Автор: Саттарова Зульфира Минулловна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Библиографическое описание:

Саттарова З. М. Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 182-186.

В данной статье речь идет об актуальности проблем патриотического и нравственно-духовного воспитания студентов в учреждениях СПО. Рассматриваются особенности и содержание патриотического воспитания, пути становления и развития духовно-нравственного потенциала, критерии уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности, роль и место дисциплин гуманитарного цикла в формировании гражданской позиции и воспитании студентов, предлагаются мероприятия по патриотическому воспитанию.

 

Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Воспитание чувства патриотизма у студентов — процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, колледжу, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности студента. Знакомство студентов с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Успех в воспитании патриотических чувств у студентов может быть достигнут только в том случае, если сам педагог будет знать историю своего города, своей страны, своего края.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в труде, в быту, так как воспитывают в студенте не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Актуальность проблемы патриотизма в современном обществе определяется следующими основными причинами:

-        расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства граждан (студентов);

-        разрушением традиционных ценностей, преемственности поколений;

-        обострением общественных противоречий в обществе;

-        изучением и анализом духовно-нравственной и социально-гражданской зрелости студентов;

-        изучением нормативно-правовой, методической и научной литературы.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к студенту определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Осознав это, студент может менять мир к лучшему. Быть полезным. Любить страну не только в душе, но и в делах.

Содержание патриотического воспитания студентов раскрывается следующим образом:

-        приобщением студентов к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

-        знакомством с семьей, историей семьи, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с городом, селом, его историей, традициями, известными людьми, достопримечательностями;

-        организацией творческой продуктивной деятельности студентов, в которой студент проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных.

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т. д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени — все они разрушают человека, общество и государство. Под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.

В настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана и государственная программа духовно-нравственного воспитания, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян.

События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, прежде всего современной молодежи.

В широком плане духовно-нравственное воспитание — интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:

1)      через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности;

2)      через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни;

3)      через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта;

4)      через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными дисциплинами.

Воспитательный потенциал учебных дисциплин гуманитарного цикла с позиции их значимости для формирования гражданской культуры у студентов среднего специального учебного заведения достаточно велик. Учебные дисциплины гуманитарного цикла образуют единую совокупность мировоззренческих, аксиологических, духовных, а также соответствующих им организационно-деятельностных ресурсов аудиторной и внеаудиторной работы [2, с.37]. Гуманитарные дисциплины: «Литература», «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Отечественная история», «Социология», «Философия», «Культурология», «Иностранный язык», обладающие огромным воспитательным потенциалом, формируют гражданскую культуру студентов ССУЗа. Они помогают воспитывать в них те качества личности, которые необходимы для адаптации в современном гражданском обществе: патриотизм, толерантность, гражданственность и другие. Кроме того, в процессе изучения гуманитарных дисциплин, постигая знания-мнения о человеке, его взаимоотношения с природой, обществом, студенты приобретают духовные ценности, ценностные ориентации, нравственные позиции. Например, преподаватели иностранных языков постоянно ищут пути слияния учебно-познавательного процесса с воспитательным процессом через подбор учебно-методической литературы, в частности, текстов о родной стране, столице своей Родины, достопримечательностях и достижениях народа в различных областях науки и техники. Кабинеты иностранных языков обеспечены наглядными пособиями такими, как карты России, Сибири, Кемеровской области, стендами, иллюстрированными книгами, используются видеофильмы на иностранных языках о России, ее столице, о родном городе, выдающихся людях нашей страны. Все это должно способствовать развитию чувства гордости за свою Родину. Однако этого явно недостаточно. В период обновления России следует уделить внимание поиску новых взаимосвязей, отношений и педагогических условий, в которых могут обнаружиться специфические грани воспитания патриотизма.

Особое место в формировании патриотических чувств занимает организация внеучебной воспитательной деятельности студентов, досуга (создание творческих объединений, студенческих советов, молодежных центров, групп, занимающихся краеведческим поиском, охраной окружающей среды). Главным стержнем данного направления должна быть заинтересованность самих наставников, являющихся примером в глазах воспитанников, их стремление к сотрудничеству и объединению.

Патриотическое воспитание в Осинниковском горнотехническом колледже включает подготовку и проведение: тематических классных часов: «Гордость-ты Осинниковец», «Защита Родины-долг перед Отечеством», «До последнего дыхания» (о творчестве поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны), «Государственные символики», «Моя историческая Родина», «Чернобыль-эхо ядерного века» и др.;

-        военно-спортивных мероприятий, проводимых ежегодно:

-        конкурс «А, ну-ка, парни», посвященный Дню защитника Отечества, осенняя эстафета, посвященная Дню рождения колледжа, общеколледжный День здоровья в июне-месяце;

-        участие в проведении различных городских и областных акций: «Рука помощи», «Помоги собраться в школу», «Живи, родник», «Призывник», «Рождественские встречи», «День донора», День народного единства».

Наш колледж также тесно сотрудничает с учреждениями культуры города. Осинниковский городской краеведческий музей разработал специальную музейно-образовательную программу «Университет краеведения» для проведения занятий об истории нашего города в разные периоды его развития. Центральная городская библиотека приглашает наших студентов принять участие в мероприятиях: по программе военно-патриотического воспитания «Нам есть, что любить, нам есть, чем гордиться», по правовой программе «Молодежь в мире права», на которых проводятся круглые столы, игровые викторины, турниры знатоков, интеллектуальные беседы, музыкально-поэтические композиции, встречи с известными людьми, правовые молодежные гостиные, слайд-часы.

Критериями уровня оценки и самооценки духовно- нравственной воспитанности могут быть [3, с.12]:

-        наличие у молодого человека научного мировоззрения;

-        наличие чувства внутренней свободы у студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;

-        стремление к самореализации;

-        успешность ведущей образовательной деятельности;

-        адекватность самооценки.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды учебного заведения при единстве факторов духовно-нравственного воспитания. В средние специальные учебные заведения юноши и девушки приходят достаточно взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже присущие им нравственные убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства. Следовательно, ССУЗ не первым и не в одиночку воспитывает студента. Он только подключается к нравственному формированию личности. Учреждения СПО готовят не только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские качества студентов.

 

Литература:

 

1.      Алиева, И. Е. Воспитание активной гражданской позиции студентов [Текст]: приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”/ И. Е. Алиева.-- 2007. № 6.

2.      Вырщиков, А. Н. Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст]: сборн./ А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов.—Волгоград: ПринТерра, 2007. — 324с.

3.      Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы” [Текст] //Собрание законодательства РФ.—2010. № 41(ч.II). Ст.5250.

4.      Снопко, Н. М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования [Текст]: автореф.дисс. докт.пед. наук/ Н. М. Снопко.—М., 2007.—147с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle