Библиографическое описание:

Андреева А. А. Насилие в семье как социальная проблема современного общества [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 1-3.

Вопрос, касающийся насилия над ребенком в семье, является одной из глобальных проблем современного общества. Стоит отметить тот факт, что, в России количество случаев жестокого обращения в семье, по отношению к ее членам, с каждым годом возрастает. Данная проблема существовала всегда и во всех культурах, обществах не зависимо от того, высокоразвито это общество или нет. Однако вынесение данного вопроса на обсуждение в обществе, до настоящего времени было запрещено, на проблемы жестокого обращения в семье стоял гриф секретности, как говорится, не нужно выносить сор из избы, проблемы которые возникают в семье, должны оставаться в ней и решаться ею. Но на современном этапе развития общества, проблема насилия в семье, начинает осознаваться членами социума и постепенно решаться, так как стало очевидно, что насилие в семье ведет за собой серьезные последствия. В подтверждении актуальности данной проблемы, не стоит забывать, что сейчас вводятся такие специальности как, педагог-психолог, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка, также в решении проблемы жестокого обращения с женщинами, создаются организации, оказывающие поддержку женщинам пострадавшим, от разных видов насилия, это и сексуальное, и физическое, и эмоциональное и другие.

Насилие в семье является социальной проблемой современного общества, в качестве доказательства можно привести следующие аргументы: во-первых, возрастает интерес к семье, как к одному из важнейших институтов социализации личности ребенка, и самостоятельной, независимой ячейке общества; — во-вторых, возникает потребность в социально-педагогическом сопровождении, в социально-педагогической поддержке и защите «семей группы риска», так как, зачастую именно в таких семьях возникает насилие, направленное в первую очередь на более слабых её членов, это могут быть дети или бабушки, дедушки, которые являются незащищенными, и требуют к себе большего внимания, интереса, заботы и ухода; — в-третьих, потребностью социально — педагогической профилактики, а в некоторых случаях и коррекции насилия в семье. К профилактическим мерам можно отнести педагогическое просвещение родителей (посредствам лекций, семинаров, деловых игр, классных часов и т. д.), а также социальный педагог может осуществлять координацию межведомственных организаций с целью результативности профилактических процедур. Коррекция насилия в семье направлена на создание программ, проектов по нормализации психологического климата в семье, гармонии в детско-родительских отношениях, и снижение уровня негативных качеств личности (агрессивность, тревожность, импульсивность и т. д.).

Насилие — это не всегда причинение физического вреда человеку, насилие может быть и эмоциональным, и социальным, а так же в форме терроризма по отношению к своим домочадцам. Насилие с точки зрения психологии и педагогики всегда сопровождается негативными переживаниями, стрессовыми ситуациями, депрессивными состояниями объекта насилия: боль, негативные эмоции, такие как шок, ожесточенность, озлобленность, страх, ненависть, и множество других эмоций, приводящий, к саморазрушающему поведению, а также наносит значительный вред личностному и социальному развитию, что не позволит в полной мере эффективно адаптироваться к обществу, и в целом приведет к нарушению процесса социализации [1, с.86].

Понятие насилия в семье тесно связаны с таким явлением как агрессия. По своей сути насилие — это некая форма проявление агрессивного поведения. Агрессия представляет собой тенденцию или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых заключается в том, чтобы нанести ущерб, вред другому человеку, группе, уничтожить, унизить, принудить к каким-либо действиям и т. д. [2, с. 34].

На сегодняшний день обострились многие проблемы, в их числе и социальные. К их числу можно отнести и проблему роста случаев применения насильственных действий по отношению к женщине и ребенку в семье. Причем самое страшное, что насилие рассматривается только в свете — причинения физического вреда, однако насилие может проявляться в различных видах, это и психологическое, и эмоциональное, и моральное, и даже экономическое.

Причин возникновения насилия в семье большое количество. Они определяются воздействием и влиянием в различной степени множества разных, по своему содержанию, факторов, эти факторы нельзя рассматривать в отдельности, ведь они воздействуют и определяют причину насилия в семье в совокупности, именно поэтому принято рассматривать и изучать факторы, а затем и возникшие в связи с этим причины насилия в семье как одно целое.

Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу.

Во-вторых, жестокое обращение может являться следствием личного жизненного опыта индивида или индивидов, которое в дальнейшем будет усваиваться потомками и передаваться от поколения к поколению.

Третья группа причин связана с «травмой детства». Иными словами, человек в раннем детстве пережил негативный опыт, в следствие этого возникает способность индивида вымещать на свою семью, обиды и детские комплексы.

В-четвертых, социальная и психологическая декомпенсация. На человека всегда будут действовать внешние воздействия и раздражители, которые будут превышать уровень личной устойчивости, стрессоустойчивости человека, и как результат не справляясь с данным явлением, человек самоутверждается за счет более слабых, на людей которые не могут в силу своих причин дать отпор [3, с. 63].

Пятая группа причин связана с личностными характеристиками. Например, если у человека слишком развит доминирующий тип характера, или человек с повышенным уровнем агрессивности.

Но насилие над ребенком в семье это очень сложное явление, чем просто результат патологии отдельной личности. Выделяют несколько факторов, влияющих на появление и развитие насилия в семье: личностные особенности родителя и ребенка, характер детско-родительских отношений, характеристика семьи, ее открытость или закрытость, конфликтность и внутрисемейные проблемы, стрессы, вызванные различными факторами, если говорить в широком смысле слова, то это общественными условиями, в которых развивается и функционирует семья.

Недостаточная забота о ребенке, пренебрежение их основными потребностями, эмоциональное, психологическое насилие и любой вид насилия над детьми является, примерами искаженных взаимоотношений между родителями (или лицами их заменяющими) и детьми, находящимися под их опекой [4, с. 102].

Детские потребности, которые были неудовлетворены, могут быть перенесены во взрослую жизнь ребенка, а также формировать отношение с членами семьи, друзьями и, особенно, с собственными детьми. Во многом с неудовлетворенными потребностями у людей связаны гнев, тревожность, фобии, страх, агрессивность, импульсивность, с которыми они так и не научились справляться. Семьи, которые они в последствии создают, отражают все проблемы, переживания и противоречия, связанные с их личностными характеристиками, неумением слушать и слышать, понимать других членов семьи и строить гармоничные детско-родительские отношения. Такие люди не будут чувствовать себя любимыми, ответственными, желанными, состоятельными, самостоятельными родителями. Это еще более обостряет чувство неуверенности в себе, собственных силах, низкую самооценку, неумение не только защитить своих детей, но и даже распознать, что ребенок подвергается насилию, вследствие чего насилие может длиться годами.

Жестокое обращение с детьми может быть обусловлено практикой воспитания детей, которая характерна для конкретной культуры. Различные культуры или субкультуры используют широкий спектр воспитания детей и допускают разные методы и средства наказания в случаях неприемлемого поведения детей. Эти методы могут передаваться из поколения в поколение, даже если они устарели и не соответствуют современным нормам воспитания. Так, время от времени раздаются призывы вернуться к «исконно русскому средству воспитания детей» — розгам, что вступает в противоречие как с современными тенденциями ненасильственного воспитания детей, основанного на уважении ребенка, как личности, так и с законодательными нормами РФ [5, с. 107].

Последствия насилия в семье можно рассматривать как результат их травматизации. Понятие психологической травмы применительно к жестокому обращению с ребенком, это не медицинская травма, так как психологическая травма включает в себя нарушения психологического, эмоционального, когнитивного (познавательного) и социального функционирования ребенка, вызванные действиями родителей или лиц их заменяющих [6, с. 118].

Среди наиболее существенных последствий жестокого обращения с ребенком является:

-        неспособность определенных достижений в профессиональной карьере, стать активным и полезным членом общества;

-        трудности в создании собственной семьи, налаживании супружеских, детско-родительских отношений, решении бытовых проблем;

-        проблемы в воспитании и обучении собственных детей, «наследование» насильственных методов и форм воспитания, неумение строить с детьми доверительно-уважительные отношения;

-        неспособность во время увидеть и осознать насилие над собственными детьми (со стороны других членов семьи) и защитить их;

-        нарушение половой ориентации ребенка;

-        вовлечение в употребление спиртных напитков, психоактивных веществ, занятия проституцией (по данным зарубежных исследователей 80 % проституток в детстве подверглись сексуальному насилию);

-        вовлечение в криминальную деятельность.

В настоящее время не существует единого мнения о том, что же является истоком насилия в семье. Это связанно с тем, что проявление насилия в семье настолько разнообразно и причины у каждого человека свои, поэтому невозможно выявить универсальной первопричины насильственного поведения в семье. Результат насилия в семье это «психологическая бомба замедленного действия», которая включает в себя нарушенную социализацию и самореализацию в целом, хронические депрессивные состояния, низкую самооценку, которая приведет к низкой коммуникабельности, самодеструктивное поведение личности, трудности функционирования в супружеской и родительской ролях, и в обществе в целом.

 

Литература:

 

  1. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы: учебное пособие / В. Г. Бочарова. — М.: Просвещение,2011.- 208 с.
  2. Елисеев, Д. Насилие в семье как проблема современного общества / Д. Елисеев — М.: Свобода, 2011. — 212 с.
  3. Григович, И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: учебное пособие для студентов и врачей / И. Н. Григович. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2011.- 288 с.
  4. Горшкова, И. Д. Насилие над женщинами в современных российских семьях [Текст] / И. Д. Горшкова, И. И. Шурыгина. МАКС-ПРЕСС, 2009–196 с.
  5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебное пособие /И. А. Зимняя.- М.: Сфера, 2009.- 384 с.
  6. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года // Справочная правовая система Гарант, 2012. — Режим доступа: http://base.garant.ru/2540422/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle