Библиографическое описание:

Белая Н. В., Топор А. В. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 94-98.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель — ученик — учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм [2].

Таким образом, актуальность данной темы определяется использование ИКТ на уроках математике в начальных классах.

Целью нашего исследование стало теоретическое изучение данной проблемы и практическое обоснование возможности использование тренажера CalcTraining для повышения интереса младших школьников к предмету «Математики», так же подтверждение влияния этого тренажера на уровень усвоения знаний таблицы умножения младшими школьниками.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии — это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности [3].

Курс математики в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: величина, форма, число и многие другие. Здесь на помощь учителю может прийти мультимедиа со всеми ее возможностями: цвет, форма, пропорции, направление движения, пространственные отношения, совокупности множеств и многие другие понятия увидеть своими глазами. Таким образом, компьютерные технологии обеспечивают высокий уровень наглядности по сравнению с традиционными схемами, таблицами, моделями.

Применение ИКТ на уроке математики также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий с мышью, клавиатурой.

Расскажем об особенностях использования тренажера CalcTraining и его применение на уроках математики. Этот тренажер разработал Володин Евгений Юрьевич. Программа CalcTraining позволяет быстро выучить таблицу умножения, деления, потренироваться в сложении и вычитании чисел с переходом через десяток, в действиях с положительными и отрицательными числами. Интерфейс ее очень прост.

После запуска появляется такое окно. (рис.1)

В меню выбираем объект тренировки. Например, Таблица умножения. Если хотим выучить таблицу умножения на 2, то щелкаем по кнопке с изображением этой цифры.(рис.2) В пустое поле вводим ответ и нажимаем Enter и т. д. (это единственная управляющая клавиша). Аналогично обстоит дело и с другими пунктами меню.(рис.3, рис.4)

Когда вся таблица умножения более или менее выучена, то можно провести тестирование. Нажимаем кнопку Тестирование. Из предлагаемого списка выбираем нужного ученика и нажимаем кнопку Начать.(рис.5)

Этот список учителю нужно создать заранее в файле Список.txt (прилагается к программе, только фамилии нужно заменить своими. Не обязательно строго следовать этому образцу. Главное, чтобы на одного учащегося приходилась только одна строчка). В процессе тестирования (30 примеров) правильные ответы отмечаются зеленым цветом, неправильные — красным (см. рис.). Когда тест пройден, появляется информация о результатах. А сами результаты записываются в соответствующие файлы СтатистикаТУ.txt (таблица умножения), СтатистикаТД.txt (таблица деления), СтатистикаСВ.txt (сложение и вычитание). Они создаются автоматически.

us1

Рис. 1.

 us2.JPG 

Рис. 2.

us3.JPG 

Рис. 3.

us4.JPG

Рис. 4.

 us5.JPG

Рис. 5

 

В компьютерном классе с локальной сетью удобно эту программу разместить на главном компьютере, а на ученических — создать ярлыки. Тогда вся статистика будет храниться на одном компьютере, что очень удобно для последующей ее обработки и анализа, да и дети не будут иметь к ней доступа.

Решая проблему возможности использования тренажера CalcTraining на уроках математики, повысится уровень качества знаний таблицы умножений младших школьников.

Была построена опытно-экспериментальная работа, в которой учитывались психолого-педагогические особенности младших школьников.

Цель опытно-экспериментальной работы: определить эффективность тренажера CalcTrainingна уроках математики, как средство повышения качества знаний таблицы умножения младших школьников.

Базой исследования послужила МОУТСШ№ 17 в городе Тирасполе, младшие школьники, ученики 3-го «Б» класса, в количестве 26 человек. Опытно-экспериментальная работа проводилась с согласия родителей и в период с 10 февраля по 16 марта 2014 года.

На констатирующем этапе протестировала учеников 3 «Б» класса с помощью тренажера CalcTraining, тем самым мы проверили их уровень знаний таблицы умножения. Для каждого младшего школьника определялся средний балл, и вычислялся балл, характеризующий общий уровень знаний по «математики». Этот числовой показатель был использован нами для вывода в динамику общего уровня качества знаний испытуемого класса. Эксперимент проводился 3 марта 2014 года.

В ходе формирующего этапа была подготовлена определенной группы детей из 7 человек. На протяжении 3-х недель тестировали с помощью тренажера CalcTraining, у которых был выявлен худший результат. На каждом уроке математики на протяжении трех недель группу детей тестировала учитель Волчинская Ирина Анатольевна.

Контрольный этап. Спустя 3 недели учащихся снова протестировали.

В результате проделанной работы мы пришли к выводу что, у группы детей которая в течение 3-х недель работала с тренажером, уровень знаний повысился примерно на 13,1(6) %.

Использование ИКТ позволило нам убедиться в достоверности мнения автора программы. Действительно дети сами просят: «Давайте мы таблицу умножения поучим!». Всего 2-е недели тренировок — и все с большим интересом ждут уроков математики, а именно использования на них ИКТ. То есть не только уровень знаний таблицы повысился, но и возрос интерес к предмету.

Сравнительная диаграмма результатов на начало эксперимента и после формирующего этапа. На диаграмме, синим цветом обозначено количество детей допустивших ошибки (во время тестирования). Красным цветом обозначено количество времени (в среднем) затраченное на выполнение тестирования. Зеленым цветом — средний балл (оценка) за выполненное тестирование. В основе этих трех показателей (ошибки, время, оценка) программа сама вычитывает результативность проделанной работы (на диаграмме обозначено сиреневым цветом).

Итак, при использовании информационных компьютерных технологий появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И, наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

 

Литература:

 

1.         Использование информационных технологий на уроках в начальной школе http://festival.1september.ru/

2.         Дьяченко Е. Ю. Использование ИКТ технологий на уроках математики в начальной школе.URL: «Социальная сеть работников образования» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/08/03/ispolzovanie-ikt-tekhnologiy-na-urokakh-matematiki-v

3.         Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, — 1998. — 256с.

Основные термины (генерируются автоматически): тренажера calctraining, уроках математики, уровень знаний, знаний таблицы умножения, таблицу умножения, Использование ИКТ, младших школьников, уровень знаний таблицы, с помощью тренажера calctraining, использования тренажера calctraining, таблица умножения, качества знаний, качества знаний таблицы, начальной школе, таблицы умножения младшими, умножения младших школьников, новых информационных технологий, уроке математики, тренажера calctrainingна уроках, уровень знаний учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle