Библиографическое описание:

Асадуллина Н. Р., Мальцева Л. Р. Формирование духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 159-161.

В статье представлен опыт работы по формированию духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности.

 

Еще никогда в нашем обществе не стояла так остро проблема духовно-нравственного образования. Подрастающее поколение с каждым днем становится все более агрессивным, жестоким и бездуховным. Поэтому нашему обществу необходимы люди, которые бы смогли оказать на подростков источники позитивного воздействия. Несомненно, на подготовку образованных, высоконравственных людей обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности, уйдет немало времени, но необходимо уже сегодня нам педагогам строить свою работу в соответствии со временем. Уже с раннего возраста важно дать детям представление о нормах поведения, сложившихся в обществе за долгие годы его развития. Научить ребенка самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность, учитывая интересы социума.

Для реализации духовно — нравственного образования школьников необходимо преобразовать методы и подходы к обучению и воспитанию в целом. Это зависит не только от компетентности педагога в области знаний преподаваемых предметов, но и в большей степени от умения педагога направить свою деятельность на нравственное воспитание ребенка.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Соответственно, развиваются такие качества как: патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям [5, с. 21].

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом в обучении и воспитании младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей [3, с. 14].

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами, правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

В нравственном воспитании младших школьников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств [2, с. 28]

В этом направлении в нашей школе-интернате спортивного профиля с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков, как литературных героев, так и самих ребят. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, которая способствует развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок осваивает социально — исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

О воздействии искусства на чувства и душевное состояние человека говорилось всегда и во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, зрителя, читателя. Его подготовленности к общению с искусством. [1]

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это поможет подготовить ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Качественное образование — это, прежде всего, становление человека, обретение им самого себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека — значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией [4, с. 31]

Каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей. В. В. Ломакина,доцент кафедры режиссуры и мастерства актера ОГИИК, считает, что у подлинного счастья всегда две стороны. Первая — счастье человеческого общения, счастье взаимопонимания. Способность к такому счастью можно формировать. Способность сопереживания — это фундамент любого понимания человека человеком. Эту способность может формировать искусство.

Вторая сторона — это счастье творческого труда. Счастье труда, в котором проявляется личность человека. Способность к творчеству также можно формировать через искусство — так как это сильнейший инструмент в руках педагогики.

Огромные возможности для решения проблемы формирования духовной культуры младших школьников раскрывает искусство, и театральное искусство в частности. Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский музыкальный театр, как форма дополнительного образования. [3.с.68]. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства. [5.с.101]

Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимание языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовно-нравственный мир человека [4. с.19]

Театр имеет одну особенность, не свойственную другим видам искусств, — живое воплощение образа, игра — драматизация, это непосредственное общение с миром через чувственное восприятие и воплощение ритма, пластики, интонации в окружающем мире. Вместе с этим открытие ребенком самого себя как уникального создания природы, способного к восприятию, осознанию мира как целого, неделимого организма, живущего по высшим законам диалектики — в гармонии добра, истины, любви и красоты. [1]

В рамках реализации федерального государственного стандарта начального общего образования в школе-интернате спортивного профиля на протяжении уже трех лет ведется театральная деятельность. Младшие школьники с удовольствием занимаются в студии «Детский музыкальный театр» и с каждым годом количество желающих посещать студию растет. Ребята имеют уникальную возможность реализовать свои творческие способности во время занятий. Робкие дети становятся более раскрепощенными, смелые — развивают свой творческий потенциал, что поможет им в будущем гармонично войти в социум. Взаимоотношения ребят носят дружелюбный, добропорядочный характер, позитивные межличностные отношения. Школьники учатся выступать на публике, общаться не только со сверстниками, но и со старшими товарищами, умеют спокойно и внимательно выслушать мнение собеседника, дипломатично выражать свое мнение. На основе художественной литературы готовят постановки спектаклей, после чего выступают перед всей аудиторией.

Такой опыт, безусловно, поселит в душах ребят добросердечность, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

 

Литература:

 

1.      Интернет — ресурс: http://www.jeducation.ru/4_2000/lomakina.htm

2.      Макаренко А. С. О воспитании. М.,1988.

3.      Степанов Е. Н. Планирование воспитательной работы в классе. М.: 2002.

4.      Сухомлинский В. А. Задачи воспитания в наши дни.// Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы. М.: Политиздат, 1991.

5.      Щуркова Н. Е. Классное руководство. Теория, методика, технология.- М., 1999.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle