Библиографическое описание:

Томилина С. Н. К вопросу о государственно-патриотическом воспитании курсантов морского вуза [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 266-270.

Современная международная, военно-политическая и социально-экономическая обстановка нашего государства — Российской Федерации (РФ) — настоятельно требуют активизации и усиления патриотического воспитания всех слоев населения, и в первую очередь российской молодежи.

Созданная усилиями Президента РФ В. В. Путина, патриотических настроенных политиков, юристов и ученных нормативно-правовая база, позволила построить довольно действенную систему патриотического воспитания граждан. Ее реализация на местах обеспечило разработку частных систем, направленных на воспитание патриотов, активизировало разработку конкретизированных патриотических концепций, целевых программ и педагогических технологий воспитания.

Создана и эффективно действует такая же система гражданско-патриотического воспитания в Новороссийском морском государственном университете. Патриотическое воспитание курсантов входит в общую систему воспитания морского вуза и является его важнейшим компонентом. Курсанты с первых дней учебы включаются в процесс формирования гражданственности и патриотизма, этому во многом содействует и поликультурная среда вуза. Итоги тестирования курсантов выпускников судоводительского факультета по авторской методике С. Н. Томилиной позволил установить следующие уровни патриотизма: высокий уровень — 64,4 %, средний уровень — 30,8 % и низкий уровень — 5,8 %. Приведенные данные позволяют заключить, что ныне действующая система в целом оправдывает себя и позволяет получить на выходе хороший результат. Однако в процессе исследовательской работы было установлено, что на практике учебно-воспитательный потенциал морского вуза реализуется не в полную силу, у курсантов не сформирован достаточный уровень государственно-патриотического сознания, гордость за свое государство, Отечество и народ, его историческое прошлое и настоящее. Большинство выпускников заявили о своем желании работать в иностранных судовладельческих компаниях, мотивируя свой выбор высокой заработанной платой.

Следует отметить, что современное развитие воспитательно-патриотической системы курсантов морского вуза, предусматривающая формирование у обучающихся высокого уровня патриотизма, настоятельно требует своей переориентации в направлении государственно-патриотического воспитания (ГПВ) данной категории учащихся, базирующегося на государственном патриотизме и осуществляемое в тесном единстве с другими видами воспитания (профессиональном, нравственном, эстетическом, военно-патриотическом, физическим и др.). Сегодня морской транспорт России нуждается в активных, энергичных профессионалах-патриотах, обладающих развитыми личностными, профессионально-деловыми качествами и государственным мышлением, для которых главная цель в жизни — добросовестное служение России и российскому народу. В связи с этим государственно-патриотическая идея призвана стать основополагающим элементом духовной атмосферы морского вуза.

А. Н. Вырщиков и М. Б. Кусмарцев [3] расценивают российский патриотизм как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, необходимое условие единства величия и могущества Российского государства. Также нельзя не согласиться с оценкой А. Ф. Хутина [11], что без должного и продуманного патриотического воспитания граждан разрушится рано или поздно Отечество, исчезнет само государство.

Государственный патриотизм в России имеет древние корни. Знаменитые на весь мир труды «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» (автор — киевский митрополит Илларион), «Слово Даниила Заточника», «Поучения» Владимира Мономаха, «Повести временных лет», «Москва-третий Рим» (автор — старец Псковско-Елизаровского монастыря Филофей), Симеона Полоцкого, проповеди Сергия Радонежского и др. насквозь пропитаны государственным подходом к патриотизму.

Для того периода истории характерно развитие и популяризация идеи патриотизма как основы объединения русских земель в борьбе против общего врага. По сути, это был истинный, народный патриотизм, способствовавший освобождению страны от иноземного ига, формированию и укреплению единого российского государства [9].

В течение многих веков государственная идея играла существенную роль в деле самосохранения русского народа, развития его национального самосознания, патриотизма и патриотических чувств. Развитию идеи государственного патриотизма способствовали труды A. C. Пушкина, М. В. Ломоносова, Ф. М. Достоевского, А. И. Герцена, Н. Я. Данилевского, Н. Г. Чернышевского, B. C. Соловьева, В. В. Розанова, H. A. Бердяева, Г. В. Плеханова, И. А. Ильина, Н. М. Карамзина, В. И. Вернадского, Л. Н. Гумилева, O. A. Платонова и др. Для данных авторов характерно разнообразные точки зрения на сущность и содержание патриотизма, но общим является позиция, что патриотизм призван служить объединению и упрочению русского народа, российского общества и государства.

Работы таких современных ученых как С. А. Аксенов, Н. Р. Ахвледиани, А. Н. Вырщиков, В. Г. Иванов, С. Ю. Иванова, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов, В. С. Мусина, В. М. Хаустов, А. Ф. Хутин и др. подтверждают, что идея государственного патриотизма жива и поныне, она настоятельно востребована для педагогической практики. Авторы акцентируют вывод, что в современных условиях, необходимо, усилить государственный аспект патриотического воспитания, развивать идею государственного патриотизма, содействующую сплочению нашего полиэтнического, поликультурного и поликонфиссионального народа.

Так, В. И. Лутовинов [7], А. М. Аббасов, М. Н. Бакович, Я. М. Пиндус и др. [4] рассматривая государственный патриотизм как отдельное направление утверждают, что главная идея направления в том, что государство рассматривается в качестве объекта патриотизма, проявляющегося у его субъектов как чувство национальной гордости за Отчизну и предполагающего их участие в укреплении государства. Н. Р. Ахвледиани [2] на основе выполненного исследования заключает, что многовековая история России свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. По мнению А. Ф. Хутина [11] объектом и средой формирования патриотического сознания является Отечество, компонентами которой являются родная природа, народ и государство. Автор отмечает, что применительно к России, для которой веками характерна полиэтничность и поликонфессиональность, огромная протяженность государственных границ, особое значение имеет общероссийский государственный патриотизм. В нем объективно заинтересован каждый гражданин, независимо от этнической, социальной, профессиональной принадлежности. Согласно точки зрения С. Ю. Ивановой [5] в качестве приоритетного, державного патриотизма необходимо признать такой патриотизм, который был бы направлен на Отечество, его граждан, историю, землю. Подобный взгляд автора на предмет патриотизма объясняется особой, неповторимой ролью патриотизма по отношению к судьбе российского народа и России.

С. А. Аксенов [1] понимает государственный патриотизма как высокое чувство любви граждан к своей стране, а также глубокое осознание ими своего гражданского, профессионального и воинского долга перед свои государством. По мнению автора, сущность государственного патриотизма представляет собой сплав идей, убеждений, чувств и действий, направленных на постоянное развитие, процветание своей Родины. В. Г. Иванов [6] придерживается позиции, что государственный патриотизм — это одна из наиболее общественно значимых ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, являющейся важнейшим духовным достоянием личности и проявляющейся в активно-деятельной самореализации на благо Родины — Отечества — России. В. М. Хаустов [10] замечает, что государственный патриотизм проявляется в выражении общих интересов, общих целей, как самим государством, так и гражданами. Государство обеспечивает соблюдение прав граждан, дает возможность раскрытия личностного потенциала каждого члена общества. Граждане, реализуя свои права, выполняют свой долг перед Отечеством, свои обязанности перед государством.

Анализ публикаций вышеприведенных авторов показывает, что основными характеристикам государственного патриотизма являются:

-        его яркая направленность на Отечество, граждан, историю, землю;

-        тесная связь государства и гражданина-патриота базирующаяся на взаимоуважение и нацеленного на дальнейшее развитие и процветание России, сохранение ее территориальной целостности и суверенитета;

-        проявление истинной любви граждан к своему Отечеству, выраженной в конкретных плодотворных делах и поступках;

-        постоянное ощущение личностью связи с государством, обществом, с жизнью и деятельностью людей, живущих в родной стране;

-        активное участие граждан в делах государства направленных на всестороннее политическое, экономическое, социальное и военное развитие;

-        наличие высокого чувства гордости за свое Отечество, его героическую историю, российский многонациональный народ, символы государства, его святыни;

-        уважение, бережное сохранение, приумножение героических традиций своего народа, армии и флота, следование их сущности в повседневной жизни и военное время;

-        выражение общих интересов, общих целей, как самим государством, так и гражданами;

-        проявление моральной ответственности каждого человека за судьбы Родины, народа, их современное состояние и будущее.

На основе понимания сущности государственного патриотизма и ведется государственно-патриотическое воспитание молодежи, базирующееся на принципе историзма, опыте и практике жизни народов, государств, на передовых общегосударственных идеях и воспитательных технологиях.

Как трактуют термин «государственно-патриотическое воспитание» отечественные исследователи?

Анализ работ отечественных ученых [1–10 и др.] показывает, что ими сущностная сторона ГПВ рассматривается в разных направлениях, что выражается в различии определений данного феномена. Рассмотрим наиболее часто применяемые:

1.      ГПВ рассматривается как один из факторов формирования и развития человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя возрождения и процветания России, защиты ее интересов.

2.      ГПВ как комплекс (совокупность, синтез, сплав) общих и частных целей, задач, установок, определяемых общечеловеческими, государственно-национальными, профессиональными и личностными ценностями.

3.      ГПВ как сложное социально педагогическое явление, связанное с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к труду на благо Отечества, с его социализацией, с формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину постоянно ощущать связь с ней, защищать е интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции и культурные ценности своего народа, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности и государства.

4.      ГПВ как сложная управляемая система, включающая многообразие взаимно связанных элементов, параллельных и вертикальных, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана.

5.      ГПВ как специфический процесс целенаправленного взаимодействия его объектов и субъектов, влияния и воздействия на психологию личности, коллектива (группы людей), общества в целом.

6.      ГПВ как особый вид многоплановой, скоординированной, целенаправленной деятельности государственных органов, ведомств, политических партий, общественных объединений и организаций, средств массовой информации, руководителей, командиров и начальников, всех категорий воспитателей по формированию и развитию у российских граждан, военнослужащих высокого патриотического сознания, возвышенного чувства любви к своему Отечеству, верности его лучшим традициям, идеалам, готовности достойно выполнять свой гражданский и воинский долг, конституционные обязанности, побуждению их к духовно-нравственному и профессиональному самосовершенствованию.

Принимая во внимание вышеприведенное, под термином «государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза» следует понимать организованную, целенаправленную и систематическую деятельность государственных институтов, администраций, общественных объединений, религиозных конфессий, профессорско-преподавательского и руководящего состава вуза, факультетов и курсантских подразделений по формированию и развитию у курсантов знаний истории Отечества и морского транспорта, государственного мировоззрения, патриотических убеждений, чувств, сознания, высоких государственно-патриотических качеств гражданина-патриота России, выражающихся в добросовестном и результативном выполнение учебных и служебных обязанностей.

Результатом ГПВ курсантов морского вуза следует считать сформированные у каждого из них в процессе обучения государственных взглядов и убеждений, государственного мышления и мировоззрения, государственной позиции к современным реалиям, государственного подхода и отношения к порученному делу (учеба, работа на судах и судовладельческих компаниях, последующая воинская служба).

Государственно-патриотическое воспитание, как специфический процесс и особый вид человеческой деятельности, как сложное социально-педагогическое явление, многофункционально. Основными его функциями являются [4]:

-        формирующе-развивающая, связанная с формированием личности и качеств, характеризующих сущность гражданина-патриота, постоянное их развитие;

-        функция побуждения к самосовершенствованию путем самовоспитания;

-        профилактическая функция, реализация которой позволяет прогнозировать и предупреждать проявления антипатриотических убеждений, чувств, действий и поступков;

-        функция перевоспитания в процессе патриотического воспитания при работе с людьми с отклоняющимся поведением, с социально и педагогически запущенными лицами, у которых сложились отрицательные стереотипы и которые не верят или не принимают саму идею патриотизма;

-        мобилизационная функция, проявляющаяся и реализующаяся тогда, когда человеку необходимо мобилизовать свои внутренние силы в целях преодоления трудностей, выполнения своего гражданского и воинского долга.

Какие же факторы взывают к созданию в морском вузе системы ГПВ?

Прежде всего, необходимость усиления государственного начала в процесс патриотического воспитания курсантов диктуется международной ситуацией сложившейся вокруг РФ. Надо признать, что сегодня мы в основном окружены недружелюбно настроенными по отношению к нам государствами-соседями. Несмотря на все действия РФ в течение последних двух десятилетий по укреплению мира, соблюдению всех международных договоров, мощнейшего и губительного для обороноспособности разоружения, отказа от военных баз на чужих территориях, государства члены блока НАТО продолжают усиление военной составляющей, окончательно и непосредственно приблизились к нашим государственным границам. Спрашивается — зачем? Ответ однозначен: явное дело, не с дружескими намерениями!

В этих условиях не готовить свой народ, свою молодежь к защите своей территориальной целостности, свободы и независимости не только ошибочно, но и преступно. И такую подготовку можно осуществить только в рамках идеологии государственного патриотизма, с применением всего арсенала форм и методов ГПВ, активизации духовного потенциала государства и народа.

Во-вторых, ГПВ активно применяется в патриотическом воспитании военнослужащих Вооруженных Сил (ВС) РФ. В Концепции воспитания военнослужащих ВС РФ оно находится на первом месте среди направлений воспитания личного состава армии и флота, и имеет цель — формирование, и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России, способной успешно выполнять профессиональные обязанности в мирное и военное время.

Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова — это учебное заведение военизированного типа, предусматривающего строгий распорядок дня, ношение единообразной формы одежды, казарменное положение, ежедневные построения на подъем Государственного Флага РФ, развод на занятия, подведение итогов и др. Кроме того, все курсанты, обучающиеся на бюджетной основе проходят обучение на факультете военного обучения, где осуществляется их подготовка как офицеров запаса для ВС РФ, а курсанты, обучающиеся на коммерческой основе, проходят военную подготовку с предназначением в качестве военнослужащих запаса на должностях матросов и старшин.

Следовательно, государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза не только возможно, но и правомерно.

В-третьих, курсанты плавательных специальностей проходят практику на судах, плавающих под иностранными флагами, в смешанных по национальному составу экипажах. Большинство из них подвергаются психологическому воздействию, сложным испытаниям на предмет личного патриотизма, верности Отечеству и нашим ценностям.

ГПВ, реализуемое в лоно идеи государственного патриотизма в тесном единстве с другими видами воспитания курсантов морского вуза позволит сформировать каждого молодого человека как гражданина-патриота, личность с патриотическим мировоззрением и твердыми патриотическими убеждениями, развитыми патриотическими чувствами и качествами, которые будут проявляться в конкретных поступках и делах во имя процветания России, защиты ее государственных интересов в мирное и военное время.

В-четвертых, передача жизненного опыта от старшего поколения к младшему поколению, государственно-народных традиций и ценностей связана с подготовкой молодежи к труду на благо Отечества, формирования и развития личности, не только способной любить, но и защищать свою Родину, обладающая высокой психологической готовностью к обеспечению безопасности государства, вооруженной борьбе с любым агрессором и достижении полной победы. Государственный патриотизм позволяет более углубленно ориентировать молодежь к проблеме защиты священных рубежей Отечества, вовлекать в процесс подготовки к воинской службе, мобилизовать на добросовестное освоение военного дела.

В целенаправленном процессе ГПВ выделяется важность понимания личностью приоритетности государственно-национальных ценностей, воспитания уважения к федеральным законам, нормам общественной жизни. Молодой человек должен усвоить, что государственно-национальные ценности, героические традиции, которые сложились на протяжении многих веков, положительно влияют на процветание Отечества, российского народа. Именно диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность общегосударственных российских и национальных интересов, сохранение традиционного образа жизни, ценностей, национальных традиций будет и впредь способствовать объединению России, содействовать обеспечению безопасности каждого гражданина, всех народов и народностей, живущих на просторах Руси, обеспечивать жизнестойкость и безопасность государства.

Именно поэтому настоящий патриот должен впитать в себя опыт старшего поколения, вооружить себя необходимыми знаниями и патриотическими убеждениями, выработать у себя патриотическую позицию, уметь отстаивать интересы России, дорожить и беречь российские культурные ценности, наш образ жизни.

Таким образом, вышеприведенные факторы позволяют нам с полной уверенностью резюмировать, что проведение ГПВ курсантов морского вуза актуальная, злободневная и животрепещущая педагогическая проблема, требующая своего разрешения путем внедрения в учебно-воспитательный процесс. Это позволит воспитать настоящих граждан-патриотов с широким государственно-патриотическим кругозором, утвержденными в сознании и чувствах социально-значимыми государственно-патриотическими ценностями, взглядами, убеждениями, уважением к историческому прошлому России, героическим традициям народа и его армии и флота, что результативно скажется на последующую личностную и профессиональную жизнедеятельность питомцев вуза.

 

Литература:

 

1.      Аксенов, С. А. Пути формирования у военнослужащих чувства патриотизма и верности воинскому долгу / С. А. Аксенов. — М.: Ориентир, 2008. -№ 7.

2.      Ахвледиани, Н. Р. Государственная политика патриотического воспитания молодежи в современной России: Автореф. дисс. … канд. полит. наук: 23.00.02 /Н. Р. Ахвледиани. — М., 2010.

3.      Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: Монография / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006

4.      Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих в военном вузе: учебно-методическое пособие / А. М. Аббасов, М. Н. Бакович, Я. М. Пиндус и др. — Воронеж: ВАИУ, 2009.

5.      Иванова, С. Ю. Патриотизм в культуре современной России: Дис. … д-ра. философ. наук: 09.00.13 /С. Ю. Иванова. — Ставрополь, 2004.

6.      Иванов, В. Г. Воспитание государственного патриотизма у курсантов военно-физкультурного вуза: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.04 / В. Г. Иванов. — СПб., 2004.

7.      Лутовинов, В. И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2013. № 1. URL: http://st-hum.ru/node/37 (дата обращения: 17.06.2013).

8.      Томилина, С. Н. Государственно-патриотическое воспитание молодежи как педагогическая проблема /С. Н. Томилина, Р. Р. Туктаров // Человек и образование, 2014. — № 4. — С. 31–35.

9.      Хаустов, В. М. Патриотическое воспитание как ведущее направление государственной молодежной политики: Автрф. дисс. … канд. полит. наук: 23.00.02 /В. М. Хаустов. — М., 2007.

10.  Хутин, А. Ф. Патриотизм как основа национальной идеи / А. Ф. Хутин. [Электронный ресурс] / http://profesiniciative.ru/index.php/ii1/94-hutin

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle