Автор: Тихонова Лилия Владимировна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Библиографическое описание:

Тихонова Л. В. Структура профессиональной компетентности будущих техников автотранспортной отрасли [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 172-175.

Профессиональная компетентность характеризуются системой интегрированных умений, опыта, знаний, а также личностных качеств, позволяющих будущему специалисту эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром. Педагогическая экспертиза (С. В. Красных, Т. Г. Самойленко [3, с. 15], Д. К. Шарафутдинов, Р. Р. Сибагатуллин [6, с. 36] и др.) выявленных инвариантных составляющих профессиональной компетентности показала, что эта структура представлена ценностным (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому), когнитивным (требования к освоению содержания модуля, междисциплинарного курса), и деятельностным (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) аспектами подготовки, связанными с определенными видами профессиональной деятельности специалистов с учетом опыта профессиональной деятельности на основе профессионально значимых качеств личности.

Вместе с тем, специфика подготовки будущих техников автотранспорта предопределяет необходимость выделения вариативных компонентов профессиональной компетентности. Исследование в данной области показывают, что уровень компьютерной грамотности, инфомационно-коммуникационной компетенции студентов ссузов — низкий, не более 48 % (Е. А. Косорукова) [2, с. 29]. В условиях вступления общества в постиндустриальную эпоху, а также в связи с автоматизацией автотранспортных предприятий мы выделяем информационно-коммуникационный компонент. Также мы выделяем адаптационный компонент профессиональной компетентности, который проявляется в подвижности будущих техников автотранспорта (Н. И. Ляленкова [4, с. 34]).

Таким образом, структура предполагаемого результата — профессиональной компетентности будущих техников автотранспорта, состоит из ценностного, когнитивного, деятельностного, информационно-коммуникационного и адаптационного компонентов и рассматривается нами через призму формируемых у будущих техников профессиональных компетенций (ПК) и развития общих компетенций (ОК) [7].

Во-первых, когнитивный компонент профессиональной компетентности, мы будем, прежде всего, рассматривать как процесс усвоения профессиональных знаний, включает в себя цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения профессиональных проблем, в ходе которых необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеологическими методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.

Когнитивный компонент характеризуется знанием содержания профессиональной компетентности: оперативное планирование, формы и структуру управления работой на автомобильном транспорте, основы эксплуатации технических средств автотранспорта, систему учета, отчета и анализа работы и одновременно происходит развитие умения организовывать собственную деятельность, умения на основе знаний принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и т. д. (ОК 1,2,3,4,5,9, ПК1 — ПК3).

Во-вторых, ценностныйкомпонент включает в себя цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. Ценностный компонент представляет большой интерес для нашего исследования, т. к. усиление мотивации формирует саморазвитие, самосовершенствование в процессе профессиональной подготовки; стремление к расширению профессиональных знаний.

Проявляется в осознании будущего выпускника значимости профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования, характеризуется потребностью и стремлением овладевать профессиональными компетенциями и развивать общекультурные компетенции и использовать их в процессе профессиональной подготовки, что является мотивацией для достижения успеха в профессиональной деятельности (ОК 1,2,3,4,8, ПК1 — ПК3).

В-третьих, деятельностный компонент включает в себя цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Деятельностный компонент наполнен совокупностью поисково-ориентировочных, аналитико-синтетических и проективных профессионально ориентированных умений (рис.1).

Определяет практическое и оперативное применение знаний, опыт их проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях: практический опыт ведения технической документации, контроля выполнения заданий и графиков, использования в работе автоматизированных систем для обработки оперативной информации, расчета показателей работы объектов транспорта. Включает виды профессиональной деятельности: инвариантные и вариативную часть требований к деятельности техника по специальности «Организация перевозок и управление движением на автотранспорте» (ОК 9, ПК1 — ПК3).

В-четвертых, информационно-коммуникационный компонент предусматривает знание студентами специального программного и аппаратного обеспечения перевозочного процесса, основных пакетов прикладных программ, используемых в процессе профессиональной подготовки, систем управления базами данных, систем автоматизированного проектирования и др. (например, методы расчёта времени оборота транспортного средства, составление расписания движения и их реализацию с помощью информационных технологий). Информационно-коммуникационный компонент наполнен опытом в области перевозочного процесса с использованием автоматизированных систем управления (ОК 4,5,6, ПК1 - ПК3).

Рис. 1. Структура профессиональной компетентности техников по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

 

Информационно-коммуникационный компонент профессиональной компетентности обеспечивают свободное владение информационными ресурсами, средствами информационных технологий при разработке и управлении сложными техническими объектами, который необходимо рассматривать как общечеловеческую категорию (информационный метод познания), т. к. любой объект изучения, явление, процесс, действие имеет своё информационное отображение (А. Д. Урсул) [5, с.188].

В-пятых, адаптационный компонент мы будем рассматривать как процесс профессиональной рефлексии, а именно: выработка навыков самостоятельного принятия решений, самоконтроля, умения объективно оценить уровень развитости личностных качеств на всех этапах профессиональной подготовки, что будет способствовать подвижности, мобильности будущего специалиста.

Адаптационный компонент также включает в себя психофизиологические (память, мышление, речь и т. п.), психологические (темперамент, акцентуации характера, тип личности: экстраверт/интроверт) особенности личности. Это отражение по нашему мнению выражается в поддержке индивидуальности обучающихся; создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся, поощряющий, стимулирующий характер взаимодействия преподавателя и обучающихся; содействие в развитии способов самореализации личности (ОК 3,7, ПК1 — ПК3).В последнее десятилетие проблема формирования кадрового потенциала особенно актуальна, причем вопросы профессиональной ориентации личности будущего специалиста в постиндустриальном обществе становятся ведущими (Э. Ф. Зеер) [1, с. 30].

Поэтому успешность профессиональной деятельности будущих техников автотранспорта будет зависеть от личных способностей и образовательных достижений, которые в дальнейшем позволят им мобильно обновлять знания, гибко реагировать на изменения рынка труда и технологии.

 

Литература:

 

1.       Зеер Э. Ф. Содействие профессиональному самоопределению обучающихся в современных социально-экономических условиях. // Педагогический журнал Башкортостана. — 2013. — № 3–4(46–47). — С. 30–38.

2.       Косорукова Е. А. Диагностика сформированности информационной компетенции студентов. // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 12. — С.29–32.

3.       Красных С. В., Самойленко Г. Ш. Компетентностная модель подготовки выпускника в системе профессионального образования. // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 5. — С. 15–17.

4.       Ляленкова Н. И. Процесс профессионального роста как научная проблема. // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 1. — С.34–37.

5.       Урсул А. Д. Природа информации: философский очерк. — 2-е изд. — Челябинск, 2010. — 231 с.

6.       Шарафутдинов Д. К., Сибагатуллин Р. Р. Профессиональные компетентность и компетенция — важнейшие факторы обеспечения безопасного труда Казанский педагогический журнал. — 2012. — № 1 (91). — С. 36–41.

7.       ФГОС СПО 23.03.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» [Электронный ресурс] / Информационный портал: Гарант.ru. — Режим доступа: http:www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70569592/. — Дата обращения: 07.05.15.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle