мира; формирование экономического отношения к труду, деятельности, природным ресурсам; приобретение навыков, необходимых для предпринимательской деятельности.

Экономическое воспитание старших подростков должно строиться на принципах: субъектной позиции обучающихся; воспитание через социальную значимую деятельность.

Программа ориентирована на старших подростков, обучающихся девятых классах. Разрабатывая программу экономического воспитания старших подростков, мы ориентировались на следующие ценности: осознание своей исторической, экономической принадлежности к Родине; социально- экономическую активность в жизни страны; следование закону; ответственность за собственные действия. Под ценностями мы понимаем предпочтения или отвержения определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения. Мы рассматриваем нравственные ценности как позитивные и исходим из того, что нравственные ценности мотивируют действия и поступки человека, являются его ориентирами в жизни [1].

Содержательная часть Программы предполагает создание условий в экономической среде и опыта поведения, формирование мотивации. Главными средствами и формами воспитания экономического сознания являются тематические классные часы, экскурсии, дискуссии, ролевые игры.

В содержании Программы входит проведение следующих мероприятий: классные часы — «Этика делового общения»; «Искусство создания рекламы», экскурсия — на предприятия ООО «Птица», дискуссии — «Менеджер XXI века»; «Что должен знать и уметь начинающий руководитель?», ролевая игра — разрешение конфликтных ситуаций на предприятиях.

Основными методами организации экономического воспитания являются: формирование сознания (беседа, рассказ, дискуссия, организация деятельности), формирование отношений (поощрение, контроль и самоконтроль, оценка); метод экономического проектирования [1].

Реализуя программу, мы учили старших подростков правилам составления личного и семейного бюджета, делая акцент на значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха; рассматривали нравственные и деловые качества работника, которые ценятся работодателем. В процессе реализации программы был создан отряд «Эконом», участники, которого разработали и проводили экскурсии на предприятие «Птица».

Большой интерес у старших подростков вызвала дискуссия- конференция на тему «Менеджер XXI». Целью данной дискуссии являлось выявление значимых качеств менеджера в XXI веке. На первом этапе дискуссии подросткам необходимо было проранжировать качества менеджера по 14-ти бальной шкале. Для ранжирования были предложены следующие качества: знание специальности, широта познаний, лидерство, способность делегировать власть, решительность, твердость, коммуникабельность, честность, умение принимать решение, умение и желание слушать, дружелюбие, умение сосредотачиваться, заинтересованность в людях. В качестве значимых качеств подростки выделили: умение принимать решение, лидерство, твердость. На стадии оценки мы задавали вопросы для обсуждение: «Как определить, существующие экономические проблемы в нашем городе?», «Нужно ли воспитывать экономическое сознание у школьников?», «Какой человек является успешным?» С помощью данных вопросов мы пытались выяснить не только отношение учащихся к экономическим проблемам нашего города, но и какими нравственными качествами обладают подростки, учащиеся дискуссии.

Реализованная программа экономического воспитания помогает подросткам развивать экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.

 

Литература:

 

1.      Дереча И. И. Рабочая тетрадь по теории и методике воспитания: учебно-методическое пособие / авт. сост. И. И. Дереча, Т. В. Ширшова. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012.-128с.

2.      Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: автореф. канд. пед. наук.-Тюмень, 2005. -26 с.

3.      Дереча И. И. Технологии организации воспитательного процесса. Ишим: Изд-во ИГПИ им.П. П. Ершова,2012.-196с.

4.      Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: дисс. канд. пед. наук. — Омск, 2005. -186 с.

5.      Коршун А. Г. Актуальность экономического воспитания подростков в условиях современной системы образования // Специальное образование. 2013. № 1.- С.58–63.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle