Библиографическое описание:

Владимирова Н. В. Конспект занятия «Дифференциация звуков к — кь. Буквы К, к» по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психического развития 6–7 лет [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 69-71.

Программное содержание

Коррекционно-образовательные задачи:

-        Уточнять, расширять представления дошкольников о посуде (назначении, части посуды).

-        Упражнять в дифференциации звуков к — кь на слух и в произношении.

-        Закрепить графический образ букв К, к.

-        Обучать звуковому анализу, чтению слогов, слов.

-        Упражнять в употреблении категории родительного и предложного падежей; согласовании числительных с существительными.

-        Актуализировать и расширить словарь по лексической теме «Посуда».

-        Совершенствовать синтаксическую сторону речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А.

Коррекционно-развивающие задачи:

-        Формировать устную речь детей, развивать коммуникативные способности. Развивать фонематические процессы.

-        Развивать зрительный гнозис, мыслительную активность.

-        Совершенствовать тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-                   Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.

Демонстрационный материал: магнитная доска, предметные картинки — слова со звуками к — кь, картинка с изображением мак, схема слова «мак».

Раздаточный материал: карточки — «дорожки звуков», цветные карандаши, карточки с лабиринтами.

Предварительная работа:

1.            Рассказывания русской народной сказки «Крошечка — Хаврошечка».

2.            Игры с лабиринтами.

3.            Разучивание пальчиковой гимнастики «Мак».

Ход занятия.

I Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет. Организует приветствие.

Логопед: Назовите лишний звук, который не подходит к остальным звукам.

О, У, К           И, Х, Ы

П, Т, А           М, МЬ, Н

II Введение в тему

Логопед: Жила-была девочка. Осталась та девочка сиротой и взяла её к себе злая хозяйка. Звали девочку-сироту Крошечка-Хаврошечка. Как её звали?

Дети: Её звали Крошечка-Хаврошечка.

Логопед: Назовите первый звук в слове Крошечка?

Дети: Звук к

III Актуализация имеющихся представлений

1.                 Характеристика звуков к — кь.

Логопед: Как произносится звук к?

Дети: Губы разомкнуты, кончик языка опущен и отодвинут от нижних зубов, задняя часть спинки зубов, задняя часть зубов смыкается с нёбом, воздушная струя разрывает эту преграду, голос не включается.

Логопед: Чем похожи звуки к — кь?

Дети: звуки согласные.

Логопед: Чем отличаются?

Дети: один звук произносится мягко, а другой — твёрдо.

IY Введение в тему:

Логопед: Сегодня мы будем различать и произносить звуки к — кь.

2.                 Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед: Приказывает хозяйка Крошечке-Хаврошечке: ступай по дорожке в сад, да собери сочных яблок.

А дорога дальняя, чтобы ту дорогу быстрее пройти, нужно правильно слоги произнести:

ка — ко — кэ — кы — ку   ки — кя — кё — кю — ке

ак — ок — эк — ык — ук   акь — окь — экь — ыкь — укь

Дети двигаются по «дорожкам звуков» — игровому полю указательным и средним пальцами ведущей руки.

3.                 Дифференциация к — кь слогах

Логопед: Идёт Крошечка — Хаврошечка, торопится. Перед ней встала стеной колючая крапива

Говорит крапива:

Замени звук к на звук кь

Скажи слог наоборот, и пропущу тебя вперёд.

Педагог произносит слог со звуком к, а дети заменяют звук «к» на звук «кь».

ка — кя          ку — кю         ук — укь

ко — кё          кэ — кэ          кы — ки

Логопед: Расступилась крапива и пропустила Крошечку-Хаврошечку. Идёт крошечка-Хаврошечка, торопится, видит — растёт красный мак.

Пальчиковая гимнастика «Мак».

На пригорке вырос мак       (пальцы левой руки собрать в щепоть)

Он склонил головку так     (бутон наклонить)

Бабочка над ним порхает,   (перекрестить руки, помахать)

Быстро крыльями мелькает.

Облетели лепестки, (правой рукой отогнуть пальцы левой)

Высох домик от жары

стал греметь как погремушка.         (пальцы сложить в щепоть)

Вот так славная игрушка.   (пальцы левой руки сжать в кулак «погреметь», как

погремушкой).

— «Какой красивый мак! Не сорвать ли мне его, сёстра подарить?» — подумала Крошечка — Хаврошечка.

А мак ей в ответ: «Подбери к слову схему».

Педагог выкладывает готовые схемы слов.

Дети подбирают правильную схему, называют по порядку звуки в слове, характеризуют каждый звук.

Логопед: Сколько звуков в слове «мак»? Назовите звуки по порядку. Почему первый и последний звуки обозначены синей фишкой, второй — красной фишкой?

Дети: в слове два согласных твердых звука и один — гласный.

4.                 Дифференциация звуков к — кь в словах

Логопед: Дошла Крошечка-Хаврошечка до яблони, а на ветках яблоки. Какие яблоки по цвету?

Дети: яблоки красные и жёлтые.

Логопед: Сколько яблок на яблоне? (дети пересчитывают их количество). На яблоне необычные яблоки — с картинками со звуками к и кь. Назовите картинки. Определите, какой звук слышится в слове: к или кь?

Дети «срывают» яблоки с макета дерева, называют предметные картинки и складывают их в корзинку.

Логопед: Какая буква обозначает звуки к — кь на письме? На что похожа буква К?

Дети: На клюв птицы.

Логопед: Покажите букву с помощью пальцев.

Логопед: Послушайте и найдите лишнее слово в ряду.

Капуста, кошка, кино, корова.

Дети: Лишнее слово «кино», потому что в нём слышится мягкий звук кь.

Логопед: Набрала Крошечка-Хаврошечка яблок и отправилась в обратный путь. Солнце высоко, жар донимает, пот выступает. Слышит: течёт речка. Подошла к речке, попила воды студёной.

Логопед: Просит речка Крошечку-Хаврошечку:

«Ещё потрудись –

Прочитай надписи на камнях, не ошибись»

5.                 Чтение слогов и слов:

Дети читают слоги, слова: ка, ко, ку, кэ, кы, ки, кот, кит.

Логопед: Спешит Крошечка домой, стучит башмачками.

Физминутка — упражнение на координацию речи с движением «Башмачок»

Раз! Два! Три! Четыре!        (дети скачут по кругу)

По дорожке я скачу!

Раз! Два! Три! Четыре!

Башмачок скакать учу.

Раз! Два! Три! Четыре!         (стучат каблучком по пол).

Обломился каблучок.

Раз! Два! Три! Четыре!        (поднимают ногу и вертят носком из стороны в сторону)

Заблудился башмачок.         (повторяют движения с другой ноги).

Логопед: Вернулась Крошечка-Хаврошечка домой. А злая хозяйка бранится, заставляет самую тяжелую работу по дому выполнять.

Y. Лексико-грамматические упражнения:

Логопед: А Крошечка-Хаврошечка не всю работу по дому выполнила, заглянула в раковину. Что она увидела в раковине?

Как можно одним словом назвать чашки, ложки …?

Дети: Это посуда.

Логопед: Для чего нужна посуда? Какая посуда хрупкая? Большая? Острая? Прочная? Глубокая?

Дети: Посуда нужна для приготовления и употребления пищи. Посуда бывает разная: хрупкие предметы — блюдце, тарелка и т. д.; большие по размеру — кастрюля и т. д.

1.      Игра «Что без чего?» — развитие зрительного внимания и восприятия.

Перед каждым ребенком на столе картинка с предметом посуды с недостающей деталью.

Педагог: Назовите предметы посуды. Какой детали посуды не хватает?

Дети: кастрюля без ручки.

 Вилка без зубчиков.

 Чайник без дна, крышки.

 Чашка без ручки

Логопед: Дорисуйте недостающую часть посуды. Расскажите с чем теперь посуда?

Дети: вилка с зубчиками, чайник с дном и крышкой, чашка с ручкой

2.      Игра «Сравни предметы и составь предложение»

Логопед: Рассмотрите и сравните предметы посуды, подумайте, чем они отличаются? Составьте предложение с союзом А (опора на схему).

Дети: Сковорода тяжелая, а чашка лёгкая.

Миска глубокая, а тарелка мелкая.

Кувшин высокий, а стакан низкий.

Дети составляют предложения по опорным картинкам.

Логопед: Совсем плохо стало Крошечке-Хаврошечке. Извели её злая мачеха. Пошла Крошечка-Хаврошечка счастья искать. Используя картинку-план, проведите её к дому (работа с лабиринтом).

Логопед: В этом доме жил молодец — хороший, сильный, богатый. Встретил он Крошечку-Хаврошечку. Стали они в добре поживать и лиха не знать.

YI. Итог занятия.

Педагог вместе с детьми перечисляет игры и задания, которые они выполняли.

 

Литература:

 

  1. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС. 2001.
  2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития /под общ. редакцией С. Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003.
  3. Цуканова С. П. Бетц Л. Л. Учим ребёнка говорить и читать. /М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  4. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2006

5.      Интернет — ресурсы:

6.      http://festival.1september.ru/articles/604330/

7.      http://www.doumarx.ru/publ/razvitie_rechi/uprazhnenija_na_koordinaciju_rechi_i_dvizhenij_stikhotvorenija_s_dvizhenijami/4–1-0–413

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle