Структура профессиональной компетентности будущих техников автотранспортной отрасли | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 21.05.2015

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Тихонова, Л. В. Структура профессиональной компетентности будущих техников автотранспортной отрасли / Л. В. Тихонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8145/ (дата обращения: 27.04.2024).

Профессиональная компетентность характеризуются системой интегрированных умений, опыта, знаний, а также личностных качеств, позволяющих будущему специалисту эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром. Педагогическая экспертиза (С. В. Красных, Т. Г. Самойленко [3, с. 15], Д. К. Шарафутдинов, Р. Р. Сибагатуллин [6, с. 36] и др.) выявленных инвариантных составляющих профессиональной компетентности показала, что эта структура представлена ценностным (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому), когнитивным (требования к освоению содержания модуля, междисциплинарного курса), и деятельностным (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) аспектами подготовки, связанными с определенными видами профессиональной деятельности специалистов с учетом опыта профессиональной деятельности на основе профессионально значимых качеств личности.

Вместе с тем, специфика подготовки будущих техников автотранспорта предопределяет необходимость выделения вариативных компонентов профессиональной компетентности. Исследование в данной области показывают, что уровень компьютерной грамотности, инфомационно-коммуникационной компетенции студентов ссузов — низкий, не более 48 % (Е. А. Косорукова) [2, с. 29]. В условиях вступления общества в постиндустриальную эпоху, а также в связи с автоматизацией автотранспортных предприятий мы выделяем информационно-коммуникационный компонент. Также мы выделяем адаптационный компонент профессиональной компетентности, который проявляется в подвижности будущих техников автотранспорта (Н. И. Ляленкова [4, с. 34]).

Таким образом, структура предполагаемого результата — профессиональной компетентности будущих техников автотранспорта, состоит из ценностного, когнитивного, деятельностного, информационно-коммуникационного и адаптационного компонентов и рассматривается нами через призму формируемых у будущих техников профессиональных компетенций (ПК) и развития общих компетенций (ОК) [7].

Во-первых, когнитивный компонент профессиональной компетентности, мы будем, прежде всего, рассматривать как процесс усвоения профессиональных знаний, включает в себя цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения профессиональных проблем, в ходе которых необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеологическими методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.

Когнитивный компонент характеризуется знанием содержания профессиональной компетентности: оперативное планирование, формы и структуру управления работой на автомобильном транспорте, основы эксплуатации технических средств автотранспорта, систему учета, отчета и анализа работы и одновременно происходит развитие умения организовывать собственную деятельность, умения на основе знаний принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и т. д. (ОК 1,2,3,4,5,9, ПК1 — ПК3).

Во-вторых, ценностныйкомпонент включает в себя цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. Ценностный компонент представляет большой интерес для нашего исследования, т. к. усиление мотивации формирует саморазвитие, самосовершенствование в процессе профессиональной подготовки; стремление к расширению профессиональных знаний.

Проявляется в осознании будущего выпускника значимости профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования, характеризуется потребностью и стремлением овладевать профессиональными компетенциями и развивать общекультурные компетенции и использовать их в процессе профессиональной подготовки, что является мотивацией для достижения успеха в профессиональной деятельности (ОК 1,2,3,4,8, ПК1 — ПК3).

В-третьих, деятельностный компонент включает в себя цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Деятельностный компонент наполнен совокупностью поисково-ориентировочных, аналитико-синтетических и проективных профессионально ориентированных умений (рис.1).

Определяет практическое и оперативное применение знаний, опыт их проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях: практический опыт ведения технической документации, контроля выполнения заданий и графиков, использования в работе автоматизированных систем для обработки оперативной информации, расчета показателей работы объектов транспорта. Включает виды профессиональной деятельности: инвариантные и вариативную часть требований к деятельности техника по специальности «Организация перевозок и управление движением на автотранспорте» (ОК 9, ПК1 — ПК3).

В-четвертых, информационно-коммуникационный компонент предусматривает знание студентами специального программного и аппаратного обеспечения перевозочного процесса, основных пакетов прикладных программ, используемых в процессе профессиональной подготовки, систем управления базами данных, систем автоматизированного проектирования и др. (например, методы расчёта времени оборота транспортного средства, составление расписания движения и их реализацию с помощью информационных технологий). Информационно-коммуникационный компонент наполнен опытом в области перевозочного процесса с использованием автоматизированных систем управления (ОК 4,5,6, ПК1 - ПК3).

Рис. 1. Структура профессиональной компетентности техников по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

 

Информационно-коммуникационный компонент профессиональной компетентности обеспечивают свободное владение информационными ресурсами, средствами информационных технологий при разработке и управлении сложными техническими объектами, который необходимо рассматривать как общечеловеческую категорию (информационный метод познания), т. к. любой объект изучения, явление, процесс, действие имеет своё информационное отображение (А. Д. Урсул) [5, с.188].

В-пятых, адаптационный компонент мы будем рассматривать как процесс профессиональной рефлексии, а именно: выработка навыков самостоятельного принятия решений, самоконтроля, умения объективно оценить уровень развитости личностных качеств на всех этапах профессиональной подготовки, что будет способствовать подвижности, мобильности будущего специалиста.

Адаптационный компонент также включает в себя психофизиологические (память, мышление, речь и т. п.), психологические (темперамент, акцентуации характера, тип личности: экстраверт/интроверт) особенности личности. Это отражение по нашему мнению выражается в поддержке индивидуальности обучающихся; создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся, поощряющий, стимулирующий характер взаимодействия преподавателя и обучающихся; содействие в развитии способов самореализации личности (ОК 3,7, ПК1 — ПК3).В последнее десятилетие проблема формирования кадрового потенциала особенно актуальна, причем вопросы профессиональной ориентации личности будущего специалиста в постиндустриальном обществе становятся ведущими (Э. Ф. Зеер) [1, с. 30].

Поэтому успешность профессиональной деятельности будущих техников автотранспорта будет зависеть от личных способностей и образовательных достижений, которые в дальнейшем позволят им мобильно обновлять знания, гибко реагировать на изменения рынка труда и технологии.

 

Литература:

 

1.       Зеер Э. Ф. Содействие профессиональному самоопределению обучающихся в современных социально-экономических условиях. // Педагогический журнал Башкортостана. — 2013. — № 3–4(46–47). — С. 30–38.

2.       Косорукова Е. А. Диагностика сформированности информационной компетенции студентов. // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 12. — С.29–32.

3.       Красных С. В., Самойленко Г. Ш. Компетентностная модель подготовки выпускника в системе профессионального образования. // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 5. — С. 15–17.

4.       Ляленкова Н. И. Процесс профессионального роста как научная проблема. // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 1. — С.34–37.

5.       Урсул А. Д. Природа информации: философский очерк. — 2-е изд. — Челябинск, 2010. — 231 с.

6.       Шарафутдинов Д. К., Сибагатуллин Р. Р. Профессиональные компетентность и компетенция — важнейшие факторы обеспечения безопасного труда Казанский педагогический журнал. — 2012. — № 1 (91). — С. 36–41.

7.       ФГОС СПО 23.03.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» [Электронный ресурс] / Информационный портал: Гарант.ru. — Режим доступа: http:www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70569592/. — Дата обращения: 07.05.15.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, ОКА, профессиональная деятельность, адаптационный компонент, будущий техник автотранспорта, Информационно-коммуникационный компонент, профессиональная подготовка, будущий специалист, когнитивный компонент, перевозочный процесс.

Похожие статьи

Формирование общих и профессиональных компетенций...

профессиональная компетентность, ОКА, профессиональная деятельность, адаптационный компонент, Информационно-коммуникационный компонент, будущий техник автотранспорта...

Формирование учебно-профессиональной компетентности...

профессиональная компетентность, ОКА, профессиональная деятельность, адаптационный компонент, Информационно-коммуникационный компонент, будущий техник автотранспорта...

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

То есть, информационно-коммуникативная компетентность — педагогическая категория, рассматриваемая как неотъемлемая часть профессиональной компетентности специалиста.

Формирование информационно-технологической...

информационная компетентность, профессиональное образование, компонент, информация, будущий специалист, профессиональная деятельность, технический вуз...

Анализ компонентной структуры информационной...

информационная компетентность, профессиональное образование, компонент, информация, будущий специалист, профессиональная деятельность, технический вуз...

Технология измерения уровней сформированности когнитивных...

В рамках концепции компетентностного подхода результатом образовательного процесса признаётся компетентность, она рассматривается как личностная характеристика, позволяющая студенту успешно решать личностно и профессионально значимые задачи.

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности

- информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых

6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы...

Готовность будущего учителя к использованию информационных...

При этом в структуре готовности будущего учителя — предметника к использованию информационно-коммуникационных технологий мы выделяем следующие структурные компоненты

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

компетенция, будущая профессиональная деятельность, общеобразовательный цикл, Модель компетенций, дисциплина, учебный процесс, индикатор поведения, модель выпускника, знание, связь.

Похожие статьи

Формирование общих и профессиональных компетенций...

профессиональная компетентность, ОКА, профессиональная деятельность, адаптационный компонент, Информационно-коммуникационный компонент, будущий техник автотранспорта...

Формирование учебно-профессиональной компетентности...

профессиональная компетентность, ОКА, профессиональная деятельность, адаптационный компонент, Информационно-коммуникационный компонент, будущий техник автотранспорта...

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

То есть, информационно-коммуникативная компетентность — педагогическая категория, рассматриваемая как неотъемлемая часть профессиональной компетентности специалиста.

Формирование информационно-технологической...

информационная компетентность, профессиональное образование, компонент, информация, будущий специалист, профессиональная деятельность, технический вуз...

Анализ компонентной структуры информационной...

информационная компетентность, профессиональное образование, компонент, информация, будущий специалист, профессиональная деятельность, технический вуз...

Технология измерения уровней сформированности когнитивных...

В рамках концепции компетентностного подхода результатом образовательного процесса признаётся компетентность, она рассматривается как личностная характеристика, позволяющая студенту успешно решать личностно и профессионально значимые задачи.

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности

- информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых

6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы...

Готовность будущего учителя к использованию информационных...

При этом в структуре готовности будущего учителя — предметника к использованию информационно-коммуникационных технологий мы выделяем следующие структурные компоненты

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

компетенция, будущая профессиональная деятельность, общеобразовательный цикл, Модель компетенций, дисциплина, учебный процесс, индикатор поведения, модель выпускника, знание, связь.