Библиографическое описание:

Титова С. С. Электронные учебники, книги, презентации, тесты для дисциплин теоретического цикла в ДШИ: ресурсные источники готовых материалов и программы для создания [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 215-219.

Ключевые слова: электронные учебники, книги и тесты, программы для создания электронных ресурсов.

 

Key words: electronic textbooks, books (e-books) and tests, program to create electronic resources.

 

С какими ресурсами в настоящий момент возможно работать преподавателю ДШИ? Какие программы возможно использовать в процессе создания личных авторских ресурсов, воплощающих именно собственные идеи, подходящие к именно своим урокам? С обозначенными вопросами сталкиваются многие преподаватели, не исключение учреждения образования ДШИ. Визуализация биографических тем, изучение музыкальных произведений, проведение тестов и муз. викторин — в курсе «музыкальной литературы»; изучение теории музыки, проверка практических навыков — в курсах «сольфеджио» и «элементарная теория музыки» — уже не мыслятся без мультимедийных ресурсов. Наблюдается активное продвижение внедрения ИКТ в музыкальные предметы [4, с.3].

Настоящий материал призван привести некоторые примеры, ориентирующие преподавателя на некий из возможных образцов — для создания собственных ресурсов, а при возникновении такого желания — приводятся программные средства, которые способны осуществить задуманное.

Все указанные в данном материалы ссылки приводятся лишь с целью ознакомления, а не для коммерческого использования.

Пример электронного учебника/книги для ДШИ– «Биографии русских композиторов XIX-XXвека» (2014). (Автор-Медведева Е. В. — МБОУ «Инкинская СОШ») [7].

Программа, с помощью которой сделан данный учебник, — EBook Maestro Free.

Данный ресурс вполне достойный аналог привычным печатным учебникам, позволяет демонстрацию на интерактивной доске, имеет функции переключения и интуитивный интерфейс, удобное содержание Позволяет обходиться на уроке без интернет, но не позволяет копировать данные и распечатывать. Прекрасно подходит для обзорных биографических тем, но придется использовать дополнительный аудиоматериал. Неоценимый плюс — визуализация материала и включения списка использованных источников и всех биографий, необходимых к курсе «Музыкальная литература» (и даже свыше того, а именно: XIX век — Варламов, Глинка Даргомыжский. Рубинштейн, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Танеев, Скрябин; XX век — Глазунов, Рахманинов, Стравинский, Асафьев, Шапорин, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович, Кабалевский, Хренников, Свиридов, Шнитке).

EBook Maestro –компилятор, использующий возможности HTML, поддерживает форматирование текста, вставку изображений, Flash, Java скрипты, аудио, видео, и т. д. Программа позволяет создавать [8]: а) галереи и презентации, б) электронные книги[1], в) оффлайн web-сайты (при удаленном просмотре сайтов внутри книги без необходимости подключения к сети интернет). Содержит html-шаблоны для работы с дизайном составляющих, функции голосового воспроизведения и защиты от копирования. Программа доступна в трех версиях: Free, Standart, Pro.

Электронный учебник «Занимательная музыкальная литература» (Автор Е. В. Стригина — Бийск, издательство «Бия», 2013). Представляет собой 2 выпуска, в каждый из которых входит рабочая тетрадь, электронный учебник на диске. Диск автономно работает без подключения к сети интернет. Учебник охватывает следующие темы: Часть 1 — откуда музыка пошла? Человек поющий (русский песенный календарь), очарование русского романса, человек танцующий, идем в концертный зал, идем в театр (к каждой теме в рабочей тетрадке предложены задания — тесты, соотнесения, соединение частей утверждения, кроссворды; в учебнике присутствуют проверочные задания с подсчетом правильных ответов); Часть 2 — из истории симфонического оркестра, одиночные инструменты. Материалы демонстрировались в рамках курсов повышения, организованных УМЦ г. Челябинска в период 27–28 октября 2014 г. «Музыкальная литература в XXIвеке».

Учебник распространяется только с согласия автора, но любезно предоставлена возможность ознакомления с фрагментами учебника на сайте — http://музлитератор.рф.

Пример презентации – «Камерная музыка: жанры, стили, исполнители» [9] (Автор — Беркович Т. Н., МБОУ СОШ № 131 г. Екатеринбург); «Развиваем ладовый слух» [10] (Автор Афанасьева Е. А., МАОУ СОШ № 8 с углублённым изучением математики — г. Старая Русса).

Программа, с помощью которой сделаны данные презентации — PowerPoint(входит в пакет программ Microsoft Office).

Фотографии, иллюстрации, текст, музыкальные вставки, дизайн слайдов, работа со шрифтами, настройка воспроизведения, возможность трансляции на интерактивной доске или ПК — основные составляющие программного продукта.

По желанию, возможно добавить флеш-картинки, над которыми придётся поработать в программе Gimp [11], но эффект визуализации не заставит сожалеть о затраченном времени.

Gimp — растровый графический редактор для создания и обработки растровой графики и частичной поддержкой работы с векторной графикой. Предназначен продукт для рисования и графического дизайна, так и для разработки web-дизайна

Мы намеренно не указывает модификацию программ (8, 10, 2.8, 3.6.0 и т. д.), которые со временем изменяются, сами продукты совершенствуются.

Для работы со звуковыми файлами — уровень громкости, длительность — подойдет — SoundForge [12] — цифровой аудио-редактор. Для элементарной обрезки файла в минимальны временные рамки напрямую с сайта, без скачивания программы– незаменим mput [13].

Для конвертации изображения (JPG, BMP, PNG, TIF, ICO, GIF, PCX, TGA), звукового (MP3, WMA, MMF, AMR, OGG, M4A, WAV.) или видео (MP4, 3GP, MPG, AVI, WMV, FLV, SWF) файла в необходимый формат — требуется программа FormatFactory [14].

Movavi [15] — видео-редактор, конвертер видео. Программный продукт позволяет синтезировать аудио с изображениями и добиваться изготовления собственного видео, в котором можно вносить текстовые замечания и оглавления. Программа подходит и для нарезки и соединения видеофрагментов и включает функцию их публикацию на компьютер или носитель. Немаловажные функции — конвертация видео и сжатие больших фрагментов для удобства хранения. Данная программа подходит для подготовки необходимых видеофрагментов к просмотру на уроках теоретического цикла (из-за невозможности просмотра видео в полном объеме) и для подготовки видеоотчетов по итогам открытых уроков и методсообщений.

Интерактивные тесты. Пример ресурса — «Дидактический материал к уроку музыки «Интерактивные презентации-тесты» [16] (Автор — Михалик Н. А.– МО ДОД «Дом детского творчеств). Данный ознакомительный ресурс включает: — тест «Нотная азбука»; — тест «Длительности нот»; — тест «Знаки альтерации»; — тест «Мозговой штурм»; — тест «Музыкальные жанры». Для создания данных тестов использован шаблон создания тестов в PowerPoint [17].

Параметры шаблона таковы (предоставляется свободно, условие автора — Смирнова Д.– ссылка на шаблон со страницы размещения): в готовый шаблон впечатываются варианты ответов, указываются верные (DA) и неверные (NET) макросы, в конце возможно отображение верных ответов учащихся (шаблон 2). Инструкция к шаблонам приводится на официальной странице.

Создание тестов онлайн, без скачивания программного продукта доступно на сайте banktestov.ru. Тест создается преподавателем с необходимыми параметрами: количеством вопросов, вариантов ответов, баллов. Ссылка на тест сохраняется для личного пользования. Ссылка на примерный ресурс (демонстративный тест для учащихся 3 класса по дисциплине «Сольфеджио», созданный автором данной статьи, включает 14 вопросов [18]): По итогу выполнения теста автоматически подсчитывается количество правильных ответов.

Специализированная программа конструирования электронных заданий — HotPotatoes [19]. Уроки работы с программным продуктом размещены, например на сайте: http://hotpot-anna.narod.ru/lessons.html(приведены инструкции и примерные задания)

Программа направлена на построение электронных: кроссвордов (задание популярное в виду новых требований к теоретической олимпиаде по «музыкальной литературе», запланированной на ноябрь 2015 в г. Челябинске), викторин, тестов, задания на заполнения последовательностей (подходит для выстраивания хронологий, например муз. эпох, композиторов годам жизни, последовательностей аккордов и интервалов, длительностей и пр.), восстановления пропусков (разнообразные задания для подбора слов и терминов по смыслу). По итогам выполнения заданий подсчитываются верные ответы в процентах.

Так, в программу входят следующие инструменты: JQuiz (викторина, в которой имеется несколько вариантов ответов на один вопрос), JMatch (задача на установку соответствий), JCloze (заполнение пропусков), JMix (упражнения для восстановления цепочки последовательности), JCross (кроссворд). В программе предусмотрена оценка результатов ответов в процентах: чем больше правильных ответов, тем выше процент. задача на установку соответствий.

При создании заданий возможно включать тексты, добавлять аудио и видео файлы, все сделанные задания можно будет экспортировать в HTML и использовать в блоге или на сайте. Посредством программы возможно распечатать созданные задания и использовать в качестве стандартного бумажного текста (опция «Экспорт»).

Популярность в образовательном процессе приобретает использование флеш-игр[2] [5]. Программы по созданию такого ресурса — StencylWorks [20].Это ресурс для создания 2D Flash (флеш) игр без программирования. Встроено сразу множество различных «заготовок» игр: гонки, аркады, платформеры, стрелялки.

Для создания мозаик (например из тактов музыкального фрагмента) пригодится программа Jigsawpuzzle [21]. Уроки по созданию таких игр размещены, например на сайте: http://www.lessonsflash.ru/creationgames/Index01–13.htm (Дата обращения: 10.05.2015).

Для кого-то данный материал послужит стимулом к творческой работе при подготовке урока в ДШИ, для кого-то стимулом для формирования желания к приобретению в образовательную организацию интерактивной доски, ПК и подключения к сети интернет.

Приведенные ресурсы используются автором на базе МБУ ДОД ДШИ № 9 г. Челябинска при подготовке и проведении уроков по дисциплинам теоретического цикла.

 

Литература:

 

1.         Берак. О. Л. Как преподавать сольфеджио в XXI веке / О. Л. Берак, М. В. Карасева. — М.: Классика XXI, 2006. — 224 с.

2.         Кутыгина, В. Б. Использование инновационных технологий в процессе преподавания музыкальной литературы в ДШИ / В. Б. Кутыгина. — Режим доступа: http://aneks.spb.ru/index.php/2012–02–17–05–23–58/50–2012–03–01–19–38–59/946--3-q---------q Дата обращения:09.05.2015

3.         Новые технологии в музыкальном образовании (компьютер, синтезатор, интернет). Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Сост. е. Орлова. — М.: Искусство и образование, 2008. — Вып. 1. — 108 с.

4.         Тараева, Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике / Г. Р. Тараева.– М.: Издательский дом «Классика — XXI». 2007. — Книга 1: Стратегии и методики. — 128 с.

5.         Титова, С. С. Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио в ДШИ: к вопросу об источниковой и правовой базах в соответствии с основными формами работы дисциплины [Текст] / С. С. Титова, Г. Я. Гревцева // Материалы данной конференции

6.         Титова, С. С. Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий [Текст] / С. С. Титова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

7.         http://www.uchportal.ru/load/225–1-0–60536 («Учительский портал) Дата обращения: 09.05.2015

8.         http://www.ebookmaestro.com/ru/download.html Дата обращения: 10.05.2015

9.         http://www.uchportal.ru/load/129–1-0–59810 Дата обращения: 09.05.2015

10.     https://disk.yandex.ru/public/?hash=uT1tAOJq7mJo6h40CwkEtrVWUmsxZ8TEeQNW/UJVq4s %3D Дата обращения: 09.05.2015

11.     http://gimp.ru Дата обращения: 10.05.2015

12.     http://www.freeversions.ru/sony-sound-forge-free-download Дата обращения: 10.05.2015

13.     http://www.mp3cut.ru/# Дата обращения: 10.05.2015

14.     http://biblprog.org.ua/ru/format_factory/ Дата обращения: 10.05.2015

15.     http://www.movavi.ru/videoconverter/?gclid=CObgg6Swt8UCFSvncgod-k4AYg Дата обращения: 09.05.2015

16.     http://www.uchportal.ru/load/300–1-0–18659# Дата обращения: 10.05.2015

17.     http://www.nachalka.com/test_shablon Дата обращения: 09.05.2015

18.     : http://www.banktestov.ru/test/?id=31398 Дата обращения: 22.04.2015

19.     http://ru.winportal.com/hot-potatoes?EsetProtoscanCtx=739e3d8 Дата обращения: 10.05.2015

20.     http://game-maker.ru/infusions/pro_download_panel/download.php?did=1572 Дата обращения: 10.05.2015

21.     http://www.jigsawplanet.com/?rc=createpuzzle&ret= %2F Дата обращения: 09.05.2015



[1] Для  чтения изготовленных электронных книг понадобятся предустановка программы, в которой создана книга..

[2] Указание примерных флеш-игр см. в статье автор «Мультимедийные  ресурсы  на уроках  сольфеджио в ДШИ: к вопросу об источниковой и правовой базах в соответствии с основными формами работы дисциплины».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle